Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романс «Дождик осенний» (муз. И. Шварца, сл. Б. Окуджавы)




 

Жаркий огонь полыхает в камине,

Тень, моя тень на холодной стене.

Жизнь моя связаны с вами отныне,

Дождик осенний, поплачь обо мне.

 

Сколько бы я ни бродила по свету,

Тень, моя тень на холодной стене.

Нету без вас мне спокойствия, нету.

Дождик осенний, поплачь обо мне.

 

Музыка.

 

¾ Две старшие дочери Прасковьи Александровны от первого мужа: Евпраксия и Анна, составляли два противоположных типа, которые, скорее всего, нашли отражение в Ольге и Татьяне в романе «Евгений Онегин», хотя явного портретного сходства нет.

¾ Ольга и Татьяна - два общих типа женщин пушкинской эпохи.

 

Зизи:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

 

Анна:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

 

¾ Аннет и Зизи были не похожи друг на друга, и каждая обладала ярко выраженной индивидуальностью.

¾ Ровесница Пушкина Анна Николаевна была мечтательницей, в детстве воображала себя героиней любимых книг, мечтала выйти замуж только за принца.

¾ Романтическая и замкнутая, она была способна на сильное глубокое чувство, что доказала ее долгая и беззаветная любовь к Пушкину.

¾ Она преклонялась перед ним, но он кроме дружеских чувств ничего к ней не питал.

 

Анна: Из письма Анны Вульф к Пушкину "…Я долго колебалась, писать ли Вам, пока не получу от Вас письма, но так как размышления никогда мне не помогают, я кончила тем, что уступила желанию написать Вам. Знаете ли Вы, что я плачу, над письмом к Вам? Это компрометирует меня, я чувствую, но это сильнее меня, я не могу с собой справиться… Если Вы еще будете сердиться на меня за то, что я осталась здесь, вы будете после этого чудовищем…"

 

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

 

Анна: "Я радуюсь Вашему освобождению и поздравляю Вас с ним, хотя в глубине души дала бы многое, чтобы Вы побыли еще в Михайловском. Все мои усилия не могут заглушить боль, которую я испытываю от того, что не найду Вас больше в Тригорском".

 

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

 

Музыка.

 

¾ Зизи – веселая, непосредственная, живая, не испытавшая еще ни невзгод ни разочарований, просто жила и радовалась жизни.

¾ Ей только что минуло 15 лет, и в ней было много ребяческого.

Пушкин: На днях я мерился поясом с Евпраксией, и талии наши нашлись одинаковы. Следует из двух одно: или я имею талию 15-летней девушки, или она талию 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила.

Зизи:

Строй рюмок узких, длинных,

Подобно талии твоей,

Зизи, кристалл души моей,

Предмет стихов моих невинных,

Любви приманчивый фиал,

Ты, от кого я пьян бывал!

 

Музыка.

 

¾ Первый год, проведенный в Михайловском, был к Пушкину благосклонен.

¾ Если стараться не думать о пяти годах ссылки, о том, что царь, возможно, решил не выпускать его из деревни, что попытка вырваться из Михайловского, сославшись на болезнь, не увенчалась успехом, все же было чему радоваться.

¾ Приезд Пущина, Дельвига…

¾ Первая глава "Евгения Онегина" - та тоненькая книжечка, что лежала у него на столе, которой он не уставал любоваться…

¾ Сборник стихов – первый его сборник – отослан в Петербург и ждет своей очереди.

¾ В половину готовая трагедия «Борис Годунов» вселяет надежду, что к зиме на последней ее странице он поставит последнюю точку.

¾ "Онегин" движется.

 

Выходит Пушкин, садится за стол, заваленный рукописями.

 

¾ Тихое раздумье Пушкина над рукописью!

¾ Он любит набрасывать стихотворение сразу, целиком, расставлять колонками возможные рифмы, счастливые выражения, закрепляет эмоциональные удары, еще не зная, как и куда они лягут, где больше пригодятся.

¾ Первоначальный сырой текст мало напоминает окончательный.

¾ Вариантов – невероятное количество, рукописи испещрены поправками. Ту же зарисовки, графика с ретушью, какими-то секретами ассоциаций связанные с текстом.

¾ Строки нередко начисто заливаются чернилами от накриво проведенного пера.

¾ Пушкин подолгу ищет точные слова.

¾ Многие известные нам строфы "Онегина" могли бы выглядеть совсем по-другому.

 

Пушкин сидит за столом и пишет. На заднем плане разыгрываются сцены.

 

¾ Вдруг двери настежь. Ленский входит,
И с ним Онегин.

¾ "Ах, творец! —
Кричит хозяйка: — наконец! "

¾ Теснятся гости, всяк отводит
Приборы, стулья поскорей;

¾ Зовут, сажают двух друзей.

¾ Сажают прямо против Тани,

¾ И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слёзы из очей
Хотят уж хлынуть;

¾ Вдруг упала
Бедняжка в обморок; тотчас
Её выносят;

¾ Суетясь, толпа гостей залепетала.
Все на Онегина глядят,
Как бы во всём его винят.

(Сцена замирает. Пушкин перечитывает написанное, недоволен – комкает лист и пишет заново).

 

¾ Вдруг двери настежь. Ленский входит,
И с ним Онегин.

¾ "Ах, творец! —
Кричит хозяйка: — наконец! "

¾ Теснятся гости, всяк отводит
Приборы, стулья поскорей;

¾ Зовут, сажают двух друзей.

¾ Сажают прямо против Тани,

¾ И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,

¾ Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать;

¾ Уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком
И усидела за столом.

(Все уходят. Пушкин продолжает писать).

Пушкин:

В чертах у Ольги мысли нет,
Как в Рафаелевой Мадонне.
Румянец, да невинный взор
Мне надоели с давних пор.
― Всяк молится своей иконе,―
Владимир сухо отвечал,
И наш Онегин замолчал.

(Пушкин перечитывает написанное, недоволен – комкает лист и пишет заново).

В чертах у Ольги мысли нет,
Как у Рафаеля в Мадонне.
Поверь ― невинность это вздор,
А приторный Памелы взор
Мне надоел и в Ричардсоне.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.

(Пушкин перечитывает написанное, недоволен – комкает лист и пишет заново).

В чертах у Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
Кругла, красна лицом она
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.

 

Музыка «Барыня».

К Пушкину входит дворовый мальчик

Мальчик: Приказано немедля отдать хозяину в собственные руки!

Пушкин: А еще что?

Мальчик: Приказано лететь обратно

Пушкин: Эй, малый, постой, куда ты! Как зовут-то?

Мальчик: Петрушка

Пушкин: А ну, иди сюда. На! (Пушкин протянул серебряную монетку) "Ваше Величество, государь всемилостивейший Александр Сергеевич! Честь имеем просить Вас пожаловать сего дня к двум часам пополудни в Троегорский замок, где ждут Вас по самонужнейшим делам и для приятного время­ препровождения. Ваши верноподданные - особы первых пяти классов". (Пушкин уходит за кулисы переодеваться в монаха)

Музыка «Барыня».

 

¾ В Тригорском его ждали, а он все не являлся.

¾ Выбегали на крыльцо, лаза­ли на чердак, откуда в большое полукруглое окно дорога из Михайловского на Воронич была видна, как с колокольни Георгиевской церкви на городище.

¾ Смотрели даже через дедовскую медную "подозрительную" трубу.

¾ А он все не являлся.

¾ Боялись за пироги, испеченные в его честь.

¾ Пироги были с мясом, рыбой, яблоками и вареньем.

¾ Они были давно готовы и торжественно лежали в столовой на большом столе, накрытые белой льняной скатертью.

(Входит Пушкин в рясе, изображая монаха, падает на колени у ног Прасковьи Александровны).

Пушкин: "Царица преблагая, надежда и прибежище мое, радость и покровительница! Разрешите, утешительница, облобызать ручки ваши! Погасите, радость моя, пламень страстей моих, ибо убог, окаянен, нищ еси! Славлю пречестное имя ваше и имена всех дев ваших во веки ве­ков. Аминь" (сделал Прасковье Александровне земной по­клон и целование ручки).

Прасковья Александровна: Ну-ну, экой вы, сударь, шалун. Пора остепениться… Женить вас на­до, вот что! Тогда и дурачиться перестанете!

Пушкин: А вы, сударыня, совершенно правы! Мне надобно жениться. Надо. На­до. Надо! Надоела эта жизнь холостяцкая, пустая, беззаконная. Хмельная. Суетливая… Будет семья, женушка, детки. Согласие. Апофеоз. Понима­ние. Степенство. Труд вожделенный. Уважение. А только кто же за меня, та­кого несчастного, пойдет? У жениха-то ведь ни двора, ни кола, а в кармане комар на аркане. Ну, кто же выйдет за меня, такого разнесчастного? Ах, почему вы не человеки, а богини, ангелы, херувимы, Вот бы... (берет под руку Зизи) Пардон, мадмуазель! (ловко выскочил из мона­шеского балахона)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.