КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русский духовный ренессанс
Русский духовный ренессанс имеет следующие аспекты: во-первых, культурологические – как период развития культу- ры, синонимом ему может быть понятие Серебряный век. Процессы, происходившие в элитарном и народном пластах культуры в России на рубеже веков, по существу относятся к ренессансным, потому что связаны с «переходными» процессами, когда ускоренная модерни- зация вела к смене традиционного общества индустриальным; во-вторых, это было социально-политическое движение либе- ральной интеллигенции, предлагавшей особый национальный путь развития России в ХХ веке, включающий достижения парламентско- го государства Запада с его техническими удобствами и православ- ную систему ценностей. Этот аспект русского духовного ренессанса воплощают представители нового религиозного сознания; в-третьих, в историко-философском плане это был период раз- вития русской философии с начала 80-х годов ХIХ века по 20-е годы ХХ века. Русский духовный ренессанс в философском плане представлен направлением «новых идеалистов», стремившихся соединить идеа- лизм с жизнью. Философию «новых идеалистов» можно определить как умозри- тельно-деятельностный тип философствования. С одной стороны, ориентированной на иррациональные и сверхрациональные источ- ники познания, на познание трансцендентного, а с другой – эта фи- лософия считала себя орудием изменения мира. Установки ренессансной философии: – на диалогичность – проявлялась в диалоге как литературно- философский жанре, диалоге как способе общения (полемика на страницах журналов, прения на религиозно-философских собрани- ях), диалоге как структурном определении мышления его деятелей (проявляется в их способности совмещать разные философские по- зиции как взаимно необходимые); – на утопизм – выражалась в социальном утопизме, который был связан с пантеистическим размыванием границ между миром Небес- ным и Земным, и с практицизмом, желанием сделать философию действенной мудростью. Из основополагающих онтологических принципов философии русского духовного ренессанса следует отметить принцип всеедин- ства (трансформировавшийся принцип пантеизма), который про- явился в системах софиологического, монодуалистического и моно- плюралистического всеединства и определил их онтологию и спе- цифическую онтологизированную гносеологию. Следующий принцип, внутренне связанный с принципом все- единства – принцип непосредственности знания, определивший гно- сеологию «новых идеалистов». Этот принцип был заложен В.С. Соловьёвым, исходившим из того, что мысль познающего субъекта должна двигаться не от сознания к бытию, а, напротив, от бытия к сознанию. Причём, это бытие сущест- вует одновременно и вне нас, и внутри нас, так как мы сами – часть бытия. Принцип непосредственности знания лёг в основу учения о цельном знании и живом знании; в этом проявился онтологизм позна- ния представителей русского духовного ренессанса: субъект и объект сращены друг с другом, существует внутренняя связь между познани- ем и бытием. В центре внимания оказались моральные, политические, эсте- тические проблемы, имеющие целью оправдание природы и челове- ка. Это, несомненно, всегда было в центре внимания русской фило- софии, но это было качественно новым для философии идеализма, как её понимали в предыдущий период. Сама постановка проблем, занимавших внимание представите- лей русского духовного ренессанса, была не нова, но то, что они рассматривались вместе, составляет особенность ренессансной фи- лософии. Так, проблема подлинного гуманизма рассматривалась в связи с задачей гармонизации человека и обретения им гармонично- го состояния через творчество, что соответственно связывалось с проблемой достоинства человека и смыкалась с проблемой космиче- ского бытия и человека, как его центрального звена. Софиологическое направление (В.С. Соловьёв) Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900) – русский фило- соф-идеалист, поэт, публицист, литературный критик, сын знаменито- го историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820−1879). Основные работы: «Кризис западной философии. Против позити- вистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877), «Чте- ния о богочеловечестве» (1878–81), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1894−95), «Теоретическая философия» (1899), «Три разговора» (1899−1900). В учении Соловьёва центральной идеей является «всеединое су- щее». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловле- на тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, и каждый из них есть совокупность определённых сторон, свя- зей и т.д. Даже наша Вселенная, по Соловьёву, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое и связное целое. Это относится к любому предмету, стороны которого всегда обра- зуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определён- ную целостность. Следовательно, для теоретического постижения ис- тины познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности и универсальности, т.е., стремиться к познанию «всего во всем» в развивающемся в «полярных определениях» единстве.
Таблица с телефона
«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается лишь «цельным знанием». Учение о нём – другая фундаментальная идея. Характеризуя общие признаки цель- ного, полного знания или «свободной теософии вообще», Соловьёв считал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении; целью – внутреннее соединение человека с истинно-сущим; материалом – данные человеческого опыта во всех его видах (а не только в виде научного опыта); основной формой сво- ей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанную в систему посредством логического мышления и, наконец, деятельным источни- ком (производящей причиной) – действие высших идеальных существ на человеческий дух. По своей структуре цельное знание есть органическое (а не меха- ническое соединение) единство, синтез таких трех необходимых ком- понентов, как теология, философия и опытная (положительная) наука. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсо- лютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового. Идеи всеединства была связана с учением о Софии как «вечной женственности», которая есть конкретное выражение всеединства; формулировка общего закона развития и применение его к разным сферам действительности (прежде всего – к истории человечества); разработка «органической логики» как системы определённых катего- рий и её метода – диалектики; понимание «экономического общества» («материального, экономического труда») как исходного начала и ос- новы всей социальной жизни, осязательно включающей в себя нравст- венность; обоснование необходимости «практизации» философии, т.е. выведение её не только к «моральной действительности», но и к «жизни народной» в целом, где она должна давать «верховные опре- деляющие начала для жизни»; учение о богочеловечестве и др.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |