Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг. · Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия




 

1. Кельты

· Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия – центр культуры.

· Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, «предшествующий» человек)

· Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII)

· Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры

· Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев

· Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия

2. Черты мифологического предания

· первобытный синкретизм (теория Веселовского)

• не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово

• это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал

· искусство сакрально

• вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир

• процессом руководил вождь-друид

• сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит

· миф – оформление этого предания в слове

• миф так же секретен, как искусство

• миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится

• категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно, не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно

• прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов. Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир

• роль человека мала, главное – события, нет этических оценок

3. Ирландские саги:

Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т.к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли. Дошли – с XII.

· героические саги (=ранние саги, VII)

· уладский (=ольстерский) цикл

• название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии

• Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копьё кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нём воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.

• каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя («Похищение быка из Куальнге»)

· цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов.

· фантастические саги (цикл о мореплаваниях)

• тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости

5. Особенности стиля:

· ясный, четкий

· нарядный, украшенный множеством риторических фигур

6. Литературные особенности:

· эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман.

· эпос существует вне конкретного времени и пространства

· герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой

· незаметная гиперболизация – бросал копьё из-под воды

· много батальных сцен

7. Словесные особенности:

· ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический

· мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т.к. их внутренний смысл обычно меняется

· аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче

Ирландский героический эпос III – VIII

· христианизация V не повлияла на кельтское общество

· первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) + певцы-рассказчики.

певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) + филиды (советники князей и «мудрецы» + рассказчики эпических преданий)

· повести – «скелы» - саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам

· первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.