КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные планы
Повышение квалификации и переподготовка
Повышение квалификации с целью достижения более высокого уровня педагогической квалификации осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Оно проводится с определённой периодичностью, обычно 1 раз в 5 лет, в различных образовательных учреждениях, на факультетах повышения и переподготовки кадров. Переподготовка кадров, связанная с приобретением новой профессии или специальности, осуществляется в учреждениях НПО или в других образовательных структурах в соответствии со стандартом профессионального образования.
Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм теоретического и практического обучения, объём учебной нагрузки устанавливается примерным учебным планом. Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении. Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план. В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин. В рабочем – o даётся перечень учебных предметов; o определяется порядок и последовательность их изучения; o указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения; o перечисляются экзамены; o устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса. Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объём, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов. К ним относятся традиционные принципы: · преемственность всех ступеней и видов образования в стране; · непрерывность; · научность; · систематичность; · доступность; · единство и взаимосвязь общего и профессионального образования. В последние годы к ним добавились новые принципы: o профессиональная мобильность; o унификация образования; o дифференциация образования; o интенсификация образования; o вариативность образования; o индивидуализация подготовки; o интеграция образования; o гуманизация образования; o демократизация образования; o гуманитаризация образования; o повышение информационной насыщенности; o информатизация и компьютеризация. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую структуру. Она позволяет формировать систему научных знаний и умений, их логическую взаимосвязь. Проектирование учебного плана включает 3 этапа: 1) создание модели учебного плана; 2) создание примерного учебного плана; 3) создание модели рабочего учебного плана. Модель учебного плана учла все принципы, обеспечивающие гуманизацию образования: – вариативность подготовки за счёт предметов по выбору и факультативных предметов; – непрерывность и преемственность образования за счёт профилирования дисциплин; – профессиональная мобильность выпускников; – демократизация (академические свободы) производственных и воспитательных отношений в образовательных учреждениях. Такая модель учебного плана способна обеспечить: возможность выбора разнообразных, вариативных образовательных траекторий, учитывать интересы личности, региона и национальные особенности территории. Данная модель вошла в состав ГОС НПО и стала нормативным документом. Всё содержание образования в модели учебного плана подразделяется на федеральный, национально-региональный и местный компоненты. Федеральный компонент учебного плана как стабильная, обязательная часть федерального стандарта образования подлежит государственному регулированию. Она является обязательным для профессиональных учебных заведений. Она отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального образования рабочих в государственных и негосударственных образовательных учреждениях независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности. Национально-региональный компонент отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования. Он учитывает его национальные и территориальные особенности. Национально-региональный компонент стандарта разрабатывается органами управления образованием субъектов РФ. Он действителен только для конкретного региона (субъекта РФ). Местный компонент определяет содержание обучения конкретным профессиям и специальностям в зависимости от потребности заказчиков рабочей силы и от возможностей учебного заведения. С труктурными элементами модели учебного плана являются виды подготовки: общеобразовательная и профессиональная. В общеобразовательной – выделяются гуманитарный и естественнонаучный циклы учебных предметов. В профессиональной – также имеются общепрофессиональный и профессиональный циклы. Для технических профессий – дополнительно выделен общетехнический цикл. Гуманитарный цикл формируется на федеральном уровне и входит во все примерные учебные планы по различным профессиям в неизменном виде. Вариативность гуманитарного цикла обеспечивается за счёт времени, отведенного на раздел «Предметы по выбору» или на раздел «Резерв времени» (из национально-регионального и местного компонента). Естественнонаучный цикл является дифференцированным по объёму и содержанию в зависимости от исходного уровня образования выпускников школ, от отраслевого профиля подготовки. Федеральный компонент естественнонаучного цикла составляют предметы, отобранные из образовательных областей, определяемых Базисным учебным планом. Они отбираются из предметов старшей ступени средней общеобразовательной школы с учётом их значимости для подготовки по конкретной профессии. Вариативность обеспечена выделением в учебном плане «Резерва времени для повышения уровня естественнонаучной подготовки». Содержание резерва раскрывается учебным заведением. Предметы естественнонаучного цикла, не вошедшие в федеральный компонент, помещают в раздел «Предметы по выбору». Раздел «Профессиональная подготовка» является наиболее гибкой частью модели. Общетехнический и общепрофессиональный (отраслевой) циклы определяются на федеральном уровне. Содержание предметов общетехнического цикла унифицируется для группы отраслей (производств). Содержание предметов общепрофессионального (отраслевого) цикла определяется конкретным производством (видом деятельности) и отраслью, где применяется профессия, по которой идёт подготовка. Профессиональный цикл формируется по конкретной профессии. Он разделяется на базовый и специальный курсы. Содержание базового курса составляют общие основы профессии (теоретические и практические). На их базе происходит специализация по конкретным специальностям и обеспечивается адаптация работников в изменяющихся условиях производства. Специальный курс относится к вариативной части профессионального цикла. На федеральном уровне формируется только структура специального цикла: перечень обязательных предметов (специальные предметы, производственное обучение, практика). Специальный курс относится к национально-региональному компоненту. Он окончательно формируется в учебном заведении на основе выбранных предметов, обеспечивающих подготовку по специальности (ям), требуемых в регионе. Формирование содержания общеобразовательной подготовки, общетехнического и общепрофессионального циклов, отобранное с учётом специфики отрасли, определяет примерный для данной отрасли учебный план обучения рабочих и служащих в учреждениях НПО. На этапе создания примерного учебного плана федеральным органом управления образованием формируется перечень предметов по выбору. В него включаются предметы, не вошедшие в гуманитарный и естественнонаучный циклы. Они обеспечивают базовый уровень среднего (полного) общего образования. Рабочий учебный план разрабатывают учебные заведения. Они выбирают актуальные для региона предметы из федерального списка предметов по выбору. После выбора эти предметы переходят в разряд обязательных для изучения. Факультативные предметы определяются образовательными учреждениями самостоятельно. Они являются свободно выбираемыми и свободно посещаемыми.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |