КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зачинатели: Герстенберг, Гаман
НЕМЕЦКИЕ ШТЮРМЕРЫ И ИХ ВЗГЛЯДЫ НА ДРАМУ Наиболее яркие плоды теория драмы сентиментализма дала в Германии. Здесь в конце XVIII века возникло литературное движение, получившее название «бури и натиска». Показательно, что само название этого движения происходит от драмы Максимилиана Клингера, озаглавленной этими словами. Движение «бури и натиска» представляло собой немецкую форму сентиментализма. Оно имело свои национальные корни, хотя и питалось также идеями, заимствованными из Англии и Франции. Движение «бури и натиска» так же, как и руссоизм во Франции, отражало углубление социальных противоречий феодального общества и растущий протест передовых слоев бюргерства против феодально-монархического гнета. Вместе с тем, так как Германия была раздробленной, и это препятствовало возникновению антифеодального лагеря, движение «бури и натиска» не могло достигнуть той революционной последовательности, которая характеризовала французских сентименталистов. Отсюда ряд идейных слабостей представителей этого движения, сказавшихся как в их творчестве, так и в литературной теории. Одним из первых представителей нового течения был Генрих-Вильгельм Герстенберг (1737—1823), который в своих «Письмах о достопримечательностях литературы» (1766) полностью порывает с поэтикой классицизма, отвергая все правила и деление жанров. «Долой классификацию драмы — восклицает он.— Зовите их пьесами, историями, трагедиями, трагикомедиями, комедиями, как вам угодно,— я называю их живыми картинами нравственной природы»51. Герстенберг отвергает не только поэтику классицизма XVII века, но и поэтику Аристотеля. Он не видит смысла в теории катарсиса, его не волнуют проблемы композиции. Четыре своих письма, составивших «Опыт о сочинениях и гении Шекспира» (1767), Герстенберг посвятил драматургу, чье творчество должно послужить для всех новым образцом, взамен классиков античности и неоклассицистов XVII—XVIII веков. Как известно, Лессинг был первым, кто указал на превосходство Шекспира как поэта и психолога по сравнению с классицистами. Но мы помним, что он еще считал нужным доказывать сущность шекспировской трагедии принципами поэтики Аристотеля. Герстенберг делает шаг вперед по сравнению с Лессингом. Он ставит Шекспира выше всех драматургов, обосновывая это не тем, будто Шекспир соответствует правилам классической поэтики, если понимать ее не догматически, а именно потому, что Шекспир не похож на классиков. Для Герстенберга вопросы формы вообще не имеют значения, потому что она представляется ему результатом спонтанного творчества. Шекспира он характеризует не как мастера, создавшего драматургическую форму, отличающуюся от общепризнанной, а прежде всего как гениального сердцеведа, в пьесах которого действуют живые характеры и изображены полные движения картины действительности. Несомненно, что на Герстенберга повлиял Юнг. Следом за ним он повторяет положения о гении как выразителе природы. Для него в творчестве важны вдохновение, фантазия, умение создать иллюзию, новизна и оригинальность. При всем том, что в ряде критических суждений, высказанных им впоследствии, Герстенберг отдавал должное и некоторым представителям классицизма, и писателям-реалистам XVIII века, он одним из первых в Германии выражал взгляды нового направления. Для Герстенберга драма важна как определенная форма поэзии. В его взглядах уже достаточно ясно проявляется одна особенность всей драматической теории сентиментализма, состоящая в отсутствии интереса к специфике драмы как особого вида произведений. Разрушение старой теории жанров сопровождается тем, что на некоторое время в теории драмы утверждается полное пренебрежение к особым законам этого вида произведений. Для сентименталистов важны прежде всего идейные принципы драмы, ее поэтическая во-одушевленность, некоторые тематические новации, но никак не структурные и композиционные вопросы. Угол зрения в теории драмы кардинально перемещается. Это мы видим уже у Мерсье, затем у Герстенберга и, наконец, у всех последующих теоретиков драмы периода сентиментализма. Они говорят не столько о конкретных проблемах драматургического творчества, сколько об общефилософских и эстетических основах драмы. Кратко надо сказать об Иоганне Георге Гамане (1730—1788), хотя специально по вопросам теории драмы он не высказывался.
Однако его философские и эстетические идеи вошли в арсенал эстетики «бури и натиска». У Гамана был ряд идей, сходных с Вико; он, по-видимому, пришел к ним самостоятельно, хотя и значительно позднее, чем итальянский мыслитель. В своих «Крестовых походах филолога» (1762) Гаман выдвинул теорию поэзии, основанную на вдохновении, подчас совершенно мистического характера. Если, как гласит теория, поэзия есть подражание природе, то, замечает Гаман, следует исходить из того, что «природа действует через ощущения и страсти» 55, а «... ощущения и страсти говорят лишь образами. В образах заключено все сокровище человеческого познания и блаженства» 5в. Искусство, следовательно, есть высшее знание, ибо оно имеет своей основой природу. В поэзии Гаман видит нечто подобное религии, а иногда просто слияние с религией. Религиозно-мистические стороны эстетики и поэтики Гамана гораздо более реакционны, чем пантеистическая религия руссоистов, потому что у французов, в том числе и у Руссо, было еще много сенсуалистического, тогда как для Гамана поэзия и религия в одинаковой степени являются мистическим откровением. В этом смысле Гаман оказал влияние уже не столько на сентименталистов, сколько на последующих реакционных романтиков. Но и движение «бури и натиска» также числит Гамана среди своих предшественников. Герстенберг и Гаман были интуитивистами, и любопытно отметить, что в истории эстетической мысли интуитивизм вплоть до Кро-че сочетается с отказом от анализа художественной ткани произведений искусства.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |