КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв. Рыцарская куртуазная литература
Рыцарская куртуазная литература. 1. С VIII от арабов появились кони. У кого конь – у того власть (он защитник), (пока не деньги). За рыцарем свобода созерцания и благородный досуг. 2. Сосуществование рыцарского эпоса, куртуазной и клерикальной литературы → куртуазность – ценность, которую даёт человеку Бог (XII) Впервые – личностный идеал человека → личность, а не индивид → анализ чувств. Социальной индивидуализации нет (вассалов много), а только любовная (Бог один): дама – сеньор – Бог. Рыцарь должен быть учтивый, храбрый и влюбленный. 3. Дама: · красота – твердый невыполнимый канон · брак – по феодальным законам (на земле) – исключает концепцию куртуазности (по любви) · ухаживать за девушкой нельзя, она должна быть строга → встреча после смерти · ангелизация дамы: прекрасная, знатная, недоступная, эмблема для рыцаря – чем она дальше, тем лучше
1. трубадуры – пров. поэты и певцы. trobar = "находить" ("изобретать”), на пров-м языке первым трубадур - Гильем Аквитанский (КXI - НXII), + Джауфре Рюдель (сер XII), Маркабрюн (сер.XII), Бернарт де Вентадорн (2/2XII), Гираут де Борнель (2/2XII), Бертран де Борн (КXII - НXIII), Арнаут Даниэль (2/2XII), Пейре Видаль (3/4 XII). 2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас (ситуативный и изобразительный) 3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул: · дама прекрасна, совершенна душой и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть, она персонификация идеальных свойств · дама: “свежие ланиты”, “атлас рук”, “свет глаз” → божественной красоты · “я” лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.
4. доктрина любви: · не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание - радость. · трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство: впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, и персонифицированные в образе Дамы. · любовь к даме - отблеск и предвкушение небесной любви → обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства. · выдвижение на первый план “земной”, хотя и обожествляемой, дамы → стремление закрепить высшие ценности в земном мире → светскость лирики. · любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений (“служил” ей как вассал сеньору) · “петь” = “любить”, любовная песнь замыкалась на самой себе · fin amors - “тонкая”, “совершенная” любовь, порождаемая Богом, как единственно возможным источником любви 5. жанры: (нормализовано): · канцона жанр куртуазной любовной песни –: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто - зашифрованного условным именем, "сеньялем". · сирвента - о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть (ех: Бертран де Борн). Метрика та же.
· прения (подвид сирвенты): 2 трубадура писали одну сирвенту (или один за двоих). · тенсона (допускала свободное развитие диалога) и джок партит (1 трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, 2 - противоположное мнение) - варианты прений. · пасторели - диалогический жанра, героиня всегда пастушка. · альба («заря, рассвет») - песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете 6. Персонажи: · дама – воплощение куртуазного идеала. · влюбленный трубадур, lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик). · муж дамы– носитель некуртуазных качеств. · Lauzengiere – олицетворение антикуртуазных чувст (ревности, страха, fals amore) и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.
Бертран де Вентадорн – мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню. Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени – но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка. О Джауфре Рюделе –певец “дальней любви”. Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская. Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное. Арнаут Даниель – слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви. Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся “темный стиль”, т.е. большое количество метафор, недосказанностей и т.д., так, чтобы тебя понимали избранные.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |