Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский духовный ренессанс




Русский духовный ренессанс имеет следующие аспекты:

во-первых, культурологические – как период развития культу-

ры, синонимом ему может быть понятие Серебряный век. Процессы,

происходившие в элитарном и народном пластах культуры в России

на рубеже веков, по существу относятся к ренессансным, потому что

связаны с «переходными» процессами, когда ускоренная модерни-

зация вела к смене традиционного общества индустриальным;

во-вторых, это было социально-политическое движение либе-

ральной интеллигенции, предлагавшей особый национальный путь

развития России в ХХ веке, включающий достижения парламентско-

го государства Запада с его техническими удобствами и православ-

ную систему ценностей. Этот аспект русского духовного ренессанса

воплощают представители нового религиозного сознания;

в-третьих, в историко-философском плане это был период раз-

вития русской философии с начала 80-х годов ХIХ века по 20-е годы

ХХ века.

Русский духовный ренессанс в философском плане представлен

направлением «новых идеалистов», стремившихся соединить идеа-

лизм с жизнью.

Философию «новых идеалистов» можно определить как умозри-

тельно-деятельностный тип философствования. С одной стороны,

ориентированной на иррациональные и сверхрациональные источ-

ники познания, на познание трансцендентного, а с другой – эта фи-

лософия считала себя орудием изменения мира.

Установки ренессансной философии:

– на диалогичность – проявлялась в диалоге как литературно-

философский жанре, диалоге как способе общения (полемика на

страницах журналов, прения на религиозно-философских собрани-

ях), диалоге как структурном определении мышления его деятелей

(проявляется в их способности совмещать разные философские по-

зиции как взаимно необходимые);

– на утопизм – выражалась в социальном утопизме, который был

связан с пантеистическим размыванием границ между миром Небес-

ным и Земным, и с практицизмом, желанием сделать философию

действенной мудростью.

Из основополагающих онтологических принципов философии

русского духовного ренессанса следует отметить принцип всеедин-

ства (трансформировавшийся принцип пантеизма), который про-

явился в системах софиологического, монодуалистического и моно-

плюралистического всеединства и определил их онтологию и спе-

цифическую онтологизированную гносеологию.

Следующий принцип, внутренне связанный с принципом все-

единства – принцип непосредственности знания, определивший гно-

сеологию «новых идеалистов».

Этот принцип был заложен В.С. Соловьёвым, исходившим из того,

что мысль познающего субъекта должна двигаться не от сознания к

бытию, а, напротив, от бытия к сознанию. Причём, это бытие сущест-

вует одновременно и вне нас, и внутри нас, так как мы сами – часть

бытия. Принцип непосредственности знания лёг в основу учения о

цельном знании и живом знании; в этом проявился онтологизм позна-

ния представителей русского духовного ренессанса: субъект и объект

сращены друг с другом, существует внутренняя связь между познани-

ем и бытием.

В центре внимания оказались моральные, политические, эсте-

тические проблемы, имеющие целью оправдание природы и челове-

ка. Это, несомненно, всегда было в центре внимания русской фило-

софии, но это было качественно новым для философии идеализма,

как её понимали в предыдущий период.

Сама постановка проблем, занимавших внимание представите-

лей русского духовного ренессанса, была не нова, но то, что они

рассматривались вместе, составляет особенность ренессансной фи-

лософии. Так, проблема подлинного гуманизма рассматривалась в

связи с задачей гармонизации человека и обретения им гармонично-

го состояния через творчество, что соответственно связывалось с

проблемой достоинства человека и смыкалась с проблемой космиче-

ского бытия и человека, как его центрального звена.

Софиологическое направление (В.С. Соловьёв)

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900) – русский фило-

соф-идеалист, поэт, публицист, литературный критик, сын знаменито-

го историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820−1879).

Основные работы: «Кризис западной философии. Против позити-

вистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877), «Чте-

ния о богочеловечестве» (1878–81), «Критика отвлеченных начал»

(1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1894−95),

«Теоретическая философия» (1899), «Три разговора» (1899−1900).

В учении Соловьёва центральной идеей является «всеединое су-

щее». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловле-

на тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от

друга, и каждый из них есть совокупность определённых сторон, свя-

зей и т.д. Даже наша Вселенная, по Соловьёву, не есть «хаос

разрозненных атомов», а представляет собой единое и связное целое.

Это относится к любому предмету, стороны которого всегда обра-

зуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определён-

ную целостность. Следовательно, для теоретического постижения ис-

тины познающий субъект должен брать сущее не только в его данной

действительности, но и в его целостности и универсальности, т.е.,

стремиться к познанию «всего во всем» в развивающемся в «полярных

определениях» единстве.

 

 

Таблица с телефона

 

 

«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины,

добра и красоты) постигается лишь «цельным знанием». Учение о нём

– другая фундаментальная идея. Характеризуя общие признаки цель-

ного, полного знания или «свободной теософии вообще», Соловьёв

считал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его

объективном проявлении; целью – внутреннее соединение человека с

истинно-сущим; материалом – данные человеческого опыта во всех

его видах (а не только в виде научного опыта); основной формой сво-

ей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанную в систему

посредством логического мышления и, наконец, деятельным источни-

ком (производящей причиной) – действие высших идеальных существ

на человеческий дух.

По своей структуре цельное знание есть органическое (а не меха-

ническое соединение) единство, синтез таких трех необходимых ком-

понентов, как теология, философия и опытная (положительная) наука.

Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсо-

лютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой

органический синтез названных компонентов представляет собой

цельную истину знания как такового.

Идеи всеединства была связана с учением о Софии как «вечной

женственности», которая есть конкретное выражение всеединства;

формулировка общего закона развития и применение его к разным

сферам действительности (прежде всего – к истории человечества);

разработка «органической логики» как системы определённых катего-

рий и её метода – диалектики; понимание «экономического общества»

(«материального, экономического труда») как исходного начала и ос-

новы всей социальной жизни, осязательно включающей в себя нравст-

венность; обоснование необходимости «практизации» философии, т.е.

выведение её не только к «моральной действительности», но и к

«жизни народной» в целом, где она должна давать «верховные опре-

деляющие начала для жизни»; учение о богочеловечестве и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.