КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Героический эпос Высокого средневековья XI-XIII вв
Факторы формирования культуры средневековья. I. Варвары: 1 языки → разрушили чистоту латыни 2 поэзия → мифологический, поэтический, устный характер 3 первобытнообщинный строй → социальный характер II. Античность («посмертное влияние») → языковое влияние, латынь III. Религия. Христианство (с I в) + ислам + буддизм. Христиане = 250 млн католиков + 150 православных + 150 протестантов. Раскол 1054 года: западное христианство: католики и протестанты (новый буржуазный тип сознания).
1. появляются: христианские мотивы, большая по сравнению с ранним средневековьем реальность географического и исторического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений. Новые средства героизации персонажей: рыцарь обязательно знатный. 2. Народная поэзия Исполнители (во многом и авторы) – профессиональные певцы-потешники, во Фр. – жонглеры, в Исп. – хуглары, в Герм. – шпильманы. Сначала их ƒ: общая развлекательная – для всех, потом – разделились на потешников и исполнителей «высоких жанров» - эпоса и духовных стихов. Свойства творчества жонглеров: · происхождение из народной песни · стиховая напевная форма · фольклорность – продукт коллективного творчества поколений певцов – нет автора · хорошо известный сюжет – основа для современных вариантов 3. Героический эпос – вид народной поэзии. На примере французского. · жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами. · назывались «шансон де жест» (песня о деяниях). · от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога · в основном – не рифмованные (→у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение 3. Темы: · оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник) · верная служба сеньору, королю · феодальные распри
6. «Песнь о Сиде» и испанский героический эпос. 1. В испанском эпосе сильно отразились политические события: · борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711) · раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине · борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено) 2. Героический эпос – вид народной поэзии. · основа – лиро-эпические песни и устные предания · жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – хугларами. · состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский) · но написаны народным – «неправильным» размером – стихами с неопределённым количеством слогов (8-16) «Песнь о Сиде» 1140 Сид – лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории – писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» + много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин» (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные. Альфонс VI – король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты – народный герой, «мой Сид». 1. Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части: · об изгнании · о свадьбе и об оскорблении дочерей. 2. Особенности: · формульность, повторы · более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде · обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери. · нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского) · отсутствует исключительность рыцарских чувств – приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин · «заниженность» Сида – сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)
7. «Песнь о Роланде» и французский героический эпос. 1. Героический эпос – вид народной поэзии. · жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами. · назывались «шансон де жест» (песня о деяниях). · от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога · в основном – не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение 2. Темы: · оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник) · верная служба сеньору, королю · феодальные распри 3. 1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде. · В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется. · В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду. «Песнь о Роланде» (1100) 1. Неизвестный автор, заслуги: · сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания · связал его с живой современностью · нашел блестящую художественную форму 2. Источник – исторические факты, но искажены: · VIII –Карл вмешался в междоусобицу мусульман → осаждал Сарагосу → арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане) · был Хруотланд – Роланд – погиб в этой битве 3. Особенности: · гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски) · идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер) · идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. – вассал Карла и бога, образ Турпина – одновременно благословляет на бой французов и сам дерется) · смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости - раскаяние) · трагизм смерти Р. смягчается – попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору 4. Влияние: · «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода – сильно влияние его пропаганды · социально-политические противоречия – эпизод предательства Ганелона 5. Противостояния: · Карл – Ганелон: как родина (общее дело) – предатель · Р. – Ганелон – личное · Р. – Оливьер – 2 варианта одного положительного начала, Р. – безмерно отважен, О.- благоразумен.
8. «Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос. написана позднее другого героического эпоса (10е XIII) → героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам 1. автор: · точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик – из южной Германии (совр. Австрия) · это человек придворный ← говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке 2. композиция: · 2 части (граница – ссора двух королев): о сватовстве, о мщении (м.б., долго были отдельны) · 39 части – авенюры (по событию) · дошла в 33 списках, 1 – оригинал, опубликован в XIX 3. Сюжет восходит к трем слоям: · первый слой – древнейший – мифологический – изложен в «Эддах» · второй – V, поражение бургундов от гуннов · третий слой – современность предлагаемого автора 4. черты героического эпоса: · апсихологичность · ссора королев – важна иерархия, вассальность · важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие. · хронология и география не имеют значения · важна вертикаль ад→мы→рай, важен результат, где окажешься · жизнь человека бренна, истина в вечности · образы героев · хронология и география не имеют значения 5. черты рыцарского романа · герой – рыцарь, королевич знатного рода · начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует · мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности · праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей · развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев 6. особенности · «нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами · постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение · ритмика – тоника (по количеству ударений) · ≈10.000 строк, но воспринимается легко · средневерхний немецкий язык (→до XVI сохранялось много языков) 7. общие места: · герой убивает дракона · спор братьев · мотив великанши волшебницы и сватовства к ней · мотив смертельности любви
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |