КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастание роли менеджмента
Основные черты менеджмента Менеджмент как наука Имеет свои законы и закономерности. Законы менеджмента, как и законы любой отрасли знаний, отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений и имеющие место в организации. Различия между категориями «закон» и «закономерность» обусловлены, главным образом, уровнем развития науки. В теории менеджмента понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале теоретического исследования того или иного явления. Выделяют следующие законы: - синергии – потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов; - дополнения – внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными (например, дифференциация и интеграция); - пропорциональности – при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность; - самосохранения – любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов. - сочетания централизации и децентрализации управления; - закон соотносительности (соответствия) управляющей и управляемой подсистем.. - специализации управления. - интеграции управления. - демократизации управления. - экономии времени.
Специфические закономерности менеджмента: - постоянное совершенствование структуры управления. Необходимо постоянно приводить аппарат управления в соответствие меняющимся объемам работ, целям и задачам производства. - развитие инициативы и предприимчивости предприятий и их подразделений;. - единство методов и технологии управления на всех уровнях и в отдельных подразделениях и др.
В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти регионов. Крупные корпорации имеют свои предприятия во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, оказания услуг; владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут влиять на судьбы миллионов людей, государств и регионов. Но менеджеры оказывают влияние не только на различных уровнях управления в корпоративных структурах. В развитых странах Запада большое влияние на экономику и жизнь людей оказывает и малый бизнес. Более 95% всех фирм этих стран составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом испытания и внедрения технических и организационных нововведений. Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкретной борьбе зависит от эффективного менеджмента. В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель», акцентируя тем самым внимание на новые условия и цивилизованный, высокоэффективный тип хозяйствования, для которого, прежде всего, характерно: § правовое устройство государства; § оптимизация публичных и частных интересов; § ориентация на спрос (потребность) и конъюнктуру рынка; § производство социально востребованной и прибыльной продукции и услуг при минимальных затратах; § мотивация труда.
Рынок превращает управленческую деятельность в главную для получения прибыли и требует учета следующих факторов: 1. Рыночные отношения приводят к созданию акционерных обществ. Акционеры передают непосредственное управление движимым и недвижимым имуществом общества особой группе доверенных лиц – менеджерам, которые не являются собственниками данного имущества, но обязаны им управлять так, чтобы получить прибыль в интересах акционеров; 2. Технология производства непрерывно усложняется, а стоимость оборудования дорожает. Появляется необходимость в гарантии ответственного отношения каждого работника за вверенные средства производства; 3. Конкурентная борьба требует от всех сотрудников предприятия заинтересованного участия в делах предприятия. Но эти проблемы решаются самой же акционерной формой производства. Акционерная форма производства вынуждена доверять наемным работникам – менеджерам, но в тоже время среди них (и других работников) распространяются акции данного предприятия, а это обеспечивает и их ответственность и побуждают к высокому профессионализму.
1.4.2. Менеджмент приводит в действие принципы микросоциального управления К ним относятся: – принцип «гуманизации производственных отношений», который требует учитывать индивидуальные возможности каждого работника; – принцип «делового партнерства». Этот принцип требует объединения и сплочения работников различных групп предприятия во имя его процветания; – принцип «экономического децентрализма». Он предполагает, что каждое звено предприятия должно самостоятельно принимать хозяйственные решения.
1.4.3. Менеджмент рассматривает предприятие как социальную подсистему рыночной экономики, а не как технологическое звено общественного производства. В связи с этим менеджмент главным образом направлен на: – выявление и изучение микросоциальной структуры предприятия, т.е. изучаются группы работников и те отношения, которые складываются между ними, главным образом, это социальная, культурная, образовательная, профессиональная, квалификационная и демографическая структура; – формирование малых групп как главного условия мобилизации коллективных усилий. Это автономные рабочие бригады и целевые группы как из рабочих, так и из специалистов; – набор «неформальных групп» по результатам социологических исследований.
1.4.4. Необходимость принятия субъектами хозяйствования обоснованных и оптимальных решений предполагает проведения менеджерами многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.
1.4.5. Менеджмент рассматривается как организация управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы производства, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т.е. выполнять определенные функции. Функции закрепляются за конкретными подразделениями предприятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения представляют собой организованные группы людей. Их деятельность осознанно направляется для достижения общей цели предприятия, т.е. управляется. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем производство, о менеджменте как организационной деятельности. Организация может рассматриваться и как орган управления, его субъект, т.е. тот, кто управляет. И эта же организация может рассматриваться и как объект управления, поскольку ею управляет вышестоящая организация. Во всех этих случаях может применяться термин «менеджмент». Управление акционерными обществами, объединениями, фирмами в организационном отношении осуществляется по трем уровням, к которым также применяется термин «менеджмент»: § top management – высшее руководство; § middle management – среднее звено управления; § sо1е management – низовое звено управления. Содержание менеджмента, объект которого ограничен отношениями хозяйственной деятельности предприятия, раскрывает следующее определение. Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли на основе эффективного использования факторов производства.
1.4.6. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способности могли бы раскрыться наилучшим образом, что способствовало бы повышению эффективности производства.
1.4.7. Менеджмент рассматривается также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю среду управляемого объекта. Предприятия приспосабливаются к внешней среде на основе обратной связи. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды. На основе принятого решения ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.
1.4.8. Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности, для которой требуется наличие субъекта – профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.
1.4.9. В качестве объекта менеджмента может выступать хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т.д.). Какой бы характер хозяйственная деятельность не носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов. Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как: - внедрение технологического процесса; - инновационная деятельность организаций; - поддержание необходимого уровня качества продукции; - материально-техническое снабжение; -учет и отчетность, - обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами. Хозяйственная деятельность предприятия требует от менеджера такого стиля работы, который основывается на непрерывном поиске способов рационального привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения эффективности производства.
1.4.10. Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации. Определение целей деятельности организации и особенности целевого управления рассмотрим в отдельной лекции. 1.4.11. Менеджмент направлен на обеспечение прибыльности организаций путем рациональной организации производственного процесса, эффективное использование персонала и его творческую активность. В связи с этим к главным задачам менеджмента относятся: – определение конкретных целей развития фирмы с выделением в них приоритетных целей по периодам и очередности решения; - разработка планов и программ инновационного развития организаций; – разработка плана развития фирмы на дальнюю перспективу с определением путей его решения; – обеспечение перехода на повышение технологий с использованием высококвалифицированных специалистов; – определение объемов и источников их обеспечения; – создание оптимальных условий работы и материального стимулирования работников; – создание системы тщательного контроля за выполнением поставленных задач. Могут также возникать задачи в связи с изменением внутренних или внешних обстоятельств (ситуаций). Иногда менеджеру приходится принимать непопулярные решения, например, увольнение нерадивых или неспособных работников. В таких случаях долг, интересы фирмы должны всегда быть выше эмоциональных переживаний менеджера.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |