Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фиванская триада: Амон, Мут и Хонсу




Благодаря известным находкам, относящимся к периоду правления XVIII династии (например, открытие Говардом Картером и его группой исследователей могилы царя Тутанхамона), эти три божества, вероятно, являются одной из наиболее известных божественных триад Египта; все трое весьма характерны для исторического периода, в котором они пользовались наибольшей популярностью. Благодаря своему титулу «Царя богов» Амон нередко отождествляется с греческим богом Зевсом. В период Древнего царства он был практически неизвестен: его имя, происходящее от корня слова, обозначающего «скрытый», лишь четырежды появляется в Текстах пирамид Гелиополя. Лишь в годы правления XII династии, когда фараоны начали включать его имя в свои титулы, Фивы приобрели большее значение в религиозной жизни государства. Но несмотря на то, что Амон традиционно ассоциируется с фиванским номом, Уоллис-Бадж заверяет нас, что богиней-покровительницей древних Фив была Хатор. В таком случае, откуда же изначально явился великий Амон?

Американский ученый Джеймс Бонвик в своей книге «Египетские верования и современная мысль» приравнивает его к Ваалу у семитов, а в более позднее время — к кентскому Белу (который дал имя празднику Белтан); однако другие авторитетные исследования предполагают, что он прибьигв Египет вместе с гиксосами и, следовательно, ничем не отличается от Яхве, или Иеговы. Действительно, Амон, этот бог с головой барана, испытывал трудности с сохранением своего превосходства даже в Фивах. В период правления Аменхотепа III большей благосклонностью пользовался Ра, хотя на самом деле бог Солнца никогда не злоупотреблял своей властью, наслаждаясь своим собственным культом под именем Ра-Хорахти. В этот период имя Амона исключалось из различных гимнов и текстов несмотря на то, что оба божества в определенный момент объединились под именем Амон-Ра, что, очевидно, служило примирению лагерей их поклонников.

Бонвик указывает еще на одно удивительное обстоятельство, а именно: слово «Амон» в иероглифической записи неоднократно писалось неверно; при этом исследователь замечает: «Правда, этот бог вообще представляет собой особую тайну» [9]. Ярым противником поклонения Амону был фараон Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон*. Он усгановил монотеистический культ Атона, изображавшегося в виде солнечного диска. И мы снова здесь встречаемся с невероятной цензурой всех текстов, резных надписей и объектов, связанных с Амоном. Это преследование продолжалось вплоть до смерти Эхнатона, после которой жрецы Амона вновь обрели прежнее влияние и вес — и отплатили атенитам той же монетой.

Небесная подруга Амона Мут, чье имя переводится как «мать», представляет собой одно из тех весьма неопределенных женских божеств, чей образ воплощает в себе всю совокупность более ранних богинь-матерей. В пик популярности Амона-Ра сама Мут считалась богиней Солнца, а иногда даже отождествлялась с Баст (поверье приписывало Мут способность принимать облик кошки) и с Сехмет — благодаря качествам львицы и близости к Солнцу [10].

Хонсу, заменивший в качестве сына Амона и Мун в фиванской триаде Монта, с моей точки зрения, является едва лине самым интересным божеством в триаде. Само имя бога в

* Т. е. «угодный Атону». — Прим. ргЪ.

переводе обозначает «кормчий», либо «тот, кто пересекает небо в челне». Изначально Хонсу был лунным божеством. Вне пределов Фив о нем было известно очень мало, а способности Хонсу как экзорциста и целителя возникают лишь после его включения в число членов семьи Амона и Мут. Существует множество странных преданий, описывающих чудеса исцеления, совершенные этим богом при помощи некоего фетиша или статуи, которая, как считалось, воплощала в себе сущность божественной силы. Этому богу также поклонялись в Омбосе (там он был третьим членом триады, выступая под именем Хонс-Гор в облике человека с головой сокола, над которой изображались диск и серп растущей луны.

Соколиная голова напоминает нам Гора, который, как и его сестра Баст, был известен своими чудесами врачевания. Очевидно, что Мут и Хонсу имеют много общего с Гором и Баст, Шу и Тефнут, а также с Сехмет и Нефертумом. Возможно, эти древние архетипы были «приданы» Амону, дабы последний не нарушал популярного у египтян представления о семье. Не исключено, что Амон, Атум и Ра вышли из единого монотеистического понятия, хотя принято считать, что эти аспекты Амона имеют другое происхождение. Бадж считает, что Амон и его супруга Амент находились в числе богов, известных египтянам с давнего времени; их имена встречаются в Текстах пирамид («Унас», строка 558) в связи с именами божественных близнецов-львов Шу и Тефнут. Уже в период правления V династии они входили в число основных богов если не в качестве самых главных божеств, то, безусловно, как стоящие не на много ниже их.

«Родословную» многих менее значимых богов, о которых еще не говорилось в настоящей главе, можно проследить вплоть до изначальных божеств номов: это Монту; Упвавет (которого часто путают с Анубисом); Хнум — добродушный старый гончар, иногда изображавшийся в облике барана, а также две его супруги — Анукис (Анукет), богиня ливней, и Сатис (Сатет), Лучница; Мин, которого почитали как египетского Пана; Хапи — бог Нила; Апет или Таурт, богиня материнства в облике гиппопотама; Рененут, покровительница новорожденных младенцев; Себек, бог в облике крокодилов; Шаи, бог судьбы; Ренпет, богиня ростков и роста; бэс, божество пляски и музыки; Нехет, богиня вечности; Хармахис (божественное имя Сфинкса); Хекат, богиня лягушек и покровительница кормилиц; Мертсегер, которая, подобно Буто-Уаджет, также была богиней змей. Мы уже говорили о Сел-кет, богине скорпионов, и Нехбет — грифоголовой богине деторождения.

Энциклопедия Larousse [11] приводит следующий перечень животных, чьи головы присутствуют на плечах у египетских божеств: Бык — Апис Кошка — Баст, Мут Корова — Хатор, Исида (лишь в случаях, когда ее неправильно отождествляют с Хатор), Нут Крокодил — Себек Собакоголо-вая обезьяна (павиан) — Хапи, Тот Осел — Сет (в более поздний период) Сокол — Гор, Монту, Хонсу-Гор, Монту-Ра-Харахти, Кебехсенуф Лягушка — Хекет Гиппопотам — Таурт Ибис — Тот Шакал — Анубис

Лев — Нефертум

Львица — Сехмет, Тефнут, Мут, Ренент

Баран — Амон, Хнум, Херишеф, Арсафес

Скарабей — Хепри

Скорпион — Селкет

Змея — Буто, Мертсегер, Ренент

Гриф — Нехтеб

Волк — Упуат (Упвавет), Хенти-Аменти

Злобное животное

неопределенного вида — Сет

Среди коллективных божеств были Хаторы, которые никоим образом не были связаны с богиней, носящей такое же

имя — это была группа божественных крестных, появлявшихся при рождении людей, коим была суждена слава; здесь и четыре сына Гора, представлявшие четыре Стихии (см. рис. 3-3).

Согласно одной из легенд, четыре сына Гора должны бьши родиться у Исиды, хотя другое предание повествует о том, как Себек по приказанию Ра поймала их в сети и вынула из воды в цветке лотоса. В обязанности этих божеств входила охрана внутренних органов: Имсети защищал печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник и Хагш — легкие. Кроме того, эти четыре божественных отпрыска ассоциировались со сторонами света; но, поскольку мнения о точном их соответствии значительно отличаются друг от друга (см. главу 6), можно лишь пытаться на свой страх и риск определить, какая из версий является верной.

Осторожное и тщательное изучение нижеследующего материала послужит всестороннему освещению божеств, имеющих звездные связи (Тота, его супруги Сешат, Сехмет, Ра и т. д; см. категорию 5 стр. 53), которые рассматриваются либо во внеземном контексте (в том смысле, что они прибыли из иной, высшей, неземной реальности), либо в качестве божеств звезд или планет — в отличие от богов и богинь номов, а также божеств, привнесенных из окружающих культур или навязанных чужеземными завоевателями.

Примечания

1. И. Э. Уоллис-Бадж. «Боги египтян», т. I, стр. 96-100.

2. Там же, стр. 63.

3. Там же, стр. 67.

4. «Мифологическая энциклопедия Лярусс», стр. 13.

5. Цит. по: Уоллис-Бадж, стр. 429.

6. И. Э. Уоллис-Бадж. «Древнеегипетская теология», стр 29.

7. Цит. по: Уоллис-Бадж, стр. 401.

8. Прим, автора: недавно проф. Стюарт предположил, что повторяющаяся в древних текстах тема змеи несет в себе закодированное знание о супер-струнах'*; в контексте Ра-Апопа идея выглядит вполне привлекательно, поскольку предполагает цикличное движение от сингулярности к «Большому взрыву», т. е. постепенное разрушение Вселенной.

9. Дж. Бонвик. «Египетские верования и современная мысль», стр. 125.

10. Цит. по: «Лярусс», стр. 34.

11. Цит. по: «Лярусс», стр. 48.

* О теории супер-струн см.: П. Девис. «Суперсила». М., «Мир», 1989. — Прим. ред.

ГЛАВА 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.