Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Боги, или Неферы




Политеистические склонности древних египтян кажутся несомненными, однако Уоллис-Бадж рассматривает многочисленных богов, которым поклонялись в династические времена, в качестве аспектов единой созидающей силы. При этом он считает, что различные животные, которые почитались как обиталища богов, скорее являются самими богами. Принимая во внимание очевидные различия, я предлагаю следующую классификацию:

1. Аборигенные боги, или боги номов додинастического периода.

2. Цари-боги, или божества во плоти.

3. Чужеземные божества, которые были навязаны коренному населению некими пришельцами, или же естественно интегрировавшиеся с исконно египетскими божествами в результате влияния других культур.

4. Эпагоменальные Неферы.

5. Внеземные (звездные) влияния.

Давайте начнем с первой категории: аборигенных богов, или богов номов додинастического периода. В своем фундаментальном труде «Боги Древнего Египта» Уоллис-Бадж приводит полный перечень богов и местностей, где им изначально поклонялись.

ном   столица   бог  
Та-Хент   Абу   Хнум  
    (Элефантина)      
Тез-Херту   Теб   Гор Бехдетский  
Тен   Нехен   Нехбет  
Уасет   Уасет   Амон-Ра  
    (Фивы)      
Херуи   Гебтиу   Мин  
Аата   Иуы-та-Нечерт   Хатор  
    (Дендера)      
Сешеш   Кет   Хатор  
Абт   Абидос   Инхар  
Амсу,   Хент-Мен   Мин  
Мин или Хем   (Ипу)      
Уатчат   Тебут   Хатор  
Неферуй   Ту-Кват   Гор  
Сет   Шасхотеп   Хнум  
Ту-Ф   Нут-Эн-Бак   Гор  
Атеф-Хент   Саути   Упуат  
        (или Упвавет)  
Атеф-Пеху   Квеси   Хатор  
Ун   Хеменну   Тот  
Мех-Махетч   Хебену   Гор  
Анпу   Каза   Анубис  
Сеп   Хет-Сутен   Анубис  
Уаб   Пермеджед   Сет  
    (Оксиринх)      
Атеф-Хент   Ненинисут   Херишеф  
Атеф-Пеху   Эрмен-херт   Хенму  
Та-Шэ   Шедет   Себек  
    (Крокодилополь)      
Матен   Теп-Ахет   Хатор  
    Нижний Египет      
ном   столица   бог  
Анед-Хетч   Мен-неферт   Птах  
    (Мемфис)      
Хансу   Сехем   Харур  
Амент   Нут-энт-Хап   Хатор  
Сапи-Рес   Тчега   Себек  
Сап-Мех   Саис   Нейт, А мои  
Казет   Хасут   Амон-Ра  
Амент   Сенти-Неферт   Ху  
Абт   Тхекет   Тему  
Ати   Пер-Усир   Осирис  
    (Бусирис)      
Ка-Квем   Хет-та-хер-аб   Гор  
Ка-Хесед   Хебес-ка   Исида  
Феб-Ка   Феб-нефер   Инхар  

Как видим, каждый ном имел свое божество-представителя, храм которого располагался в столичном городе этого нома. Храмы были «рабочим местом» жрецов, отвечавших за содержание самого храма и храмовых построек, религиозное воспитание народа, а также выполнявших другие жреческие обязанности, среди которых были такие услуги, как исцеление, отправление индивидуальных и государственных культов, а также мумификация умерших. Таким образом, жрецы подразделялись на различные группы: писцов, целителей, совершавших возлияния, магов, ясновидящих и т. п. Жрецами были как мужчины, так и женщины.

В религиях номов определенно просматривается значительное шаманское влияние. К примеру, жрецы Анубиса во время отправления культовых обрядов надевали маску шакала, тем самым исполняя роль самого Анубиса или выступая в качестве канала-проводника божественных энергий. Подобно предводителям племен, древние боги номов имели скипетр, причем один конец скипетра был раздвоенным и заостренным, тогда как другой конец был украшен головой тотемного животного данного нома. С течением времени многие животные и фетиши доисторического периода приобрели человеческие черты и прочно утвердились в качестве самостоятельных божеств. Поскольку древние египтяне не представляли себе бога без семьи, у божеств вскоре появились мужья (жены) и сыновья (дочери); так возникли известные триады.

Некоторые из перечисленных выше богов существовали гораздо ранее остальных: например, Нейт, о которой будет сказано ниже. Интересно, что в египетском языке слово «небо» женского рода, поэтому небосвод превратился в богиню Нут, или Хатор (египтяне изображали ее в виде небесной коровы, чей живот был усыпан звездами). С другой стороны, Землю египтяне относили к мужскому роду; они представляли ее в виде лежащего ничком мужчины, из спины которого пробивалась вся земная растительность. Этого земного бога египтяне называли Геб. С точки зрения современного акцента на женском качестве Земли (Геи), трудно удержаться от искушения спросить: нет ли здесь смешения крайностей — особенно если учесть, что египтяне более почитали лунных богов, нежели богинь? В преклонении перед Нилом, а также другими природными явлениями или фетишами явно прослеживается пантеизм и анимизм. Некоторые из величайших египетских центров знания зарождались в храмах древних богов номов — взять хотя бы храм Птаха в Мемфисе. Поскольку количество богов, которым поклонялись в дельте Нила, с годами стало значительным (Тутмос III насчитывал не менее 740, большинство из которых были, вне всякого сом-

Хекв-Ат Хент-Йабет   Уну (Гелиополь, Он) Чару (Танис)   Ра Гор  
Теут   Хатур (Гермополь)   Тот  
Ха   Пер-ба-наб-джеб (Мендес, Бенбет)   Банебдедет  
Сам-Бехутет   Па-хен-ен-Амен   Ам он -Ра  
Ам-Хент   Пер-Баст (Бубаст)   Баст  
Ам-Пеху   Пер-Уаджет (Буто)   Уаджет (Уто)  
Септ   Квезем   Сеп  

нения, не более чем добрыми гениями-покровителями данного места или духами предков), я буду говорить в дальнейшем только о тех известных божествах, чьи энергии соответствуют теме нашего исследования.

В том, что касается второй категории — царей-богов или земных воплощений божеств, — то в течение многих столетий фараоны считались сыновьями богов, а посему получали соответствующие почести. Тому есть два возможных объяснения, первое из которых звучит довольно прямолинейно: считалось, что либо первые племенные предводители, либо представляющие их шаманы (жрецы) являются воплощением сущности местного божества, причем этот «дар», естественно, передавался от родителя к ребенку. Подобное верование можно рассматривать в качестве архаичной формы «божественности царских прав». Второе объяснение включает в себя древнюю легенду о Шемсу-Гор, или о сыновьях Гора, которые несли в себе ген божественных своих предков — Неферов. Считалось, что фараоны ранних династий имели божественную кровь, хотя в более позднее время наследственной крови становилось все меньше, пока она вовсе не исчезла. Так ли это было на самом деле? Легкий намек, подтверждающий это, можно обнаружить в легенде о том, как верховный бог Ра посетил Реддедет (жену верховного жреца) в отсутствие супруга и как от этого союза родились три первых царя пятой династии. Фактически, египтяне считали, что Ра в той или иной степени причастен к зачатию каждого фараона. Готовясь к написанию книги «Атлантида: миф или реальность?», я провела сравнительный анализ групп крови для обнаружения возможных колоний атлантов и путей их миграции до потопа. В результате я обнаружила некоторые интересные факты. Так, следы группы крови А с соответствующими генетическими маркерами были обнаружены в царских мумиях вплоть до XVIII династии. При этом нормальной (распространенной) группой крови в данном регионе была (и остается) нулевая. Группу крови А, как правило, имеют люди со светлой кожей и голубыми глазами; обычно данный тип человека встречается в скандинавских и других североевропейских расах. Откуда же в таком случае взялась эта группа среди фараонов Древнего Египта? Анализы крови из пяти мумий инков, находящихся в Британском музее, также показали, что в трех мумиях из четырех имелись следы группы крови А, которая совершенно не характерна для популяций американских индейцев. При этом ни одна из групп крови, принадлежащих древним останкам по обе стороны Атлантики, не показала наличия отрицательного резус-фактора, доминирующего у басков и берберов.

Из всего этого я делаю следующее умозаключение: некие пришельцы (появившиеся по обе стороны Атлантики), принесли с собой группу крови и соответствующие генетические маркеры, отличающиеся от таковых у коренного населения Египта и Южной Америки. Как указывают профессор Эмери и другие специалисты, эти пришельцы во многом держались особняком от простого люда и любые брачные союзы заключались преимущественно с представителями местной аристократии, что, вероятно, и привело к появлению группы крови А лишь среди правящих классов. Конечно, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что это объяснение является единственным, поскольку проведенные на сегодня исследования ограничиваются останками тех, кто мог себе позволить дорогостоящее погребение.

Результаты исследований древних останков человека, сохранявшихся в течение 7000 лет в болоте, которое сегодня называется Литтл Шорт Спринг (штат Флорида, США), буквально ошеломили ученых. Был обнаружен участок ДНК, крайне редко встречающийся в современных человеческих популяциях; эта находка указывает, что предки людей, чьи останки исследовались, были совершенно неизвестны в Новом Свете! Каким образом все это относится к Древнему Египту и божественному гену царей прошлого? Мое личное мнение заключается в том, что, если провести генетическую идентификацию древних фараонов, могут быть обнаружены не менее поразительные (и, возможно, сходные) генетические маркеры.

Теперь перейдем к чужеземным божествам, которые включены нами в третью категорию. Здесь следует заметить: многие египетские боги (особенно периода Среднего Царства) являлись объектом верований и поклонения соседних народов, а божества Солнца — такие, как Ра и Амон, — имели близнецов не только в соседних, но и в весьма далеких культурах. Некоторые исследователи считают, что Сета египтяне позаимствовали у гиксосов* (Манефон называл гиксосов «королями пастухов», а египтологи более позднего периода считают их кочевыми семитами). Более очевидным это станет, если провести анализ основных божеств династического периода.

Хотя мы склоняемся к выражению «боги Египта», египтяне называли своих божеств другим словом, а именно Неферы. Вот что рассказывает Бадж (см. рис. 3-1) [2].

* Гиксосы — воинственные кочевники, захватившие Египет в конце XVIII в. до н.э. Согласно традиции, гикосы находились в Египте около 130 лет. — Прим. ред.

Среди исследователей ведутся дискуссии по поводу того, как рассматривать древнеегипетский идеограф в форме топора (впрочем, ученые не могут прийти к согласию даже по поводу того, действительно ли этим идеографом изображался топор) в качестве боевого оружия или орудия труда. Некоторые специалисты склоняются к более эзотерической интерпретации, тогда как другие рассматривают идеограф в виде простого фетиша каменного века, происхождение которого можно проследить к неолиту, или даже палеолиту. Топоры, как эмблемы божественности, существовали и в других мегалитических культурах—в особенности, в Британии,

в доисторических погребальных пещерах Марне, Скандинавии и Америке. Следовательно, топор, скорее всего, являлся символом власти у коренного населения этих частей света задолго до возникновения династического Египта.

Кажется, египтологи не могут прийти к согласию между собой относительно значения слова Нефер: высказываемые с достаточной долей осторожности гипотезы включают в себя такие варианты, как «возобновление», «сила», «мощь и власть», «божественный», «изысканный» или «становиться». Однако д-р Генрих Бругш был убежден, что данный термин означает «действующую силу, создавшую и породившую при помощи периодического возвращения все сущее, давшую ему новую жизнь и вернувшую свежесть юности» [3]. Бадж на нескольких страницах цитирует взгляды многочисленных научных светил, пытающихся выполнить перевод слова на основе других существовавших тогда языков. Такой способ научной полемики не проясняет существа вопроса. Однако интенсивные многолетние исследования применения данного термина в иероглифических текстах позволяют сделать предположение, что это слово относилось к некоему качеству жизни или бессмертия или к способности давать жизнь.

К четвертой категории относятся пять эпагоменальных Неферов — Ишда, Осирис, Нефтис, Сет и Гор, — которые сами по себе заслуживают отдельной главы, где их природа, деяния и значение (с точки зрения Сириуса) были бы рассмотрены и проанализированы в свете многих теорий, выдвинутых на протяжении столетий. Многие, пожалуй, отнесут этих пятерых Неферов к божествам пятой категории, потому что они связаны с неземным точно так же, как Тот и Анубис, Ра-Атум, Шу и Тефнут, Хатор-Сехмет и ее супруг Птах, жена Тота Сешат и Сах (Орион), легенды о которых, как мы убедимся позже, определенно содержат в себе намеки на некие галактические связи. Однако давайте вначале обратим внимание на общие характеристики главных божеств, почитаемых египтянами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.