КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие менеджмента
В контексте последнего подпункта под менеджментом можно понимать функцию управления, вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли. Происходящие в обществе перемены коснулись человека и его деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента. Управление как вид деятельности развивается с появлением первых организаций (тысячелетия до н.э.). В древние времена управлением главным образом занимались служители церкви.
Первый этап – религиозный менеджмент – охватывает период с древних времен до индустриальной революции XVIII в. Переломным моментом в развитии управления стал переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор ягод, плодов) к производящей экономике. Идет процесс накопления знаний в области управления. Сократ (470-399 гг. до н.э.) определил управление как особую сферу деятельности. Платон (428-348 гг. до н.э.) предложил классификацию форм государственного управления.
Второй этап – развитие индустриального менеджмента – связан с промышленной революцией XVIII-XIX вв. Происходит возникновение крупных промышленных предприятий, объединений, банков, биржевой торговли, кооперации и др. А. Смит проанализировал различные формы разделения труда и обосновал возможности роста производительности. Р. Оуэн – гуманизация управления производством, обучение кадров, улучшение условий труда и быта работников.
Третий этап – формирование системного менеджмента (конец XIX – первая половина XX в.). Зарождается научный менеджмент, формируется административная школа управления, школа человеческих отношений, поведенческих наук, эмпирического менеджмента. Систематизируется опыт управления, обосновываются принципы и методы эффективного руководства, выделяется менеджмент в самостоятельный вид трудовой деятельности.
Четвертый этап – развитие информационного менеджмента (вторая половина XX в. по настоящее время). Компьютеризация, развитие и использование информационных коммуникаций, экономико-математических методов и др. современных инструментов управления. Формируется современная школа управления.
(2). Современный менеджмент начинает свой отсчет с 1881 г., когда американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Первая радикальная идея о необходимости формирования данной области научных исследований принадлежит американцу Генри Тауну, который изложил ее в 1886 г. в своем докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков. В этом докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф.У.Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента. Первым системным изложением идей менеджмента считают книгу американца Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», написанную в 1911 г., где предложены основные принципы менеджмента, которые остаются фундаментальными до сих пор. Рассмотрим в следующей лекции. В 1916 г. француз Анри Файоль (в мире его считают отцом современного менеджмента) в книге «Общий и промышленный менеджмент» сформулировал 14 ключевых управленческих принципов, широко используемых в современном менеджменте. Главным вкладом А. Файоля является его заключение о том, что управление – это не врожденный талант, а искусство, которому можно научиться в процессе тренировки. Возникнув в конце Х1Х начале XX веков, менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. XX столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, которые по мощи можно сопоставить с целыми государствами, роль менеджеров возросла (1). В начале ХХ в. в США и странах Западной Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение четыре основные концепции менеджмента: 1) научное управление (Ф.У.Тейлор); 2) административное управление (А.Файоль); 3) управление с позиции человеческих отношений (М.Паркер Фоллетт, Э.Мэйо); 4) управление с позиции поведенческих наук (К.Ареджирис, Д.МакГрегор и др.). Были выдвинуты также три подхода к управлению: 1) подход к управлению как процессу; 2) системный подход; 3) и ситуационный подход. Науке известно, что управление существовало еще в древнем Шумере пять тысяч лет назад. Однако управление в древности сильно отличалось от современного. Например, было меньше руководителей среднего звена, малочисленной была группа руководителей высшего звена, имеющих право принимать решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Есть в истории и примеры организации с формализованными структурами, которые управлялись так же, как они управляются в наше время. Примером может быть римская католическая церковь, где существует структура, установленная еще основателями христианства. Но до XX в. никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины Х1Х в. и до 20-х годов ХХ века. Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, зародилась в США. Родоначальник научного менеджмента Ф.У.Тейлор говорил, что «искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение». Осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива требует управленческого воздействия в четырех его главных направлениях – планирование, организация, руководство и контроль. До Ф.У. Тейлор а понятие менеджмента носило весьма обобщенный характер. Он впервые определил его как «рациональную организацию вообще» или «организацию производства» по отношению к промышленному предприятию. Теория возникла в условиях монополистического капитализма. Рост масштабов и концентрация производства требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без всесторонней рационализации экономики, времени и ресурсов. Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента. Ее основатели пришли к созданию теории на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров и администраторов на промышленных предприятиях. Затем апробированные эмпирическим путем принципы привели к созданию теории. Ф.Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении, Г.Эмерсон и Г.Форд – на всем производственном процессе, А.Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. Все они работали в одном направлении и каждый из них привнес в научный менеджмент что-то новое. В условиях административно-командной системы большинство принципов научного менеджмента были неприемлемы. Переход к рыночной экономике дает простор для их применения. Однако не следует забывать, что при всей его универсальности, менеджмент это часть американской национальной культуры, что не позволяет точно копировать его в наших производственных отношениях.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |