Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кружок Маргариты Наваррской




Один из крупных гуманистических и лит. центров Фр. 1/2 XVII - двор сестры Франциска I, Марг. Ангулемской → после второго брака с королём Наварры, Марг. Наваррской (1492-1549)

1. Маргарита сочувствовала протестантизму:

· возможно, сама была тайной гугеноткой, дружила со многими писателями и гуманистами.

· давала приют преследуемым за вольномыслие гуманистам, многих М. спасла от костра

· М. образованная: итал. и 2 древних яз + очень много писал

· в её творчестве – гум-ие мысли, но только в той мере, в которой они существовали в аристокр. франц. среде. М. не может отречься от морализма и религиозного мировоззрения. М. писала ст-ия и поэмы, в которых преобладает платоническая любовь и идеалы возвышенного чувства.

· «Гептамерон» - сборник новелл, в подражание Боккаччо. (72 новеллы=семядневник).

· в отличие от «Д» - не «пир во время чумы», а обычная ситуация, рассказы, которые М. слышала или видела в реальной жизни. В новеллах почти всегда главные герои из высшего общества и очень редко из низших слоёв. «Гептамерон» даёт нам представление о мироощущении той эпохи, о салоне XVI и о нравах того времени. «Гептамерон» отличается от «Декамерона» ещё и тем, что автору недостаёт смелости, это особенно чувствуется в предисловиях к новеллам, скорее похожих на исповедь, в отличие, опять-таки, от язвительных замечаний героев «Декамерона».

2. К лицам, состоявшим на службе у Маргариты, относится прежде всего Клеман Маро:

· в 22 года - должность камер-юнкера при дворе М. → перешёл на службу к Франциску I.

· Маро протестант + переводил на фр. яз псалмы, без контроля кат. церкви → гнев церкви → бежал во владения М. → затем в Италию. Амнистированный он вернулся в Париж, но вскоре опять был вынужден бежать в Женеву, а затем в Турин, где и умер

· Маро прежде всего придворный поэт, отражавший в изящных стихах нравы и чувства передовых кругов дворянства. Он замечательный мастер новых форм. Кроме двух поэм – юношеского риторического произведения «Храм Купидона» и сатирической поэмы «Ад», где Маро описывает своё пребывание в тюрьме Шатле, - ему принадлежит несколько сот эпиграмм, рондо, посланий и элегий. Это отклики на всё то, что происходило в придворном кругу и в личной жизни поэта. Маро в основном эпикуреец, больше всего он любит свой досуг, развлечения и утехи. Но вместе с этим в его творчестве иногда проскальзывает меланхолия, где поэт задумывается о смерти, которая видится ему в образе «великой успокоительницы». В эпиграммах Маро высмеивает судейских взяточников, обскурантов-схоластов из Сорбонны и развратных священников (Судья и Самблансе). Другой жанр, которым Маро овладел в совершенстве – стихотворные послания. Религиозные мотивы в полном смысле этого слова, чужды Маро. Он склонился к протестантизму, т.к. он не был так пропитан средневековой догматикой как католизизм, но Маро далёк от религиозных вздрязг. Поэзия Маро дала огромный толчок всей последующей поэзии Франции. Его поэзия пропитана ренессансом, едва намеченным у Вийона. + восхитительная поэтическая техника – музыкальность, певучесть, ритмичность.

3. Другим крупным писателем кружка Маргариты был Бонавентура Деперье (1510/15-1544). Обстоятельства его трагической и короткой жизни малоизвестны. Он с детства писал стихи, переводил Библию на французский, знал древние языки, служил при дворе М.Наваррской, но вскоре и она отступилась от него. Проведя несколько лет в Лионе, он покончил с собой, бросившись на острие шпаги. Его главное произведение – «Кимвал мира», написанное в манере «Разговоров Богов» Лукиана, состоит из четырёх диалогов (первые два – приключения Меркурия, вторые два – о говорящих животных, лошади и двух собаках). Эта книга полна тонких намёков, она свидетельствует о вольномыслии автора и, возможно, о полном его атеизме. Деперье принадлежит также сборник новелл «Новые рассказы и весёлые разговоры», по своему построению (коротки истории) он похож на средневековые повестушки-анекдоты. Мировоззрения, фон, обстановка действия там вполне ренессансные, в отношении реализма этот сборник значительно превосходит «Гепетамерон». Всякая морализация в нем отсутствует. На материале мелких крестьян здесь показана сила человеческого ума. В этих рассказах с огромной силой проявилось народное начало (манера повествования близка к народной речи, множество поговорок и выражений из народа).

 

29. Творчество Франсуа Рабле + «Гаргантюа и Пантагрюэль»

1. Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времён являлся Француа Рабле (1494-1553). Родился в семье зажиточного землевладельца, учился в монастыре где с жаром изучал древних писателей и юридические трактаты. Покинув монастырь он занялся медициной, стал врачом в Лионе, совершил две поездки в Рим в свите парижского епископа, где изучал римские древности и восточные лекарственные травы. После этого состоял два года на службе у Франциска1, разъезжая по южной Франции и практикуя медицину, получил звание доктора медицины, ещё раз побывав в Риме и возвратившись, получил два прихода, но священнических обязанностей не исполнял. Умер в Париже. Учёные труда Рабле свидетельствуют об обширности его познаний, но не представляют большого интереса (комментирование античных работ по медицине).

2. Главное произведение Рабле – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором под покровом шуточного повествования о всяких небылицах он дал необычайно острую и глубокую критику учреждений и обычаев средневековья, противопоставив им систему новой, гуманистической культуры. Толчком к созданию романа послужила вышедшая анонимная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа», где пародировались рыцарские романы. Вскоре Рабле выпустил продолжение к этой книге под названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги прославленного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюэля». Эта книга, выпущенная под псевдонимом Алькофрибас Назье, и составлявшая впоследствии вторую часть его романа, выдержала в короткое время ряд изданий и даже несколько подделок. В этой книге ещё преобладает шуточное над серьёзным, хотя уже слышны ренессансные мотивы. Вдохновлённый успехом этой книги, Рабле выпускает под тем же псевдонимом начало истории, долнжествовавшее заменить собой народную книгу, под заглавием «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», которое составило первую книгу всего романа. Из своего источника Гаргантюа заимствовал лишь некоторые мотивы, остальное – его собственное творчество. Фантастика уступила место реальным образам, а шуточная форма прикрыла очень глубокие мысли. История воспитания Гаргантюа вскрывает различия между старым схоластическим и новым гуманистическим методами и педагогике. «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» вышла в свет спустя много времени под настоящим именем автора. Она существенно отличается от двух предыдущих книг. В это время абсолютно изменилась политика Франциска, участились казни кальвинистов, восторжествовала реакция, возникла стражайшая цензура, которая вынудила Рабле сделать свою сатиру в «Третьей книге» более сдержанной и прикрытой. Рабле переиздал свои первые две книги, упразднив места, выражавшие сочувствие кальвинистам и смягчив выпады против сарбоннистов. Но, несмотря на это, его три книги были запрещены богословским факультетом Парижа. В «третьей книге» излагается философия «пантагрюэлизма», который для Рабле – во многом разочаровавшегося и сделавшегося теперь более умеренным – равнозначен внутреннему спокойствию и некоторому равнодушию ко всему, что его окружает. Первая краткая редакция «Четвёртой книги героических деяний и речей Пантагрюэля», также носит сдержанный характер. Но 4 года спустя, под покровительством кардинала дю Белле, Рабле выпусти расширенное издание этой книги. Дав волю своему негодованию против королевской политики, поддерживающей религиозный фанатизм, и придал своей сатире исключительно резкий характер. Через 9 лет после смерти Рабле была издана его книга «Звонкий остров», а ещё через два года под его же именем – полная «пятая книга», являющаяся наброском Рабле и подготовленная к печати одним из его учеников. Источником идей сюжетного замысла романа-эпопеи являлись: народная книга, богатая гратескно-сатирическая поэзия, развившаяся незадолго перед тем в Италии, Теофило Фоленго (автор поэмы «Бальдус»), который масерски прикрыл шутовской формой не только пародию на рыцарские романы, но иострую сатиру на нравы своего времени, на монахов, учёных педантов. Главный итсочник Рабле – народное творчество, фольклорная традиция (фаблио, вторая часть «Романа о Розе», Вийон, обрядово-песенная образность).

3. Все протесты против отдельных сторон феодализма, подняты Рабле на уровень сознательной, систематической критики феодального строя и противопоставлены продуманной и целостной системе нового гуманистического миропонимания. (античность). К народно-средневековому началу восходят также многие черты художественной техники Рабле. Композиция романа (свободное чередование эпизодов и образов) близка к композиции «Романа о Розе», «Романа о Лисе», №Большом завещании» Вийона + стихи гротеска, наполняющие роман. Хаотическая форма его повествования = выход человека Ренессанса на исследование действительности, чувствуется безграничность мира и таящихся в нем сил и возможностей (путешествие Панурга). Язык Рабле причудливый и полон синонимических повторов, нагромождений, идиом, народных пословиц и речений, он также имеет своей задачей передать всё богатство оттенков, свойственное ренессансному материально-чувственному восприятию мира.

4. Гротескног-комическая струя в романе Рабле имеет несколько задач: 1) заинтересовать читателя и облегчить ему понимания глубоких мыслей в романе 2) маскирует эти мысли и служит щитом от цензуры. Исполинские размеры Гаргантюа и всего его рода в первых двух книгах = символ влечения человека (плоти) к природе после оков средневековья + приближение к первобытным существам. За 20 лет, в течении которых писался роман, взгляды Рабле переменились (чувствуется при переходе после 2 книги), но основным свои идеям он остался верен: осмеяние средневековья, новый путь человека в гуманистическом мире. Ключ ко всяким наукам и всякой морали для Рабле – возвращение к природе.

5. Огромное значение у Рабле принимает плоть (физическая любовь, пищеварительные акты и т.д.). Рабле утверждает первенство физического начала, но требует, чтобы его превосходило интеллектуальное (картина невоздержанности в пище у Рабле носит сатирический характер. Особенно начиная с 3й книги звучит призыв к умеренности. Вера в естественную доброту человека и благость природы чувствуется на протяжении всего романа. Рабле считает, что естественные требования и желания человека нормальны если их не насиловать и не неволить (телемиты)., он утверждает доктрину «естественной нравственности» человека, не нуждающийся в религиозном обосновании. Но и вообще в понимании мира для религии нет места. Рабле практически исключает религиозную догматику. Всё что связано с католицизмом подергается жестокому осмеянию (сравнивает монахов с обезьянами, насмешка о непорочном зачатии Христа – рождение Гаргантюа). Но и кальвинизм Рабле недолюбливал. Евангелие Рабле приравнивает к античным мифам. Презирая всякое насилие над чеовеком, Рабле высмеивает теорию благородных родов и «благородства по наследству», выводя в своём романе «простых людей», а людей из высшего общества (исключая сказочных королей) наделяет саркастическими именами (герцог де Шваль, военоначальник Малокосос и т.д.). Даже в описании загробного мира, где побывал Эпистемон, царственных особ Рабле принуждает выполнять самые унизительные работы, тогда как бедняки наслаждаются прелестями загробного существования.

6. В романе Рабле выделяются три образа: 1) образ доброго короля в его трёх вариантах, по существу, мало отличавшихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль (=утопическому идеалу государственного правителя, короли Рбле не управляют народом, а позволяют ему свободно действовать и абстрагируются от влияния герцогов-феодалов). После наступившей реакции образ короля пантагрюэля тускнет, в последних книгах он почти не показан правителем, а только путешественником, мыслителем, воплощающим философию «пантагрюэлизма». 2) Образ Панурга плут и остроумный насмешник, знающий 60 способов получения денег, из них саамы безобидный – кража исподтишка. Перенесённое Возрождением освобождение человеческого ума от старых предрассудков лишь в немногих случаях сочеталось с высоким моральным сознанием. Панург сочетает в себе образ шекспировского Фальстафа, острый ум разоблачающий все предрассудки, с абсолютной моральной беспринципностью. 3) брат Жан, безрелигиозный монах, любитель выпить и поесть, скинувший рясу и побивший древком от креста в винограднике солдат Пикрохола – воплащение народной мощи, народного здравого смысла и нравственной правды. Рабле не идеализирует народ. Брат Жан для него – не совершенный тип человека, но у брата Жана огромные возможности дальнейшего развития. Он – самая надёжная опора нации и государства.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» - самое демократическое и острое по мысли произведение французского Возрождения. Обогатил французский язык. Рабле не создал литературной школы и почти не имел подражателей, но влияние его на французскую лтературу огромно. Его гротескный гуманистический юмор чувствуется в творчестве Мольера, Лафонтена, Вольтера, Бальзака; за пределами Франции – Свифта и Рихтера.

 

31. «Плеяда» и Пьер де Ронсар.

 

1. Середина 1530х годов характеризуется для всей Европы наступлением реакции. Это движение (обычно именуется контрреформацией) вызвано страхом феодальных сил к народным восстаниям и брожением народных идей в первой половине 17в. В этот период дворянство берёт на себя преобладающую роль в умственном и литературном движении, почти полностью берёт в свои руки культурную и художественную жизнь страны. В этой обстановке, в середине 17 в, развивается деятельность «Плеяды», представляющей собой одно из крупнейших явлений французского Возрождения. В конце 1540х гг. возник литературный кружок, состоявший из нескольких молодых образованных дворян, энтузиастов, мечтавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой, гуманистической по своему характеру и вместе с тем вполне национальной поэзии. «Плеяда» - созвездие из 7и звёзд, по числу его членов. Руководителем и общим учителем группы юных поэтов был знаток древних языков и литератур Дора, но вскоре истинными вождями её сделались Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. В 1549г вышел в свет манифест этой поэтической школы – «Защита и прославление французского языка», составленный дю Белле, но вдохновлённый в значительной степени Ронсаром. Произведение это состоит из двух частей: 1) посвящена проблеме поэтического языка 2) теории поэзии. Лучший способ обогащения языка – заимствование из древних языков ряда слов и оборотов речи + язык моряков, ремесленников и др. Поэт и его миссия = пророк и пророчества. Поэтом нужно родиться, но только этого мало – нужно ещё и развиваться и духовно расти. + Дю Белле учит двум стилям: 1) высокому (трагедия, ода, эпическая поэма) 2) низкий (фарс, комедия). + даёт ряд указаний к стихосложению (требует чистоты и лёгкости без перенесения античной метрики). «Плеяде» покровительствовал Генрих 2, что позволило кружку существовать при дворе. По существу, торжество новым идеям было обеспечено гениальным творчеством Ронсара.

2. Пьер де Ронсар принадлежал к знатной дворянской семье, в возрасте 10 лет был назначен пажом при сыновьях короля, затем служил у множества других членов королевской семьи, а подросши учувствовал в разных дипломатических миссиях, что дало ему возможность много где побывать. В 18 лет Ронсар потерял слух, это прервало его карьеру. Он стал заниматься наукой и поэзией, через год после выхода «Защиты и прославления французского языка», он дебютирует в качестве поэта первым сборником «Оды» (1550). С этого момента к Ронсару приходит слава, не покинувшая его в течении всей жизни. С этого времени жизнь его не богата на внешние события. Тв-во Ронсара можно разложить на несколько периодов: 1) 1550-1560 – период борьбы за новый стиль и новые жанры. В этот период Ронсар создал наиболее яркие свои произведения. Он начал с од, пытаясь перенести во французский язык форму древнегреческой, пиндаровской оды. Цель Ронсара – героизировать современную ему Францию, прославить абсолютизм как выражение национального единства. Попытка неудачна и Ронсар начинает культивировать радости сельской жизни (в одах). Любовная поэзия в сборнике «Любовь к кассандре», «Любовь к Марии», здесь он пользовался формой сонета, которую он разработал до совершенства. В начале чувствуется влияние Петрарки, но затем Ронсар от него освобождается, приобретая вполне индивидуальную форму и тон. 2) 1560-1572 Ронсар становится в значительной степени придворным поэтом. Сочиняет мадригалы, эпиграммы, изящные маленькие стихотворения на случай, сочинение которых он раньше осуждал. В то же время он работает над огромной национальной эпопеей «Франсиада», оставшейся незаконченной (из 24 песен только 4). В основе – легенда о происхождении современных европейцев от древних троянцев, считавшихся носителями высшей доблести. Но Ронсар опять попал в впросак: современные ему условия были слишком несходны с теми, в которых слагались античные эпопеи + его произведение лишено народных черт, необходимых для создания высокой поэзии с народно-героической тематикой. Ронсар пишет замечательные по глубине чувства «Элегии», серию стихотворных «Рассуждений» на политические темы, в которых проявляет душевное благородство и независимость мысли. 3) после 1572г. Ронсар разочаровывается в королевском дворе и уходит в мир личной жизни. В этот период он создаёт такой поэтический шедевр как «Сонеты к Елене» - песни трогательной поздней любви, полные сдержанности и платонизма, но вместе с тем живой затаённой страсти. Несмотря на многообразие и изменчивость ТВ-ва Ронсара, оно обладает большим внутренним единством. Общая черта – светлое эпикурейское восприятие жизни. Жизнь для Ронсара – сад, полный прекрасных плодов. Ронсар – величайший певец любви, она у него всегда материальная, но вместе с тем одухотворённая, как образ любимой женщины. Ронсар также воспевает красоту пира («Будь проклят, кто не знал пиров») и ценит умственные размышления («Хочу три дня мечтать, читая Илиаду») Природа для Ронсара – источник жизни и мудрая наставница. В небольшой поэме «Блаженные острова» он мечтает удалится с друзьями на природу, вкушая радости сельской жизни. У Ронсара постоянно звучит мотив Горация «Лови мгновенье». Ронсара привлекает идеал к мирной жизни, свободный от больших потрясений и борьбы (ода «К боярышнику»). Ронсар не однобокий сторонник гедонизма, они призывает к внутренней гармонии и мудрости на фоне разврата и пошлостей. Он – придворный поэт, но ненавидит двор – источник лживости и лицемерия. В сатирическом «Гимне золоту» Ронсар порочит деньги, в «Рассуждение о богатстве», Ронсар в идеальных красках рисует жизнь первобытных племён жителей Америки. РОНСАР СТОРОННИК КАТОЛИЦИЗМА, т.к. эта религия его страны, но он не признаёт нетерпимость и призывает две партии к примирению. Критика его абстрактна, он скорее выдвигает идеал умеренной и тихой жизни, он утопичен. Гуманизм Ронсара не воинствующий, он понимает, что невозможно изменить мир, в как и другие члены «Плеяды» он не разрешил основных задач, которые поставил перед собой. Он не создал новую поэзию, но реформировал старую.

3. Дю Белле – второй по значительности поэт «Плеяды». Его ТВ-во превосходит ТВ-во Ронсара своей задушевностью и лиризмом. В поэзии его - соединение черт из античности и реалистическая простота народной поэзии + оттенок меланхолии и неудовлетворённости окружающим. Его лучший сборник – «Сожаления» и «Древности Рима». Основное их содержание – восхваление величия древнего Рима, сетование на нынешнее падение «вечного города», ставшего столицей интриг и авантюр. Идея исторической неизбежности и творческой силы истории придаёт критике современности у дю Белле более философский и глубокий х-р, чем у Ронсара. Чувствуется и тоска по родной Франции в суетливом Риме.

4. В сердце «Плеяды» зародилась так же ренессансная французская трагедия. Ронсар и дю Белле не написали ни одной трагедии. Её французским отцом является Этьен Жодель. Долгое время трагедии писались учёными гуманистами на латыни (Скалигер), переводились древние трагедии, или они же писались студентами для практики и увеселения. Все требования к написанию трагедии соблюдены у Жоделя в его первой трагедии «Пленная Клеопатра». Его вторая трагедия – «Дидона, приносящая себя в жертву» (только монолог Дидоны, что привело к развитию психологического анализа). Язык трагедий риторичен и нередко напыщен.

5. Значительный шаг вперёд в развитии трагедии сделал Роберт Гарнье, автор ряда трагедий на сюжеты из римской истории («Корнелия», «Марк Антоний»), или на сюжеты греческих мифов («Антигона», «Ипполит»). У него более живой диалог и большая естественность в выражении чувств. В них чувствуется сочувствие к римским республикам и антипатия к тирании. Гарнье является также основателем трагикомедии – пьес остродраматических, но имеющих счастливый конец и допускающих в ходе действия примесь комизма. Такова его «Брадаманта» (основана на одном из эпизодов поэмы Ариосто).

6. Таково же развитие комедии (ещё действует традиция средневекового фарса и имеет менее «учёный» характер). Так, в комедии Жоделя «Евгения» введён образ похотливого священника, что типично для фарсов и фаблио.

7. Французское возрождение не способно было создать столь же великую национальную драматургию, как в Испании или Англии т.к. здесь не хватало подъёма национального самосознания и больших событий народно-исторического х-ра, открывающего далёкие перспективы (= развитие театра).

 

32. Французская литература религиозных войн 16в (А. д’Обинье, Монтень)

1. Религиозные войны, длившиеся с некоторыми перерывами от начала 1560х годов до 1594г., когда ценой отречения от протестантизма Генрих Наваррский взошёл на престол под именем Генраха 4 и принёс стране умиротворение, породил богатую литературу политических памфлетов, религиозно-философских трактатов, поэм, полных гражданского пафоса, и всякого рода сатир, исходивших из обоих лагерей. Особенно широко развивается эта литература после страшного избиения католиками гугенотов, известного под именем Варфоломеевской ночи. Наиболее крупными и художественно цельными памятниками этого рода поэзии являются произведения двух протестантских поэтов, соратников Генриха – дю Бартаса и д’Обинье. Они были людьми большой литературной культуры, усвоившими поэтическую технику «Плеяды». Но поэтика их существенно иная. Вместо материалистически – чувственного восприятия жизни, гедонизма и аппарата античной мифологии, в их поэмах суровый пафос борьбы и величавые, героические образы, вдохновлённые Библией.

2. Дю Бартас (1544-1594), ревностный гугенот, военный дипломат при дворе Генриха, выпустил через год после Варфоломеевской ночи поэму «Юдифь», в которой современники могли усмотреть призыв к наказанию нечестного тирана. Вслед за этим Бартас приступил к созданию огромной поэмы «Неделя»,в первой части которой речь шла о создании Богом земли за 7 дней. Вторая часть поэмы – «Вторая неделя», осталась незаконченной (здесь должна была быть изложена история от сотворения мира и до страшного суда). Бартас является создателем библейской по форме и революционно-гражданской по содержанию.

3. Агриппа д’Обинье (1552-1630) – это пламенный борец за кальвинизм, поэт и воин, был выдающимся гуманистом и одним из ученейших людей своего времени. Обинье с юности знал древние языки, математику и астрономию. Очень любил античность и никогда не изменял её традиции. Служил простым солдатом в армии протестантов. Его религиозная и суровая поэзия не является отказом от радостей жизни. Главное произведение Обинье – «Трагические поэмы», написанное в конце 1570х, изображает страдание Франции, истерзанной гражданскими войнами, дурным управлением королей, интригами хищных агентов Рима. Лишённое единого связного сюжета, оно представляет собой чередование размышлений, сатирических выпадов против угнетённой родины, отдельных эпизодов борьбы, воспоминаний и т.д. Оно состоит из 7 частей, носящих выразительные заглавия: 1) «Бедствия», о разорении крестьян, нищета деревень, голод, война. 2) «Монахи», даются портреты адских чудовищ – Карла 9, Генриха 3 и их матери, «плотоядной и нечестивой» Екатерины Медичи.3) «Золотая плата», о разврате придворных, продажности судей 4) «Огонь» 5) «Клинки» 6) «Мщения» 7) «Суд» = излагается история многовековой борьбы папства с представителями истинной веры. Всё завершается образом «страшного суда», несущего возмездие насильникам и райскую награду их жертвам. Особенно выделяется в поэме описание Варфоломеевской ночи – это страшное описание убийств и кровавой борьбы. Обинье принадлежит также ряд религиозно-политических памфлетов в прозе. После отречения Генраха от протестантства и его смерти, Обинье покинул Париж и поселился в своём имении. Там он написал свою «Всемирную историю». Пронизанную кальвинистскими идеями, за которую подвергся гонениям, должен был бежать из Франции и умер в Женеве. В старости Обинье написал небольшой сатирический роман «Приключения барона де Фенеста», в котором главному герою, де Фенесту, пустому щёголю и бездельнику, противопоставлен господин д Эне, честный дворянин, хороший хозяин. Обинье – крупнейший французский поэт конца Возрождения.

4. Углублённый интерес к жизни и е актуальным проблемам демонстрируют сочинения Брантома. Свои мемуары он разделил на несколько сборников по темам: «Жизнь знаменитых воинов». «Жизнь галантных дам» и т.п. Это лишь зарисовки им слышанного и виденного.

Мишель де Монтень (1533-1592), принадлежал к крупной чиновничьей буржуазии города Бордо. С детства получил прекрасное образование. Будучи мэром города Бордо, предпринял большое путешествие дабы расширить свой умственный кругозор (Германия, Швейцария, Италия). Старался держаться в стороне от религиозных войн, к которым оставался равнодушным. Плод его чтений и размышлений – книга «Опыты», образец богатой прозы французского Возрождения. Это собрание наблюдений, анекдотов, мыслей, комментированных выписок из древних и новых авторов. Книга обладает глубоким внутренним единством – темы и мировоззрения. Предмет его изучения – человек, природу которого он понимает не как его предшественники. Монтень подходит критически к самому понятию человека. Он утверждает, что человек – существо вечно меняющееся, приспосабливающееся ко всему = человек может высоко вознестись и низко пасть. Человеческий ум может развиваться и заблуждаться = в философии Монтеня и оптимизм и пессимизм. В основе системы Монтеня лежит ощущение полноты жизни, стремление к счастью. Его цель – преодолеть страдания, его оружие – разум и воля. «Самая великая вещь в мире – принадлежать себе» Монтень был вынужден маскировать свои взгляды, слишком смелые для того, чтобы он мог их прямо высказать. Однако в его книге чувствуется отрицание Бога и загробной жизни. Высшая моральная норма для Монтеня – умеренность и близость к природе. Он разрабатывает версию Ронсара о первобытных народах и удалённых от скверной суеты и денег странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.