КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение В.С. Соловьёва о человеке
Первобытный Человек Природный человек Духовный человек
Таблица с телефона
Метаморфозы человека как родового существа проходят три фа- зы: «первобытную» до грехопадения, природную (нынешнее состоя- ние) и духовную (идеал к которому следует стремиться). Человек на- делен самосознанием. Он является высшим звеном эволюции природы и обладает способностью знать цель космогонического процесса. Он может продолжить дело Творения, осуществляя в своей жизни высшую целесообразность бытия. Человек в состоянии утверждать себя от- дельно от Бога, вне его, осознавать себя внутри свободным, выше всякого внешнего, от него не зависящего начала, считать себя цен- тром всего. Но это порождает проблемы: когда человек заявляет о своей самостоятельности и независимости от Бога, он «закрывает» от всего свою душу и оказывается в чуждом, враждебном для себя мире. Отступив от Бога, человек вынужден искать его, чтобы избавиться от этой враждебности. Постепенное одухотворение человека через внут- реннее усвоение и развитие им Божественного начала открывает путь к богочеловечеству. Человек становится естественным посредником, связующим звеном между Богом и бытием, между природой Божеской и человеческой. Главное предназначение человечества заключается в том, чтобы воплотить в себе Софию, т.е., творческую энергию Бога. Воплощая Софию, Божественную премудрость, человечество, и через него весь мир, приближается к Богу как к Абсолюту. Смысл учения о Софии заключается в том, чтобы дать более глу- бокое обоснование Божественного присутствия в реальной действи- тельности, показать, что это присутствие вызвано проявлением, дея- тельностью в действительности «души мира», Софии, олицетворяющей и выражающей премудрость Бога. При этом София выступает как ор- ганизующая сила, обеспечивающая всеединство, единство всего суще- го. И эта способность Софии быть организующей силой обусловлива- ется её соединением с Божественным началом. Поэтически свой опыт общения с Софией Соловьёв выразил так: И в пурпуре небесного блистанья Очами, полными лазурного огня, Глядела ты, как первое сиянье Всемирного и творческого дня. Что есть, что было, что грядёт вовеки – Все обнял тут один недвижный взор … Синеют подо мной моря и реки, И дальний лес, и выси снежных гор. Всё видел я, и всё одно лишь было – Один лишь образ женской красоты … Безмерное в его размер входило,- Передо мной, во мне – одна лишь ты. Нравственный смысл человека состоит в служении чистому, все- стороннему добру, так как только оно ведет к абсолютному совершен- ству, сочетающему в себе добро, благо и блаженство. Человек, прежде всего, должен осознать свое нравственное несовершенство. Далее, ему необходимо признать существование абсолютного добра. И, нако- нец, он должен испытать свое стремление приблизиться к идеалу доб- ра, чувствовать постоянное желание совершенствоваться. Экзистенциалисты Василий Васильевич Розанов (1856–1919) − журналист, писа- тель автор книг «Легенда о Великом Инквизиторе» (1894), «Около церковных стен» (1906), «Метафизика христианства» (1911), «Уеди- ненное» (1912), «Апокалипсис нашего времени» (1917−18), статьи и сборники «Религия и культура» (1899), «Природа и история» (1900), «Семейный вопрос в России» (1903). Розанов – религиозный мыслитель, критиковавший христианство. Розанов не принимал в христианстве приоритет Логоса, Слова над ак- том творения. Он считал, что Слово и Плоть разорвались в историче- ском движении и отнеслись к разным полюсам. Сухое Слово и живая Плоть плохо понимают друг друга. Фигура Христа слишком объёмна и на фоне её все земное умаляется и «тает как снежный ком». Прошли времена, когда религия Христа питала напряженную средневековую мысль драгоценными истинами Божественной мудро- сти. Основою и фундаментом жизни европейского человечества, счи- тал философ, давно уже служат экономика и знания (науки). Христи- анству поневоле приходится занимать только «уголок в современной цивилизации», как давно высохшей «мумии» – в драгоценном сарко- фаге. Некосмологичность, ограниченность, искусственность прежде незыблемых истин «гасят» последние всплески христианского влияния на мир. Христианство не находит общего языка с жизнью, обращая взор к потустороннему, к загробной тайне, к земным страданиям, а жизни чужда эстетика мрачного, жизнь требует сочных красок, игры, усилия, смеха, гордости. Религия должна быть светлой и радостной, замешан- ной на «играющей крови», а не постной, прилизанной мозаикой слов, «плоской и ясной как доска». Таинство жизни, чудо жизни особым образом распределяет роли между мужчиной и женщиной. И здесь христианство более всего ка- жется ограниченным, поскольку оно не может ответить на самые за- конные требования жизни, будучи «сдавлено» духом отрицания вся- кой плоти. Николай Александрович Бердяев (1874–1948) в молодости стремился сочетать марксизм с неокантианством, но вскоре отказался от этих теорий, заинтересовался философией Владимира Соловьёва и затем приступил к самостоятельной разработке христианского миросо- зерцания. Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противополож- ность между духом и природой, а не между психическим и физиче- ским. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь и творческая деятель- ность; природа – объект, вещь, необходимость, определённость, пас- сивная длительность и неподвижность. К царству природы относится всё, что объективно и субстанциально (под субстанцией Бердяев по- нимает неизменное, замкнутое бытие), множественное и делимое во времени и пространстве. С этой точки зрения не только материя, но психическая жизнь также относится к царству природы. Царство духа имеет другой характер: в нём разногласия преодолеваются любовью; отсюда дух не является ни объективной, ни субъективной реально- стью. Познание духа достигается посредством опыта. Все философские системы, не основанные на духовном опыте, являются натуралистиче- скими: они суть отображения безжизненной природы. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой дея- тельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. В своей сокровенной сущности Божество иррационально и сверхрационально; попытки выразить Бо- жество через понятия неизбежно представляют собой антиномию (ис- тина о Боге должна быть выражена парой противоречащих суждений). Божество выходит за пределы естественного мира и может рас- крыть себя только символически. Символы в религиозной философии неизбежно связаны с мифами – такими как, например, миф о Проме- тее, о грехопадении, об искуплении и о спасителе. Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, т.е., произвольность; рациональную свободу, т.е., исполне- ние морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бо- га. Человеческая иррациональная свобода коренится в «Ничто», из которого Бог сотворил мир. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Человеческое тело как вечный аспект личности является «формой», а не просто физико- химической сущностью, и должно быть подчинено духу. Телесная смерть необходима для осуществления полноты жизни; эта полнота предполагает воскресение в некотором совершенном теле. Половые различия означают раздвоение; целостная личность не имеет половых признаков, она – гермафродит. Творческая деятельность че- ловека представляет собой дополнение к Божественной жизни; поэто- му она имеет некоторое теогоническое, а не только антропологическое значение. Существует вечная человечность в Божестве, а это значит, что существует также Божество в человеке.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |