КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вторая ситуация - «Личное и общественное»
Таким образом, исследуется, в какой степени ребенок может осуществить моральное поведение не только в рассуждении, но и в ситуации реального поведения. Ситуации наблюдения. Включает в себя наблюдение в трёх ситуациях. Первая ситуация - «Честность». Предварительно детей обучают специальной игре. Им предлагают переложить из ведра в банку несколько шариков от пинг-понга с помощью специальной лопатки, плоская часть которой расположена под прямым углом к ручке. Лопатка слегка вогнута, так что ею легко можно подцепить шарик и перенести его в банку. По условиям игры, к шарику нельзя прикасаться рукой, а если он падает на пол, его необходимо возвратить в ведро. В первой серии ребенку предлагают воспроизвести следующий рассказ: «Мальчик Вова ходит в детский сад. Однажды в детский сад пришел дядя и научил Вову играть в шарики. Потом дядя сказал: «Вова, если ты переложишь лопаткой три шарика из ведра в банку, то можешь взять эту красивую марку». Дядя положил марку на стол и ушел. Вова перекладывал, перекладывал, но у него не получалось -шарики скатывались с лопатки. Тогда он переложил все шарики рукой и взял марку, а когда дядя пришел, сказал, что переложил лопаткой» Если ребенок правильно воспроизводит суть рассказа, ему задают ряд вопросов: «Хорошо сделал Вова или плохо?», «Что он сделал плохого?», «Что бы ты сделал на месте Вовы?». Цель этих вопросов - выяснить, осуждает ли ребенок поступок персонажа рассказа (нарушение им правила и ложь взрослому) и как бы он поступил на месте персонажа рассказа, то есть степень знания ребенком исследуемой моральной нормы (не нарушать данного слова, не лгать). Во второй серии ребенка ставят в реальную ситуацию, ранее изображенную в рассказе. Его вызывают в экспериментальную комнату и предлагают переложить три шарика из ведра в банку. Одновременно вогнутую лопатку незаметно для ребенка подменяют совершенно идентичной, но слегка выпуклой лопаткой; это делает выполнение задания очень трудным, поскольку шар скатывается с плоскости лопатки. В награду за успешное выполнение задания предлагается марка. Экспериментатор кладет ее на стол, под тем или иным предлогом уходит из комнаты и наблюдает за поведением ребенка из соседней комнаты через экран в течение 10 мин; после этого он возвращается в комнату. Если ребенок «переложил» шарики, экспериментатор задает ему два вопроса: «Ты переложил лопаткой или рукой?» и «Трогал ли ты шарики рукой?». В первой серии детям читают рассказ следующего содержания: «Вова ходит в детский сад. Однажды в детский сад пришел дядя, позвал Вову в свою комнату и попросил вырезать флажки для праздника. За это он дал Вове красивую марку и сказал: «Ты можешь или взять эту марку себе, или положить ее в эту коробочку. Из этой коробочки марки будут наклеены на большой лист бумаги и будет сделана выставка марок для всего детского сада». Дядя ушел, а Вова вырезал флажок и забрал марку себе». После воспроизведения ребенком рассказа его спрашивают: «Хорошо поступил Вова, что взял марку себе, а не отдал на выставку, или плохо», «Почему?», «А как бы ты поступил на его месте?». Во второй серии детей ставят в реальную ситуацию, приглашают в комнату экспериментатора и предлагают вырезать флажок. За это ребенку разрешают взять красивую марку, лежащую на столе. Экспериментатор говорит: «Ты можешь взять эту марку себе или положить ее в эту коробочку. Из коробки марки будут наклеены на большой лист бумаги, и будет сделана выставка марок для всего детского сада». После этого экспериментатор уходит в соседнюю комнату и наблюдает за поведением ребенка через экран. Цель опыта - выяснить, предпочитает ли ребенок общественное личному в реальном поведении.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |