КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляды Гете на драму
В рядах движения «бури и натиска» начинал свою деятельность и Гете (1749—-1832). Весь круг эстетических воззрений этого величайшего немецкого писателя не может составить предмет нашего рассмотрения. Ограничиваясь его взглядами на вопросы драматического творчества, мы должны иметь при этом в виду, что Гете пережил эволюцию, и его воззрения существенно менялись. В первый период своей деятельности, примыкая к движению «бури и натиска», Гете находится под несомненным влиянием Гердера. Разделяя общее всем штюрмерам преклонение перед «природой» и свойственное им пренебрежение ко всякого рода сковывающим правилам, Гете видит высший образец драматического творчества в Шекспире. Свои взгляды он декларировал в полной энтузиазма речи «Ко дню Шекспира» (1771). Трагический театр древних греков Гете рассматривает как проявление могучего эллинского духа и, подобно Гер деру, он связывает античное искусство с условиями, породившими его. Античная драма была общенародным искусством. Возникнув «как интермеццо богослужения», она затем стала «частью политических торжеств». Единство и простота античных драм, по мнению Гете, повторяющему в этом опять-таки Гердера, была в самой природе античного театра. Древняя трагедия «показывала народу великие деяния отцов, чистой простотой совершенства пробуждая в душах великие чувства, ибо и сама была цельной и великой» 82. Попытки французских классицистов подражать античной драме были смехотворными, и Гете по этому поводу иронически замечает: «Французик, на что тебе греческие доспехи, они слишком тяжелы и велики для тебя» (383). Но даже если в античной драме ее правила и были естественными, то для современного театра они не годятся, и это Гете понял из Шекспира, который открыл ему глаза на то, каким должно быть драматическое искусство. «Не колеблясь ни минуты,— пишет Гете,— я отказался от театра, подчиненного правилам. Единство места казалось мне устрашающим, как подземелье, единство действия и времени тяжкими цепями, сковывающими воображение» (382). Особенно ценит Гете в Шекспире широту изображения действительности, введение в драму больших государственных и общественных интересов, историзм. «Шекспировский театр — это чудесный ящик редкостей, в котором мировая история, как бы по невидимой нити времени, шествует перед нашими глазами» (383). В отличие от Ленца, отрицавшего какое бы то ни было единство в драме, в том числе шекспировской, Гете находит в свободной композиции пьес Шекспира внутреннюю цельность: «Его планы, в обычном смысле слова, даже и не планы. Но все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки (которую не увидел и не определил еще ни один философ), где вся своеобычность нашего Я и дерзновенная свобода нашей воли сталкиваются с неизбежным ходом целого» (383-—384). Сложность и противоречивость шекспировских характеров восхищает Гете так же, как их грандиозность. В этом смысле Шекс^-пир, по словам Гете, как бы соревнуется с Прометеем. «По его примеру черта за чертой создавал он своих людей, но в колоссальных масштабах — потому-то мы и не узнаем наших братьев...» (384). Единство, которое Гете находит у Шекспира, заключается не в чем-то внешнем, а в том, что получило терминологическое обозначение как «внутренняя форма». Понятие внутренней формы, впервые выдвинутое английским философом XVIII века Шефтсбери, занимает важнейшее место во взглядах Гете на искусство. Как мы видели, классицистская теория поэзии вообще и драмы в частности исходит из рассмотрения внешних композиционных принципов, определяющих строение произведения. Отвергнув теорию классицизма, сентименталисты должны были найти некий новый принцип, который явился бы основополагающим для объяснения самого существа творчества. Таким является чувство, вдохновение, гений и природа. Все это соединяется вместе в понятии внутренней формы. Материал художественного изображения черпается из действительности. Творческий гений является тем собирательным стеклом, фокусом, где сходятся все лучи действительности, как объективной, так и субъективной. Отметим, что в теории сентиментализма утверждается органическое единство субъективного и объективного, воплощающееся в творческом гении. Это положение относится к общей эстетике, но оно важно и для теории драмы как обоснование спонтанности твор- 422 чества, не вмещающегося в узкие рамки правил и догм. Романтики впоследствии разовьют это положением их Теоретик Ф. Шеллинг создаст концепцию органической формы. Стремление к цельности, единству, к такому органическому сочетанию многообразных явлений, которое соответствовало бы самой жизни, и составляет для Гете важнейшее условие подлинной художественности в драме. Эта точка зрения лежит в основе знаменитого анализа «Гамлета» Шекспира в «Вильгельме Мейстере». Правда, «Годы учения Вильгельма Мейстера» были опубликованы в 1795 году, однако в своей основе концепция шекспировского «Гамлета» была разработана и сформулирована Гете уже в его первом замысле романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», относящемся к 1778—1785 годам. Здесь, на примере шекспировской трагедии, Гете конкретизирует сказанное им еще в речи «Ко дню Шекспира» о том, что представляет собой «план» в шекспировской драме. В противовес мнению как клас-сицистских критиков Шекспира, так и его сентименталистских поклонников, считавших, что произведения Шекспира характеризуются разбросанностью, отсутствием цельности и единства, Гете утверждает, что в «Гамлете» есть строго продуманный план, однако не такой, какой мог бы представить себе рационалист. Он находит и показывает внутреннее единство произведения, а затем обращается к характеру героя и здесь, явно следуя точке зрения Ленца, показывает, как характер героя определяет существо трагедии. Действие «Гамлета» все от начала до конца определено характером датского принца. Нас не интересует в данном случае конкретная интерпретация образа Гамлета, данная Гете, и мы указываем на его разбор трагедии лишь с точки зрения общей концепции драматического творчества. Эти взгляды, выработанные Гете в период «бури и натиска», он сохранил и в дальнейшем, даже тогда, когда он вместе с Шиллером перешел к созданию нового классицизма. Отход Гете от идеалов «бури и натиска», как известно, был вызван глубочайшим кризисом этого движения. В условиях отсталой Германии, где не было реальных предпосылок для буржуазной революции, бунтарские и революционные устремления штюрмеров были обречены на политическое бесплодие. Стремление найти новые пути для борьбы за грядущее объединение и освобождение немецкого народа привело Гете и Шиллера к мысли, что, поскольку социальное освобождение еще невозможно, нужно готовить народные массы к грядущему обновлению жизни через посредство эстетического воспитания. Это эстетическое воспитание должно было, по мысли Гете и Шиллера, развить национальное и гражданское самосознание народа, вывести его дух из состояния рабской покорности. На Гете, как и на Шиллера, оказали большое влияние просветительские идеи Винкельмана и Лессинга, трактовавших красоту античного искусства как следствие идеальных условий гражданской свободы и политической демократии. Отсюда Гете и Шиллер сделали вывод о том, что, идя обратным путем, то есть возродив те формы общественного сознания, которые были вызваны к жизни свободой, можно эстетически воспитать народ, развив в нем чувство свободы. Таково было значение перехода Гете и Шиллера на позиции нового классицизма. При этом и Гете, и Шиллер отнюдь не имели в виду возвращение к доктрине классицизма XVII века. Классицизм, за который они ратовали, был просветительской идеализацией античности, и сущность его состояла не в следовании тем или иным формальным особенностям античного искусства, а в возрождении общего духа эстетической культуры античности, как ее понимали Винкельман и Лессинг. В известной мере Гете и Шиллер предполагали также возрождение тех форм античного искусства, которые могут быть приспособлены к уровню духовного развития и культуры современного человечества. Новая точка зрения Гете, а также и Шиллера, получила выражение в их совместной декларации «Об эпической и драматической поэзии» (1797). Она явилась результатом долгого обсуждения проблем творчества обоими поэтами, причем ведущая роль в этой дискуссии принадлежала Шиллеру. Мы находим здесь, с одной стороны продолжение взглядов Гете на органическую природу произведений искусства, но вместе с тем замечаем и новые тенденции классицистского характера. Законы того или иного вида поэзии выводятся не из внешних формальных признаков, а «из природы человека». Поэтому эпос и драма различаются между собой соответственно положению и характеру их творцов. И в том и в другом случае перед нами поэты, воспроизводящие действительность, но различно их отношение к реальности, которую они художественно воплощают, и условия, в которых совершается процесс художественного воспроизведения действительности. И эпический поэт, и драматург свободны в выборе мотивов и могут трактовать как сходные, так и различные сюжеты. Отличие их друг от друга состоит, во-первых, в способе воспроизведения действительности. Эпический поэт повествует, рассказывает. Он — «рапсод» и поэтому «излагает событие, перенося его в прошедшее». Драматург подобен «миму», то есть он непосредственно воплощается в образе героя и показывает происходящие с ним события. Его способ художественного изображения состоит в том, что он показывает прошлое как событие, совершающееся в настоящем. Эпическая поэзия изображает деятельность вообще, тогда как трагедия показывает «ограниченные личностью страдания» (409). Эпическая поэзия показывает события внешнего характера, «трагедия — человека, устремленного в глубь своей внутренней жизни» (409). Отсюда различие между этими двумя видами поэзии, состоящее в том, что эпос, повествование, требует значительного пространства для развертывания действия, тогда как «события подлинной трагедии требуют лишь небольшого пространства» (410). 424 Таким образом, Гете и вместе с ним Шиллер отходят здесь от сен-тименталистского принципа полной свободы жанров, допускавшей даже их смешение, и требуют четкого разграничения между видами поэзии. Это требование возникало не просто как результат теоретического размышления, а из наблюдений над практикой драматургического творчества. Полное освобождение от правил привело в драматургии «бури и натиска» к утрате некоторых существенных элементов драматизма. Можно сказать, что в произведениях драматургов той эпохи, в частности у самого Гете в «Геце фон Берлихингене», как раз внешние события, развернутые на значительном пространстве, привели к рыхлости драматической композиции, что сам Гете не мог не почувствовать, когда встал вопрос о сценическом воплощении его трагедии, и ему пришлось перерабатывать свое произведение. Но одна из особенностей драматургии «бури и натиска» не подвергается сомнению Гете и Шиллером — лиризм пьес этого направления. Показательно, что Гете' и Шиллер прежде всего стремятся отграничить драму от эпоса, то есть от повествовательной формы. Далее в статье рассматриваются мотивы, присущие эпосу и драме. Для эпической поэзии характерны мотивы «отступающие», которые отдаляют действие от его цели. Драме, наоборот, присущи мотивы «устремляющиеся», которые ускоряют действие. Один мотив Гете и Шиллер считали особенно художественно эффективным, это — замедление действия, задержку, образуемую всякого рода перипетиями и усложнениями, которые возбуждают интерес и делают как для читающего повествование, так и для театрального зрителя неясным конечный исход, ибо возникающая перед их глазами картина борьбы противодействующих сил содержит возможность победы как одной, так и другой стороны. Наконец, как в драме, так и в эпосе возможны обращение к прошлому ji обращение к будущему. Смысл этих мотивов заключается в том, что они ставят изображаемые в произведениях события в перспективу всей жизни героя или героев, в перспективу всего исторического развития. В период «бури и натиска» Гете чрезвычайно ценил натуралистическую конкретность в изображении драматических событий. Теперь он считает необходимым ограничение в этом отношении. Эпический поэт более свободен в изображении «мира физического», к которому принадлежат действующие лица и который их окружает, тогда как драматург «обычно прикован к одной точке» (410). Если далее «мир нравственный совершенно одинаков для обоих и лучше всего поддается изображению во всей своей физиологической и патологической простоте» (410), то «мир фантазии, чаяний, видений, случайностей и проявлений рока» (410) современное мировоззрение, освободившееся от наивных суеверий и предрассудков древности, уже неспособно воспринимать в той мере, в какой это было доступно античности. Драматическое изображение отличается от эпического еще й в своем эмоциональном качестве. Эпический поэт подобен мудрецу, в спокойной задумчивости обозревающему случившееся. В отличие от этого драма требует, чтобы олицетворение определенных героев вызывало к ним сочувствие, чтобы зрители вместе с героем «испытывали страдания его души и тела, разделяли его недоумения и для него забывали себя» (411). Гете и Шиллер настаивают на том, что драматическое действие должно в первую очередь эмоционально потрясать публику. Внимающий актеру «зритель, собственно говоря, пребывает в постоянном чувственном напряжении, он не смеет возвыситься до раздумья, он должен страстно следовать за ним (за героем), его фантазия вверг1 нута в полное молчание, к ней нельзя предъявлять никаких требований; даже то, о чем ведется рассказ, должно как бы доходить до его зрения во всей своей наглядности» (411). Однако на позициях нового, или так называемого веймарского классицизма Гете оставался лишь до тех пор, пока был жив Шиллер. После его смерти он все больше и больше отходит от концепции, разработанной им совместно с Шиллером. Важнейшим признаком изменения позиций Гете является его возвращение к Шекспиру. В статье «Шекспир и несть ему конца» (1813—1816) Гете возвращается к концепции внутренней органической формы и развивает ее весьма подробно в применении к Шекспиру. При этом Гете указывает, что искусство Шекспира не только само движимо этой внутренней формой, но и апеллирует к нам, также воздействуя глубочайшим образом на внутренний мир. Именно поэтому Гете пишет, что внешние средства Шекспира не являются главными: «Произведения Шекспира не для телесных очей» (582). Внутреннее чувство глубже и яснее, и оно возникает не столько от внешнего зрелищного элемента шекспировской драмы, сколько от поэтической речи его произведений. Шекспир,— пишет Гете,— «взывает к нашему внутреннему чувству; а оно оживляет мир образов в нашем воображении» (582—583), По мнению Гете, в произведениях Шекспира «одушевленное слово преобладает над чувственным действием» (583). За внешним у Шекспира скрывается глубокое постижение жизненных законов. При этом Гете вносит уточнение в понимание историзма Шекспира. Он показывает, что национальное у Шекспира преобладает над изображением исторического. Его герои, долженствующие изображать римлян, на самом деле — чистокровные англичане. Существенно в них, однако, не это, а то, что они являются носителями общечеловеческого. Шекспир — реалист. Его интересы — «в пределах действительного мира» (585), «великой основой его произведений служит правда и сама жизнь» (585). Гете напоминает определение Шиллером Шекспира как «наивного» поэта, но при этом подчеркивает,, что, не взирая на это, «он при ближайшем рассмотрении все же оказывается поэтом нового времени» (585). Беря антитезы, разработанные тогдашней теорией искусства, и не только Шиллером, а также иромантиками, Гете перечисляет их:античное—новейшее, наивное— сентиментальное, языческое — христианское, героическое — романтическое, реальное — идеальное, необходимость — свобода, долг — воление.1 В кругу этих антитез он рассматривает Шекспира, причем для 'нас анализ Гете имеет значение не столько для характеристики творчества английского драматурга, сколько для выявления позиций Гете по вопросу о существе трагедии. В древних произведениях Гете находит преобладание конфликта между долженствованием и свершением, в новейших — между волением и свершением. Долг возложен на человека извне и это характерно для античного мира. Новому времени присуще воление, которое человек сам возлагает на себя. Древняя трагедия построена именно на долженствовании. Воля вступает в противоречие с долгом. При этом господство долга является деспотизмом по отношению к человеку, в чем бы ни проявлялось долженствование. Воление, напротив, имеет своим источником свободу и соответствует личности, выделившейся из общества. Оно божество новейшего времени. В итоге Гете приходит к выводу, что при всем деспотизме долга все же господство общности, законов природы, законов государства и т. д. создает почву для великой и мощной трагедии. Господство индивидуального начала порождает трагедии слабые и мелкие. Собственно, новая трагедия перерождается в драму в узком смысле этого слова. Возвращаясь после этого рассуждения к Шекспиру, Гете видит в нем драматурга, у которого «долженствование и воление всегда во что бы то ни стало стремятся к равновесию» (588). Внутренний конфликт у Шекспира состоит в том, что «каждая личность, рассматриваемая с точки зрения характера, долженствует: она стеснена и предназначена к чему-то исключительному, но, рассматриваемая как личность человека, — изъявляет волю неограниченно и взывает ко всеобщему» (588). Здесь Гете сводит счеты с сентиментализмом, со штюрмерской идеализацией личного и индивидуального. Он ищет синтеза между античной концепцией драмы и драмой нового времени, притязания которой не склонен просто отбрасывать, и находит этот синтез в Шекспире. При всей отвлеченности терминологии Гете речь идет по существу о характере отношений индивида к обществу. Гете против безграничного деспотизма долженствования, но в равной мере он отказывается и от анархического воления. Мы узнаем здесь ту позицию олим-пизма, которую занял Гете в веймарский период по отношению к бунтарству «бури и натиска». Гете отвергает «воление, превосходящее силы индивидуума» (588). У Шекспира он находит воление, порождаемое внешними обстоятельствами, иначе говоря, соответствующее объективной тенденции общественного развития, в отличие от штюрмерского воления, не опиравшегося на почву действительности. Гете ищет того среднего пути, когда свобода воли не будет приходить в противоречие с необходимостью. Необходимость, полностью противоречащая свободе воли, производит нравственно отталкивающее впечатление, необходимость, сочетающаяся с волением, приобретает нравственный характер. Но Гете полемизирует не только с штюрмерством. Его стрелы направлены и против романтики, продолжившей и даже углубившей принцип индивидуального, личного начала в жизни и в искусстве. Если романтики интерпретировали Шекспира каквыразителя полного художественного и нравственного своеволия, то в противовес им Гете говорит о Шекспире как о художнике, который сделал «необходимость нравственной». Следующая часть статьи, написанная в 1816 году, специально посвящена теме драматургии Шекспира. Здесь Гете устанавливает новое деление видов поэзии: «эпос, диалог, драма, театральная пьеса». Он следующим образом раскрывает смысл этого деления, показывая, как эпическое, повествовательное, постепенно все более переходит в драматическое, то есть в действенное: «Эпос должен изустно передаваться толпе кем-нибудь одним; диалог — это разговор в замкнутом кругу лиц, который разве только доходит до слуха толпы; драма — это разговор, связанный с действием, даже тогда, когда она разыгрывается лишь перед воображением; театральная пьеса объединяет все три вида, поскольку они обращаются к зрению и воспринимаются при наличии определенных условий места действия и действующих лиц» (591). Характеризуя произведения Шекспира как «наиболее драматичные» (591), Гете, однако, считает, что их сценичность не является существенным качеством. Шекспир — поэт, апеллирующий к нашему воображению. Он безусловно принадлежит «истории поэзии», а «в истории театра участвует только случайно» (590). Иначе говоря, Гете считает, что видимое нами на сцене действие шекспировских драм имеет значение лишь в той мере, в какой оно возбуждает наше воображение. Само по себе оно не представляется ему существенным. Новая концепция Гете объясняет нам его собственную художественную практику и в первую очередь «Фауста». Гете считает, что «театрально лишь то, в чем нам одновременно видится символ: значительное и важное действие, указывающее на другое, еще более значительное» (591). Таким образом, Гете снимает все то живое жизненное содержание, которое привлекало его самого в период «бури и натиска», когда он, подражая Шекспиру, создавал своего «Геца фон Берлихингена». Гете приписывает Шекспиру тот художественный метод, который был разработан им и Шиллером в немецкой драме,— метод идеальный. Вот почему он заявляет, что Шекспир «...ставит в центр пьесы известную идею и заставляет служить ей весь мир и всю вселенную. Вокруг одной идеи стягивает он старую и новую историю...» (592).
Гете считает достоинством несовершенство сценических средств, которыми обладал театр Шекспира, потому что «там нет и следа тех требований натуральности, с которыми мы постепенно срослись благодаря нашей усовершенствованной театральной технике» (593). Он с явным сочувствием говорит о «детской поре первых начинаний», когда театр представлял собой пустые подмостки, «на которых мало что можно увидеть, где все только «означает», где публика охотно соглашается предполагать за зеленым занавесом покои короля и не удивляется, что трубач всегда трубит на одном и том же месте» (593). В силу этого для публики его времени «пьесы Шекспира были чрезвычайно интересными сказками, только рассказанными несколькими лицами, которые для того, чтобы произвести большее впечатление, характерно замаскировывались и по мере надобности двигались взад и вперед, приходили и удалялись, всецело предоставляя воображению зрителя переносить на пустую сцену то рай, то королевский замок» (593). Хотя Гете и прав, говоря о скудости сценической техники шекспировского театра, он, однако, явно недооценивает реалистический смысл шекспировской драмы, стремясь представить ее скорее драмой символической. Для нас важно не то, насколько верно понимал Гете принцип шекспировской драмы. В приведенных только что высказываниях немецкого писателя мы должны прежде всего увидеть поэтику той драмы, которую он сам создавал, творя «Фауста». Стремление теоретически обосновать собственную драматургическую позицию отразилось в статье Гете «Трагические тетралогии греков» (1823). Гете полемизирует здесь против представления о древней тетралогии как развитого в трехкратном нарастании единого содержания. Он считает, что «трилогия и тетралогия не нуждались в смысловой связности, что здесь имело место не нарастание сюжета, а нарастание внешних форм, опирающихся на многостороннее содержание, пригодное к тому, чтобы произвести необходимое впечатление на зрителя» (646—647). Гете считает, что трилогия «Валленштейн» Шиллера в принципе соответствует «трехкратному нарастанию единого содержания». Но он ищет в новом театре примеров и такого построения, где отсутствует ясная «смысловая связность» театрального действия. Пример этому Гете находит в Италии, где, по его словам, он видел «...вполне серьезную оперу в трех актах, которая, трактуя единый сюжет, не отклонялась от его развития. Но в промежутках между тремя актами были исполнены два балета, по своему характеру не имевшие ничего общего ни друг с другом, ни тем более с оперой; как только промелькнула эта интермедия, начался третий акт оперы, так чинно и размеренно, как будто перед этим мы не видели никакого фарса. Серьезно, торжественно, великолепно окончился спектакль» (648). Нельзя не увидеть, что здесь выражены композиционные принципы «Фауста», где две вальпургиевы ночи вполне' можно уподобить интермедиям, о которых говорит Гете, не говоря уже о том, что эпизодическое построение действия, менее заметное в первой части, обнаженно дано во второй части величайшего из произведений писателя. Наконец, в этом же плане следует рассмотреть небольшую статью Гете «Примечания к «Поэтике» Аристотеля» (1827). Гете предлагает свое понимание понятия катарсиса, возбуждавшего столько споров среди теоретиков драмы. По его мнению, все разговоры о некоем «очищении страстей» являются выдумкой, не соответствующей конкретному мышлению Аристотеля. Он считает, что смысл этого темного места разъясняется очень просто: «Когда трагедия исчерпала средства, возбуждающие страх и сострадание, она должна завершить свое дело гармоническим примирением этих страстей» (686), Значит, не об очищении должна идти речь, а о примирении или, если угодно, умиротворении зрителя. Поэтому Гете утверждает, что под катарсисом Аристотель «разумеет именно эту умиротворяющую завершенность, которая требуется от любого вида драматического искусства, да и от всех, в сущности, поэтических произведений» (686). Высшим образцом катарсиса, понимаемого именно в таком смысле, является, по мнению Гете, трагедия «Эдип в Колоне». И Гете дает свое толкование «трагедии, в которой изображен полувиновный преступник, человек, попадающий во власть извечных, неведомых, непостижимо последовательных сил — по вине демоничности своего душевного склада и мрачной силы своих порывов, толкающих его, именно благодаря мощи его характера, к чрезмерно поспешным поступкам. Ввергнувший себя и своих близких в глубочайшее, непоправимое бедствие, он все же под конец, примиренный и примиряющий, удостаивается возвышения и становится богоравным, святым заступником целой страны, принимающим жертвоприношения народа» (687). Это сказано об «Эдипе и Колоне», но если вдуматься, в не меньшей мере подходит для объяснения «Фауста». Вопрос о катарсисе был связан по существу с проблемой непосредственного воздействия произведений искусства. Гете не отрицает эмоционального воздействия искусства в том смысле, рто оно возбуждает те или иные чувства у публики; однако это воздействие длится лишь до тех пор, пока слушатель, зритель ли читатель находятся под непосредственным влиянием произведения. Но ни музыка, ни любое другое искусство'не могут непосредственно воздействовать на нравственность. К нравственному совершенствованию, как считает Гете, приводят только религия и философия. Искусство лишь случайно может оказывать нравственное воздействие. Практически искусства действительно способны содействовать до известной степени лишь «смягчению грубых нравов, но смягчение это может выродиться и в известную изнеженность» (688). Возвращаясь к вопросу о воздействии трагедии, Гете замечает: «Трагедия и трагические романы ни в коем случае не успокаивают нашу душу, а вызывая в том, что мы именуем сердцем, тревогу, приводят нас в смутное, неопределенное состояние; молодежь любит такие переживания и страстно восторгается подобными произведениями» (688). И далее: «Если поэт, со своей стороны, выполнит лежащий на нем долг и завяжет интересный узел событий, а потом достойно распутает его, то это же самое произойдет и в душе зрителя; запутанность его запутает, примиряющая же развязка разрядит его тревогу; но домой он идет ни в чем не исправившимся. При строгом наблюдении над самим собой он с удивлением заметит, что вернулся из театра столь же легкомысленным или упорным, столь же вспыльчивым или уступчивым, любящим или безлюбым, каким он был и до тех пор» (689). Таким образом, Гете приходит к выводу, что воздействие драматического произведения и, в частности, трагедии вовсе не носит непосредственно практического характера. В этом вопросе он отходит от позиции, какую занимал в молодости вместе со всеми просветителями. Это не значит, однако, что Гете отрицает воспитательное значение искусства. Оно воздействует не непосредственно, а в сложной опосредованности, воспитывая в людях чувство прекрасного и неся идеи, которые не могут не привлечь внимания публики. В рассматриваемой нами статье содержится также беглое замечание, свидетельствующее о том, что Гете признает промежуточные жанры, и, наконец, несколько слов говорит он о комедии. Касаясь эмоционального воздействия комедии, Гете отмечает, что если трагедия вызывает глубокое эмоциональное потрясение, то комедия возбуждает лишь «весьма умеренные опасения и надежды» (687). Он иронизирует по поводу того, что содержание значительной части комедии сводится к перипетиям, предшествующим браку, и действие пьес такого рода обычно завершается свадьбой. Признавая, что вступление в брак составляет в жизни «значительный и важный перелом», Гете подчеркивает, что этим «не заканчивается наша жизнь», намекая тем самым на то, что содержание комедий является ограниченным, поскольку они не охватывают те стороны действительности, с которыми соприкасается человек в более зрелые годы. Это краткое рассуждение Гете завершает шуткой: «Никто не хочет умирать, все хотят вступить в брак — вот полушутливое, полусерьезное различие между трагедией и комедией в реалистической эстетике» (687). Мы видели выше, что Гете проводил различие между литературной драмой и драмой, предназначенной для сцены. Мы, пожалуй, не погрешим против истины, сказав, что самого Гете, при всей его любви к театру, больше привлекала литературная драма. Вместе с тем Гете отнюдь не отрицал значения сценической драмы, отмечая, что она требует особого склада дарования. Эккерман записал следующее суждение Гете по этому вопросу: «Писать для театра — дело своеобразное; и кто не знаком с ним до мельчайших подробностей, тот лучше пусть за это не берется. Раз содержание интересно, думает иной, оно будет интересно и когда смотришь его на сцене. Ничего подобного! Пьеса может быть недурна, когда вы ее читаете и мысленно представляете себе, но на подмостках она будет выглядеть совершенно иначе, и то, что восхищало вас в книге, быть может, оставит вас совершенно холодным, когда вы увидите на сцене... Писать для театра — особое ремесло, которое надо знать и для этого обладать специальным талантом. То и другое встречается редко, но там, где нет обоих этих условий, едва ли может выйти что либо хорошее» 8S. В другой раз, беседуя на эту же тему, Эккерман спросил Гете, каким должно быть произведение, чтобы быть сценичным. «Оно должно быть символично,— ответил Гете.— Это значит, что каждое действие должно быть полно собственного значения и в то же время подготовлять к другому, еще более значительному. «Тартюф» Мольера является в^этом отношении великим образцом. Вспомните первую сцену — какая в ней экспозиция! Все с самого начала полно значения и возбуждает ожидание еще более важных событий, которые должны последовать. Экспозиция Лессинговской «Минны фон Барнгельм» тоже превосходна, но экспозиция «Тартюфа» является непревзойденной. Это самое великое и превосходное в своем роде... У Кальдеро-на... вы встречаете тоже сценическое совершенство. Его пьесы насквозь сценичны, там нет ни одной черточки, которая^не была бы4рас-считана на определенное впечатление» 84. Взгляды Гете на драму существенны в первую очередь для пони-манияего собственного творчества, являющегося важным этапом в истории драматического искусства. В целом эстетические идеи Гете и его драматическое творчество имели широчайший резонанс во всей европейской литературе, но если говорить о непосредственном влиянии его драматических теорий, то мы заметим разве лишь их воздействие на немецкую теоретическую мысль.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |