Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №5 2 страница




кто это зло испытывает, его и преодолевал. Значит, зло необходимо

как условие совершенствования личности, оно неприятно, но полезно.

Цель человека – достижение гармонии с Божественной волей. Это

возможно, если человек покорен судьбе, проявляет стойкость духа и

невосприимчивость к страданиям и не подчиняется страстям (таким,

как страх, печаль, удовольствие, вожделение). Рассматривая страсти

как источник зла, стоики считали разумным пребывание в постоянном

равновесии, соблюдение во всем меры; поступки же рассматривали

как результат свободного проявления воли человека, познавшего все-

общий закон (необходимость).

Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика

стоиков, но трактует их противоположным образом. Достижение чело-

веком блага рассматривается как путь, прохождение которого основа-

но на четком различении факторов, способствующих достижению це-

ли, и факторов, препятствующих этому. Первые – источник наслажде-

ния, вторые – страдания. Человек получает наслаждение, удовлетво-

ряя свои естественные потребности, и испытывает страдание, если

встречает этому препятствие.

Следует избегать страдания, но не следует избегать страстей, так

как они являются естественным проявлением человеческой сущности.

Бесстрастие не является добродетелью. По мнению Эпикура, человек

должен четко отграничивать в своей жизни то, что находится во вла-

сти судьбы и, следовательно, неизменно, от того, что зависит от само-

го человека (эта область является сферой активного действия).

В средние века этика разрабатывалась на основе осмысления

христианского учения.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, про-

поведуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление

злу насилием (последнее предполагало сопротивление без нанесе-

ния вреда другому, противостояние нравственное. Однако это ни в

коем случае не означало отказ от своих убеждений).

В этом же смысле ставился и вопрос о моральном праве на осуж-

дение: «не судите, да не судимы будете». Это надо понимать как «не

осуждайте, не выносите приговора, ибо вы сами не безгрешны», но

остановите совершающего зло, пресеките распространение зла.

Средневековая этика возвращается к переосмыслению содер-

жания основных этических категорий, прежде всего, добра и зла.

У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность

добра. В то же время все, сотворенное Богом, причастно к идее абсо-

лютного добра. В процессе воплощения этой идеи в материальном ко-

личество добра убывает, и вещь в результате всегда менее совершен-

на, чем её идея. Проявление зла связано с деятельностью человека,

его волей. Божественное начало свободно от ответственности за зло,

существующее на земле. Носителями нравственности, по мнению Авгу-

стина, являются те, кто избраны Богом, и моральное совершенство че-

ловека не является, таким образом, следствием его воспитания, но да-

но ему свыше. Величайшая добродетель – это любовь к Богу, привя-

занность же к земным благам почитается грехом.

Этика позднего Средневековья (Фома Аквинский) связывает

категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы

воли, которая, в свою очередь, соотносится с разумом и проявлени-

ем Божественной благодати.

Цель человека – достижение абсолютного блага, обладание таким

благом есть счастье. Наряду с этой высшей целью человек может

стремиться и к другим целям. Божественная воля может быть постиг-

нута человеческим разумом. Равноправие веры и разума (взамен их

противопоставлению) укрепляет этические позиции позднего средне-

вековья, делает их менее уязвимыми в сравнении с ранними концеп-

циями этого периода.

Эпоха Возрождения имела выраженную гуманистическую на-

правленность. Главным предметом исследования становится сам че-

ловек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстан-

ций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качества-

ми, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его лично-

стью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают

значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высо-

кие духовные требования.

Обращаясь к этической традиции античности, мыслители эпохи

Ренессанса делают попытку возродить эпикуреизм, считавший высшим

благом наслаждение. Так, мыслитель позднего Возрождения Эразм

Роттердамский в своих этических построениях исходит из требования

не нарушать ни в чём меру, ибо соблюдение меры обеспечивает ста-

бильность человеческой жизни. Этика Возрождения декларировала

идею принципиального равенства людей независимо от их положения

в обществе и происхождения.

В эпоху Нового времени были сделаны попытки построения

безрелигиозной этики.

Б. Спиноза, опираясь одновременно на эпикурейцев и стоиков,

строит собственное представление о совершенном человеке-мудреце,

устраивающем свою жизнь, руководствуясь разумом и интуиций, в ус-

ловиях общества, юридические законы которого обеспечивают соблю-

дение моральных норм. Таким образом, источниками моральных цен-

ностей, согласно Спинозе, являются, с одной стороны, сам человек,

интуитивно постигающий нравственные ориентиры, и, с другой сторо-

ны, государство, обеспечивающее юридическое закрепление мораль-

ных норм.

Традиционные этические категории добра и зла Спиноза анализи-

рует в соотношении с понятиями «удовольствие» и «неудовольствие»:

так, добро, поскольку оно является благом и приносит пользу, воспри-

нимается положительно (удовольствие), тогда как зло, поскольку оно

наносит ущерб и не приносит пользы, оценивается отрицательно (неудовольствие). Спиноза дал новое понимание того, что обозначает че-

ловеческая свобода. Исходя из представления, что «свободной назы-

вается такая вещь, которая существует по одной только необходимо-

сти собственной природы и определяется к действию только самой со-

бой», Спиноза, называет свободным человека, который руководству-

ется собственным разумом и идет своим путем.

Эпоха Просвещения началась с ниспровержения ранее суще-

ствовавших этических концепций. Просветителей равно не удовле-

творяли и христианская этика, и атеизм. Отрицание всех нравствен-

ных традиций возвращало к исходным элементам этической теории

– категориям. Опять был поставлен «вечный» вопрос об источниках

добра и зла. Интерпретация этих категорий переадресовывалась в

сферу социальную.

Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравен-

ством, несовершенством государственного устройства. Цивилизация,

принесшая неравенство, расслоение, отчуждение, тоже объявляется

злом для человечества. Стремление человека к благополучию (кото-

рое понимается как материальное благосостояние) разъединяет лю-

дей, индивидуализирует их деятельность, часто заставляет поступать

вопреки своим нравственным представлениям. В условиях цивилизо-

ванного общества человек утрачивает мораль и свободу. Собствен-

ность, которой он обладает и от которой не в состоянии отказаться,

делает его зависимым. Истинная свобода состоит не в обладании, а в

отказе от собственности, что возможно лишь в обществе, возвращен-

ном в «естественное состояние» (Ж.-Ж. Руссо).

Немецкая классическая философия стремилась

разработать основы универсальной этики. В основу этики И. Канта

положен категорический императив, внутренний нравственный

закон личности.

В «Метафизике нравов» он изложил развернутую и аргументиро-

ванную этическую концепцию. Моральное чувство, понимаемое Кантом

как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносит-

ся с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы

«нравственно мертвым», ничем не отличался от животного. Моральное

чувство – врожденное качество. К этой же категории Кант относит и

совесть – «практический разум, напоминающий человеку в каждом

случае применения закона о его долге: оправдать или осудить». Нель-

зя совершенно отрицать наличие совести у кого-то, можно говорить

лишь о том, что человек «имеет склонность не обращать внимания на

суждения её».

Категория долга занимает чрезвычайно важное место в этиче-

ской системе Канта. Долг по отношению к другим – делать добро, долг

по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить её достойно.

«Максима благоволения (практическое человеколюбие) – долг всех

людей друг перед другом (всё равно, считают их достойными любви

или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего

своего как самого себя». Человек должен «благотворить, т.е. по мере

возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь

получить за это какое-либо вознаграждение».

Долг перед самим собой предполагает такие обязанности, как са-

мосохранение, развитие своих естественных сил (духовных, душевных

и телесных), «увеличение своего морального совершенства». Началом

всякой человеческой мудрости Кант называет моральное самопозна-

ние, которое формирует «беспристрастность в суждениях о самом себе

при сравнении с законом и искренность в признании себе своего мо-

рального достоинства или недостойности».

Г. Гегель назвал нравственность разумом воли, утверждал, что

«человек не станет господином природы, пока он не стал господином

самого себя». Гегель рассматривает мораль в соотношении с правом:

«То, что можно требовать от человека на основании права, представ-

ляет собой некоторую обязанность. Долгом же нечто является по-

стольку, поскольку оно должно быть исполнено из моральных сообра-

жений... Правовые обязанности характеризуются внешней необходи-

мостью, моральные же основываются на субъективной воле». Человек

нравственный стремится сопоставить свои внутренние побуждения с

общепринятыми внешними установлениями. Соблюдение этой меры

соответствия гарантирует индивиду самосохранение.

Моральный долг, по Гегелю, предполагает обязанности: «Право

оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же преимуще-

ственно касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершал-

ся из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву об-

раз действий морален, если побудительной причиной последнего яв-

ляется уважение к праву».

Этические представления Гегеля созвучны кантовским, в особен-

ности его рассуждения о долге «всеобщего человеколюбия» и обязан-

ностях. Они проникнуты духом гуманизма, характерным для немецкой

классической философии в целом.

Представители философии иррационализма усомнились в

возможности создания универсальной теории морали.

Для этики А. Шопенгауэра характерны черты нигилизма и пес-

симизма. Центральное понятие его системы – «мировая воля» – объяс-

няется как единый принцип, являющийся причиной возникновения

всех вещей и процессов, в том числе и зла. В человеке мировая воля

реализуется в виде низменных инстинктов и аффектов. Подавляя в се-

бе волю к жизни, человек ограничивает эту силу, творящую зло. Нрав-

ственный человек, с точки зрения Шопенгауэра, должен понимать, что

общепринятое суждение о том, что мы живем для счастья, ошибочно, а

естественным атрибутом жизни является страдание, которое надо при-

нимать как должное, не пытаясь уйти от него («чем больше человек

страдает, тем скорее достигает он истинной цели в жизни»). Человек

должен предельно ограничить свои претензии и желания: чем меньше

их будет, тем легче достичь удовлетворения («каждое ограничение

способствует счастью»). В отношении к другим должно проявлять аль-

труизм, вплоть до самоотречения, сострадать любому, кто в этом нуж-

дается. Таким образом личность избавляется от собственного эгоизма.

Ф. Ницше выступил с критикой современной морали. «Мораль

нынче, – увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и

силою отребья, которому не следовало бы жить; мораль милосердия

говорит каждому: «Ты все-таки представляешь собою нечто весьма

важное», что, разумеется, есть ложь... Должно быть, некий дьявол

изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью, а другой дьявол

лишит их однажды её, чтобы замучить самопрезрением».

Совершенный человек, по Ницше, не нуждается в несовершенной

морали – он выше всех нравственных установлений. «Создать из себя

цельную личность и во всем, что делаешь, иметь в виду её высшее

благо – это даёт больше, чем сострадательные побуждения и действия

ради других». Человек, идущий к своей цели осознанно и целеустрем-

ленно, рассматривает других людей как средство достижения цели или

как препятствие на своем пути.

Современная этика разрабатывает принципы этики ненаси-

лия.

Этика ненасилия – это обоснование таких принципов и методов

решения проблем и конфликтов, которые исключают применение на-

силия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия –

это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отно-

шения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

Этика благоговения перед жизнью разработана А. Швейцером

(1875-1965). Её основополагающим принципом является благоговение

перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страда-

ний живущих. Духовная жизнь, по мнению Швейцера, идет нам на-

встречу в природном бытии. Благоговение перед жизнью относится и к

природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной

жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью ду-

ховной.

Объектом нравственного отношения для Швейцера становится

любая жизнь – человека, природы, животного мира, микроорганизмов.

Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жиз-

ни. «Находясь вместе со всеми живыми существами под действием за-

кона самораздвоения воли к жизни, человек все чаще оказывается в

положении, когда он может сохранить свою жизнь, как и жизнь вооб-

ще, только за счёт другой жизни. Если он руководствуется этикой бла-

гоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает её

лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно.

Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в кото-

ром он мог бы помочь жизни и отвести от неё угрозу страдания и унич-

тожения».

Ключевыми понятиями современной аксиологии являют-

ся «ценность», «оценка», «оценочное отношение».

Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение

для людей в культурном, общественном или личностном отношени-

ях.

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека –

свои ценности. Ценности относительны, они меняются в зависимо-

сти от изменения потребностей и интересов людей, от формы гос-

подствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и

других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо суще-

ствуют определённое (иногда весьма продолжительное) время. Бо-

лее того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на про-

тяжении всего существования человечества (например, жизнь, бла-

го), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Под оценкой обычно понимают суждение о значении предмета

или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отноше-

ния.

Оценочное отношение возникает не к любому предмету или яв-

лению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или соци-

альную значимость. В процессе (и в результате) отношения форми-

руется оценка как суждение о значимости данного феномена для

человека и человечества.

Оценочное суждение носит нормативный характер, предполагает

наличие нормы-эталона, с которой сравнивается, сопоставляется оце-

ниваемый предмет или явление. Оценка, как правило, сопровождается

паралингвистическим кодом передачи информации, в котором присут-

ствует скрытое или открытое отношение к явлению – восторг, осужде-

ние, предвкушение и т.п.

Любая оценка даётся по отношению к чему-либо, на основании

определённого критерия.

Выделяют критерии оценки: полезность того или иного свойст-

ва предмета или процесса для человека и приятность. Наибольшее

распространение имеет точка зрения, в которой полезное увязывается

не с субъективно-гедонистическим наслаждением, а с объективным

прогрессом человечества, следовательно, с развитием самого чело-

века. В этом смысле можно считать, что полезное – это то, что способ-

ствует прогрессу человечества и развитию личности, что во благо че-

ловеку и человечеству. Именно такое полезное, т.е. благо, представ-

ляется достаточно общим, относительно объективным и приемлемым

критерием для оценки ценности.

Возможно классифицировать ценности по следующим основани-

ям:

– по содержанию деятельности, в которой реализуются или об-

ретаются ценности: производственные, бытовые, профессиональные

и др.;

– по широте их содержания выделяют индивидуальные, группо-

вые (классовые, этнические, конфессиональные и др.) и общечело-

веческие ценности;

– по значимости для человека и человечества все ценности де-

лят на высшие (имеют неутилитарный характер, вечны и абсолют-

ны) и низшие (ценности выступают средствами для достижения ка-

ких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию

обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны,

время их существования ограничено).

 

 

Таблица с телефона

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят

свое отражение взгляды, представления, нормы и оценки поведения

отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общест-

венной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общест-

венные устои, строй жизни, общение людей. При помощи морали

общество оценивает не только практические действия людей, но и

их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной ре-

гуляции играет формирование в каждом индивиде способности от-

носительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию

поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта

способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чув-

ство собственного достоинства.

Совесть – это этическая категория, выражающая высшую фор-

му способности личности к моральному самоконтролю.

Честь – это этическая категория, включающая в себя моменты

осознания индивидом своего общественного значения и признания

этого значения со стороны общества.

Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих ка-

честв, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общест-

венного значения.

Моральные нормы формируются в процессе утверждения, раз-

вития моральных взглядов и идеалов. Моральные нормы исполняют-

ся в силу привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали вы-

ступает совесть индивида и общественное мнение, общественная

оценка поведения.

 

 

Средства социальной регуляции

 

  Обычай Мораль Право
Свобода выбора Нет, основан на внешних санкци- ях (правилах, ри- туалах) Есть, основана на внутренних санкциях (стыд, угрызения со- вести, долг) Нет, основано на внешних санкциях (нормы, законы)
Возникновение   Спонтанно Спонтанно Целенаправленно
Возможность для роста личности   Не содержит Призывает к самосо- вершенствованию   Не содержит
Обращено К локальному со- обществу Всеобщая форма вы- ражения   Конкретное сооб- щество  
Что регулирует   Поддерживает интересы людей Влияет на природу интересов, способствует формирование потребностей Развитые интересы людей
Функции   Трансляция культуры и нор- мативизация от- ношений Трансляция культуры и нормативизация отношений   Нормативизация отношений  

 

Категории морального сознания

Категории морального сознания отражают представления о меха-

низмах моральной регуляции. В обыденном сознании они всегда на-

полнены таким личным смыслом, который оказывает непосредствен-

ное влияние на мотивацию поведения.

Добро и зло

Добро и зло − противоположные друг другу оценки. В широком и

изначальном смысле добро тождественно благу. Добро все то, что

способствует выживанию, увеличению мощи рода, что способно дать

защиту от врагов. Зло – все противоположное. Постепенно в этических

учениях было сформулировано более узкое понимание добра: как

правильного поведения. Процесс сужения понимания добра, отнесения

его лишь к явлениям, связанным с непосредственными поступками в

отношении других людей, получил завершение в христианской этике.

Более узкое значение, т.е., значение недостатка добра, недолжного

поведения, - получает в христианстве и определение зла.

М. Монтень писал: «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она

вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что превращают её».

Добро может быть определено как все то, что поддерживает го-

меостаз, обеспечивает увеличение общественного богатства, способ-

ствует росту производства материальных и духовных благ, все, что

обеспечивает развитие всех продуктивных способностей каждой лич-

ности. Зло может быть определено как все то, что разрушает систему,

ведет к её деградации, в том числе в результате того, что в этой сис-

теме нарушается достоинство какой-то части людей, развитие одних

осуществляется за счёт других.

П.А. Кропоткин утверждал: «На какой бы низкой ступени умст-

венного развития ни стоял человек, как бы ни были затуманены его

мысли всякими предрассудками или соображениями о личной выгоде,

он все-таки считает добром то, что полезно обществу, в котором он

живет, и злом то, что вредно этому обществу».

 

Классификация этических теорий

 

Таблица с телефона

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.198 сек.