Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действия, в которых проявляется выбор мотива




Выделение категорий и единиц наблюдения.

В задании воспроизводятся основные этапы процесса выработки категорий наблюдения.

Первоначально выделяется предмет наблюдения и формулируются его задача.

Во время предварительного наблюдения, направленного в данном случае на анализ и вычленение разных видов поведения детей в ситуации морального конфликта, проводится некатегоризованное, свободное описание поведения детей.

Полученный материал служит основой для выдвижения предположений о возможных способах членения наблюдаемого процесса и категориях описания реального поведения детей в данных ситуациях.

Выделяя категории анализа реального поведения ребенка в ситуации конфликта, можно внутри общего класса ориентировочных (подготовительных) действий выделить два типа:

- действия выбора средств;

Действия выбора средств (ДВС) развертываются в поведении тогда, когда мотивация испытуемого носит устойчивый характер, то есть когда конечная цель поведения субъекту ясна, в то время как средства достижения этой цели, определяемые предметными условиями выполнения задачи, требуют уточнения. Процесс такого уточнения, выбора средств решения, и представляет собой ряд действий, обеспечивающих выбор средств.

 

Напротив, когда выбор средств достижения цели не вызывает у субъекта сомнений, когда он знает и может использовать их, однако не уверен, следует ему стремиться к достижению цели, никак не нарушая принятых в обществе моральных норм или же любой ценой получить желаемое - развертываются действия, в которых выражается процесс выбора или борьбы мотивов (ВМ). Такая ситуация возникает при неустойчивом характере мотивационной иерархии. Разумеется, оба выделенных типа ориентировочных действий не исключают друг друга: они могут сосуществовать в рамках одной и той же конфликтной ситуации.

 

Ориентировочным действиям обычно противопоставляются исполнительные действия (П.Я.Гальперин, 1976; 1981; А.В. Запорожец, I960). Это действия, которые завершают как этап выбора средств, так и этап выбора мотива. Если исполнительное действие завершает ДВС, оно всегда выступает в форме конкретного предметного действия (например, ребенок, осмотрев лопатку, ведро и шарики в ситуации «Честность», начинает их доставать или, ознакомившись с заготовкой флажка в ситуации «Личное – общественное», приступает к его вырезанию,

 

в то время как исполнительные действия, завершающие ВМ, могут выступать как в форме предметного действия, так и в форме воздержания от него. Так, в ситуации «Честность» действия, связанные с выбором мотива, выражаются в попытках ребенка переложить (или поддержать) шарик рукой, которые, однако, не получают завершения.

 

Если конфликт решен ребенком в пользу преобладания нравственного мотива, его исполнительным завершением будут либо упорные попытки переложить шарики лопаткой, либо отказ от выполнения задания вообще. Если же конфликт решен в пользу эгоистического мотива, он завершается перекладыванием шариков руками (или с поддержкой рукой).

Наряду с ориентировочными и исполнительными действиями следует выделять и сопровождающие их экспрессивно-мимические и речевые проявления. Первые имеют непроизвольный характер, они включают в себя мимику, жесты, эмоциональные восклицания и дают дополнительную информацию о том эмоциональном фоне, на котором осуществляется решение конфликта. Вторые - произвольны и состоят из высказываний ребенка по ходу выполнения действия, обращенных к другим или к самому себе и свидетельствующих о том, как ребенок осознает происходящее с ним.

Итак, в качестве категорий анализа реального поведения ребенка в ситуации конфликта можно выделить:

- Действия выбора средств, связанные с ориентировкой ребенка в той предметной ситуации или задаче, которую он решает (исследует предметы в ситуациях «Честность», «Личное и общественное», смотрит на руки экспериментатора и партнера в ситуации «Независимость» и т.п.).

- Действия, связанные с выбором мотива, в которых проявляется ориентировка ребенка в ситуации конфликта мотивов (переносит руку от одного предмета к другому в ситуации «Независимость», пытается переложить шарик рукой в ситуации «Честность», делает попытки опустить марку в коробку в ситуации «Личное – общественное» и т.п.).

- Практически-исполнительные действия, связанные с завершением ориентировочного акта и направленные на достижение цели (доставание шариков в ситуации «Честность» лопаткой или рукой, поднимание флажка или погремушки в ситуации «Независимость» и т.п.).

- Экспрессивно-мимические проявления - мимика, непроизвольные движения рук, тела, эмоциональные восклицания, которые могут свидетельствовать о переживаниях ребенка на разных этапах решения конфликта (положительные, отрицательные переживания, нейтральное эмоциональное состояние, чувство вины и т.п.).

- Речевые действия - спонтанные высказывания, сопутствующие решению конфликта и говорящие о том, как ребенок осознает свое поведение (эгоцентрическая речь).

При описании вербального поведения ребенка фиксируются:

- Содержание высказываний по поводу рассказанных историй и специально задаваемых вопросов (одобряет или не одобряет действия персонажа, обещает или не обещает придерживаться нормы).

- Экспрессивно-мимические проявления - мимика, сопутствующая высказыванию (фиксируются положительные или отрицательные переживания в момент высказывания, внутреннее несогласие с текстом высказывания, ироническое отношение к своему высказыванию и т.п.).

Регистрация данных катетеризованного наблюдения.

При наблюдении реального поведения ребёнка в ситуации конфликта можно выделить следующие стадии:

- вхождение в конфликт,

- нарастание конфликта,

- решение конфликта,

- послеконфликтное состояние.

Наиболее четко эти этапы прослеживаются в ситуациях «Честность» и «Личное и общественное». Соответственно форма протокола (форма 3 Приложения) предусматривает регистрацию (запись словами или условными обозначениями) категорий поведения ребенка на протяжении каждого этапа. Если в том или ином конкретном случае какой-либо из этапов отсутствует (например, в ситуации «Честность» ребенок сразу перекладывает шарики руками) или на данном этапе отсутствуют какие-либо категории поведения, в соответствующих графах протокола делается прочерк).

Протоколирование поведения ребенка в ситуации «Независимость» (форма 1 Приложения) осуществляется так: в начале заполняется графа «экспериментатор», затем - графа «партнер», после чего в графу «испытуемый» заносят действие ребенка и сопутствующие этому действию категории поведения. Если у испытуемого действий той или иной категории не наблюдается, в соответствующей графе делается прочерк.

При регистрации вербального поведения протоколы для ситуации «Независимость» и для ситуаций «Честность», «Личное – общественное» имеют соответственно форму 2 и форму 4.

Выделенные нами категории наблюдения необходимо рассматривать лишь как промежуточный этап на пути к выработке более единообразной и логически строгой системы категорий.

Обработка данных целенаправленного наблюдения.

На основании данных протоколов целенаправленного категоризованного наблюдения дается описание поведения ребенка в ситуации конфликта.

Первоначально проводится анализ вербального поведения. Констатируется, знает ли ребенок данную норму поведения, считает ли, что сам будет вести себя так же, выражает ли свои искренние убеждения или внутренне со своим высказыванием не согласен (в каждом случае приводятся подтверждающие анализ протокольные данные).

При анализе реального поведения отмечается, все ли компоненты динамики конфликта имели место, как вел себя ребенок до, в момент и после разрешения конфликта, каковы были его переживания, эмоциональное состояние, можно ли сделать вывод о наличии у него моральных мотивов (мотива независимости), и если нет, осознает ли ребенок факт нарушения им нормы, легко или трудно дается ему нарушение, каков тип его мотивационной иерархии (устойчивая, умеренно устойчивая, неустойчивая), возникает ли у него чувство вины и как ребенок пытается справиться с ним (приводятся подтверждения из протоколов).

При составлении вербального и реального поведения ребенка констатируется, совпадают ли они по содержанию. Если они по содержанию расходятся, необходимо высказать предположение о причинах такого расхождения (незнание ребенком нормы, различия в структуре мотивации вербального и реального поведения, отсутствие у ребенка необходимых умений для реального выполнения задачи и т.п.).

 

 


При обработке данных в ситуации «Независимость» наряду с качественным анализом дается количественный. По данным вербального поведения вычисляется коэффициент пристрастности Kв;

 

Нв

Кв = х 100%,

Мв

где Нв - число неправильных действий взрослого, признанных ребенком правильными;

Мв - общее число неправильных действий взрослого.

По данным реального поведения определяется коэффициент подражательности Кр:

 

Нр

Кр = х 100%,

Мр

 

где Нр - число неправильных действий ребенка, совершенных вслед за неправильными действиями взрослого;

Мр - общее число неправильных действий партнера.

Кв и Кр сопоставляются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.