Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация




Развитие английской драмы до Шекспира (Марло, Кид)

1. Популярностью театра у всех классов общества следует объяснить разнообразие и пестроту создававшегося для него репертуара. Репертуар этот был создан группой выдающихся драматургов, среди которых особенно выделяются Томас Кид. Кристофер Марло и Уильям Шекспир.

2. Томас Кид (1558-1594) считается основателем патетической близкой к мелодраме, трагедии – жанра, который получил наименование «кровавой» трагедии, ввиду скопления в ней убийств и злодеяний всякого рода. Кид был известен главным образом своей «Испанской трагедией», долго державшейся в репертуаре лондонских театров. В технике её построения искусно комбинируются приёмы трагедий Сенеки и средневековой английской драмы. В сюжетных ситуациях и технике пьесы Кида имеют много общего с шекспировским «Гамлетом». Это тем интереснее, что именно Киду приписывается не дошедшая до нас пьеса о Гамлете, предшествовавшая шекспировской.

3. Кристофер Марло (1564-1593) – один из талантливейших предшественников Шекспира. Он был сыном бедного башмачника. Но смог поступить в Кембриджский университет, где он получил степень бакалавра, а позднее магистра. Затем увлёкся театром, вероятно, сам некоторое время был актёром, приехал в Лондон и целиком отдался творчеству. Он вращался в кружках писательской богемы, где скоро завоевал репутацию опасного вольнодумца и атеиста. Жизнь Марло малоизвестна. Он был убит в одной из лондонских таверн при загадочных обстоятельствах. В творчестве Марло достаточно ясно раскрывается гуманистическое и реалистическое мировоззрение. Марло создал героическую трагедию сильной личности, дерзновенные мысли и волевые устремления которой являются центром драматического действия. Его первая пьеса «Тамерлан Великий» принесла Марло славу. Пьеса, в которой все действия были объединены сильной и волевой фигурой Тамерлана - долго с успехом ставилась в театрах. Марло был писателем, обработавшим в драматической форме легенду о Фаусте, изложенную незадолго до того в немецкой народной книге. Пьеса его «Трагическая история жизни и смерти д-ра Фауста», написанная, вероятно, около 1588-1589гг, значительно изменяет философский и нравственный смысл предания. Фауст у Марло = Тамерлану. Он отдаёт душу дьяволу за знания, земную радость и власть. Фауст не стремится к власти только ради утехи, отнюдь, он мечтает о создании ряда университетов и покорении соседних стран. Мефистофель не похож на чертей средневековых легенд, в нём нет никаких комических черт. Это дух «изнемогающий от страдания», носящий ад в своём сердце, но и мятежник против божественных сил. Он является к Фаусту потому что тот как и Сатана хулит Бога.

Центральный образ пьесы Марло «Мальтийский еврей» - Варавва – мстительный злодей, стяжатель и хищник, все человеческие свойства которого носят отрицательный х-р. Он такая же титаническая фигура. Как другие герои Марло, но он злодей и всё чего он добивается сделано против всяких принципов чести. (В прологе Макиавелли). Марло также принадлежит историческая хроника «Эдуард2», которая по своей технике и зрелости мастерства приближается к историческим хроникам Шекспира. В ней нет титанических характеров и сверхчеловеческих страстей. Здесь чувствуется более полное и глубокое восприятие действительности. Это одно из важнейших произведений Марло на пути к утверждению реализма в «елизаветинской» драме.

Марло оказал огромное влияние на ТВ-во Шекспира и других драматургов того времени. Шекспир перенял у него не только белый стих, который благодаря Марло окончательно утвердился в английской драме, но и многие идейные особенности, и стилистические приёмы его пьес.

 

 

III – VIII - Ирландский героический эпос.

IV-VI – Переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима).

V – X/XI (1000 год – граница) – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье.

XI-XIII – подъем в культуре, Высокое Средневековье.

>XIII – Возрождение в Италии, >XV – Возрождение везде.

до XII развивалась городская литература.

Временные рамки 5 –13 (14) вв.
Идейная основа Тип духовного освоения жизни, сложившийся на базе феодальных общественных связей в рамках христианского представления о сущности мира
Доминанта Абсолютизация духовного начала
Основа эстетики Теоцентризм, осмысление видимой красоты как символа невидимой: прекрасное определяется как «нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляющее созерцающему ее «невыразимое наслаждение»
Характерные черты Представление о Божественном характере истины и красоты, воплощающейся в «зримых образах» – в единстве, целостности, порядке, форме; художественное освоение реальной жизненной характерности как непосредственного проявления Божественной сущности мира или как происков дьявола, проявления греховного начала в человеке; мысль о Божественной предопределенности человеческой судьбы; отстаивание незыблемости сословной иерархии; ограничение возможностей человека пределами того сословия, к которому он принадлежит
Идеальный герой Человек, живущий по образу и подобию Божию
Основной конфликт Человеческое – Божественное
Основные жанры и литературные формы Героический эпос «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах», «Эдда», «Сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола»
Клерикальная литература  
Рыцарская литература Лирика трубадуров, труверов и миннезингеров
Рыцарский роман
Основные жанры и литературные формы Городская и народная литература Сатира и дидактика
Лирика
Драма

 

 

Временные рамки Конец 18 – первая половина. 19 в.
Идейная основа Реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма; разочарование в идеях Просвещения
Доминанта Эстетический тип мировоззрения; открытая субъективность; стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; тяга к выдвижению на первый план исключительного в характерах и обстоятельствах
Основа эстетики Отказ от принципа «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и его права на преображения реальности; восприятие произведения искусства как живого организма, где содержание и форма неразрывно связаны
Характерные черты Утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности; взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»; интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному; склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному; тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного; мучительное переживание разлада с действительностью; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира; обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности; синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов; открытия в области стихосложения; переоценка ценностей
Идеальный герой Избранная личность – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся среди толпы, вечно недовольный миром реальным и устремленный в мир «небесных идеалов»
Основной конфликт Личность и общество; поэт и толпа; внутренний конфликт между должным и сущим
Основные жанры Эпос Роман философский, исторический, фантастический, психологический Новалис. «Генрих фон Офтердинген»; В. Скотт. «Айвенго»; Ч. Метьюрин. «Мельмот Скиталец»; Э.Т.А. Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра», Р. Шатобриан. «Рене»; А. Мюссе. «Исповедь сына века»
Лиро-эпическая поэма У. Блейк, Дж. Китс, Дж.Г. Байрон, П.Б. Шелли
Фантастическая повесть Л. Тик. «Руненберг»
Лирика Лирические циклы Новалис. «Гимны к ночи»
Драма Трагедия П.Б. Шелли. «Ченчи»
Драма В. Гюго. «Король забавляется»
Комедия Л. Тик. «Кот в сапогах», «Принц Цербино»; Г. Клейст. «Разбитый кувшин»
Особенности русского романтизма Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы; придание усиленно социального звучания общеромантическим мотивам; синтез отдельных черт классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.; активнейшее развитие лирики
Литературные формы русского романтизма Эпос Поэма А.С. Пушкин. «Южные поэмы»; К.Ф. Рылеев. «Войнаровский»; И.И. Козлов. «Чернец»
Роман исторический, современный, цикл романов И.И. Лажечников. «Ледяной дом», А.Ф. Вельтман. «Стран­ник»; А. Погорельский. «Монастырка»; В.Ф. Одоевский. «Русские ночи»
Повесть А.Ф. Вельтман, Н.А. Полевой, Н.Ф. Павлов
Прозаические циклы А. Погорельский. «Двойник»; Н.В. Гоголь. «Миргород»
Баллада, дума В.А. Жуковский. «Людмила», «Светлана»; П.А. Катенин. «Наташа», «Ольга»
Сказки В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, А. Погорельский, П.П. Ершов
Лирика Элегическая К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, поэты-декабристы
Пейзажная В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин
Медитативная П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг
Философская А.С. Пушкин, Д.В. Веневитинов, А.С. Хомяков
Драма Драмы на мифологические сюжеты П.А. Катенин. «Андромаха», В.К. Кюхельбекер. «Аргивяне»
Проблемно-историческая драма А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии»
         

 

Художественной системой называют тип духовно-практического освоения мира, который имеет свою содержательную структуру, особенности художественной формы и составляет качественно своеобразный этап в поступательном художественном развитии.

Наиболее общий тип подхода художника (группы художников, художников разных эпох и направлений) к действительности называют типом творчества, типом художественного мышления. В зависимости от того, исходит ли художник из примата объективного или субъективного начала в воспроизведении явлений действительности, различают реалистический и романтический типы творчества. Они выражают собой две грани единого в своей сущности процесса художественного познания, и поэтому, как правило, они сопутствуют в литературе друг другу (см. труды Н.А. Гуляева по теории литературы).

Ярко и определенно выраженное чередование в истории литературы и искусства реалистического и романтического типов творчества, систематизированное Д.И. Чижевским (см. «Маятник Д.И. Чижевского»), получило название «маятниковых движений» в культуре. Чижевский разбил все стили на две группы: «романтические» – стили, обращенные к рационально непостижимому Целому (Барокко, романтизм, символизм); «классические» – стили, обращенные к рациональному освоению предметного мира в пространстве и времени (Ренессанс, классицизм вместе с Просвещением, позитивистский реализм, натурализм и т. д.).

Реалистический тип художественного мышления Романтический тип художественного мышления
Изображение типического героя в типических обстоятельствах Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах
Воссоздание действительности, ее правдоподобное изображение Активное пересоздание действительности под знаком авторского идеала
Создание противоречиво-целостной картины мира (принцип диалектики) Создание образа “расколотого мира” (принцип дуализма, прием “двоемирия”)
Изображение человека в многообразных социально-бытовых и психологических связях с окружающим миром Самоценность личности, подчеркнутая независимость ее от общества, условий и среды обитания
Стремление автора к объективности повествования Открытая субъективность автора, выражение его отношения к миру, лиризм
Создание характера героя как многогранного, неоднозначного, внутренне противоречивого Обрисовка героя одной-двумя яркими, характерными, выпуклыми чертами, фрагментарно
Поиски способов разрешения конфликта героя с миром в реальной, конкретно-исторической действительности Поиски способов разрешения конфликта героя с миром в иных, запредельных, космических сферах
Конкретно-исторический хронотоп (определенное пространство, определенное время) Условный, предельно обобщенный хронотоп (неопределенное пространство, неопределенное время)
Мотивировка поведения героя особенностями реальной действительности Изображение поведения героя как не мотивированного реальной действительности (самодетерминация личности)
Разрешение конфликта и благополучный исход мыслятся достижимыми Неразрешимость конфликта, невозможность или условный характер благополучного исхода

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.