Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы обучения, применяемые в производственном обучении




Общая характеристика методов производственного обучения

Основными его проблемами являются:

Цели обучения – для чего учить?; Содержание обучения – чему учить?;

Формы организации обучения – как организовать процесс обучения?;

Средства обучения – что использовать в процессе обучения?

Методы обучения – как обучать?

Важнейшим компонентом являются методы обучения, то есть то, как обучать. От их эффективности при любых других условиях и факторах зависит количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Метод обучения в производственной деятельности – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.

Методом обучения может служить производственное обучение как формирование профессиональных знаний, умений, навыков учащихся в специальных учебных заведениях, и производственное обучение будущих квалифицированных рабочих путём ученичества непосредственно на производстве.

Существует классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:

1) методы организации и реализации учебно-познавательной и учебно-производственой деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся;

3) методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.

Каждая из этих групп методов включает конкретные подгруппы и отдельные частные методы, которые являются инструментом процесса обучения.

В учебном процессе наиболее важным является знание преподавателем, мастером производственного обучения их сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера ПО) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов:

целевая установка;

определение содержания и порядка деятельности учащихся (ориентировочная основа их деятельности);

собственнообучающая деятельность педагога;

руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся;

подведениеитогов.

Таблица.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера) Словесные Устное излож ение Изложение учебного материа- ла (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов   Беседа (вопросно-Постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся,подведение итогов.   Работа с Определение содержания задания и порядка работы учащихся, контроль и подведение итогов     Наглядно- Демонстрация (наглядных Определение задания, управле ние техническими средства-ми, практическое выполнение опытов, трудовых приёмов, т.д. Самостоятельные Определение объектов наблю-дения, руководство наблюде-ниями учащихся, подведение итогов Практические Упраж Постановка проблемы, опре-деление содержания и поряд-ка работы, техническое обслу-живание, руководство рабо-той учащихся, контроль, подведение итогов Лабораторно- Определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Деятельность учащихся   методы учебного материала Слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, сообщаемого педагогом. метод) Продумывание ответов (припоминания,сравнения, сопоставления, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога. Вопросы к педагогу.   текстом книги Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнение, сопоставление, выделение главного, систематизация, воспроизведение, ответы на контрольные вопросы, конспектирование): 1) под руководством педагога; 2) самостоятельно демонстрационные методы пособий, видеофильмов, опытов, приёмов труда) Зрительное восприятие (рассматривание) показы- вание в целом и по частям, сравнение, сопоставление, выявление и усвоение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога   наблюдения учащихся Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога. методы нения Выполнение заданий: 1) под руководством педагога; 2) по письменной инструкции; 3) по алгоритму; 4) самостоятельно   практические работы выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: 1) под руководством педагога; 2) по письменной инструкции; 3) самостоятельно

 

С понятием «метод обучения» связано понятие «приём обучения» или «методический приём».

Под методическими приёмами понимают детали метода. Это – элементы, составные части, отдельные шаги познавательной работы, которая происходит в учебном процессе.

В учебном процессе методы и приёмы переплетаются. Они могут меняться местами. Например, в процессе устного изложения учебного материала демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом. В тех случаях, когда наглядное пособие – основной источник информации, демонстрация является методом, а словесное сопровождение, комментарий – методическим приёмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.