КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гете и Шиллер
Гердер Центральное место среди теоретиков движения «бури и натиска» принадлежит Иоганну Готфриду Гердеру (1744—1803) 57. Многообразная философская деятельность Гердера не входит в круг нашей темы, и мы оставим в стороне все его суждения, не относящиеся к вопросам теории драмы. Свои взгляды Гердер изложил в различных несистематизированных статьях и заметках, и надо сказать, что уже одно это имело принципиальный характер. Теория искусства и литературы у сентименталистов не только утверждала вдохновение, не подчиняющееся никаким правилам, но и была оформлена в сочинениях, которые сами могут служить образцами стиля, присущего данному направлению. В отличие от нормативной поэтики классицизма, вырабатывавшей правила и понятия, которые затем применялись в качестве критерия для эстетических оценок, Гердер кладет в основу своей литературной и драматической теории принцип, логически вытекавший из общей концепции художественного творчества, принятой сентименталистами. Поскольку искусство есть продукт деятельности гения, никто не имеет права подходить к нему с заранее приготовленными мерилами оценки. Первая задача критики состоит в том, чтобы войти в дух автора, вчувствоваться в его произведение, понять художественный замысел, и, только основываясь на этом, критика способна прийти к правильному пониманию произведения. Восприятие произведения, таким образом, состоит в сближении с автором, во вхождении в его душевный мир. Критика должна состоять в выражении того, что почерпнул читатель или зритель от такого духовного общения с автором. Отсюда типичная особенность литературной критики сентиментализма, состоявшая в выражениях восторга и сочувствия прочитанному и увиденному в произведении. Но для того, чтобы такая критика могла существовать, необходимо, чтобы и сами критики были наделены определенными духовными способностями, умением эмоционально воспринимать произведение искусства. Эта позиция Гердера получила выражение уже в его «Фрагментах о новейшей немецкой литературе» (1767)58. Впоследствии в «Письмах о воспитании гуманности» (1796)59, Гердер сформулировал свой метод, определив его как «естественный», или «природный» метод. Он, как и Герстенберг, отвергает какую бы то ни было классификацию по жанрам, и его не устраивает даже предложенное к тому времени Шиллером деление произведений на субъективные и объективные. «Природный метод» Гердера заключается в том, что каждое произведение нужно рассматривать как творение природы, «прекрасный цветок». Задача критика вовсе не состоит в том, чтобы сорвать этот цветок и разъять его на части. Нужно оставить его на месте и созерцать его в его естественном виде, в его естественном окружении, стремясь к целостному восприятию. Это образное определение метода однако вовсе не означает отсутствия какого бы то ни было анализа или оценочных мотивов. Оно в первую очередь имеет в виду, что нельзя произведение искусства рассматривать в отрыве от почвы, на которой оно выросло. Иначе говоря, Гердер утверждает необходимость оценки произведений в соответствии с определенной исторической эпохой, национальными особенностями, культурой, бытом, психологией и языком народа. В высказываниях Гердера большое место занимает его концепция народности искусства. Ни один из предшествующих теоретиков не уделял этому такого внимания, как Гердер. Всякое великое творение искусства возникает на почве жизни определенного народа, и первоосновой его является народное поэтическое творчество. Впервые вопросов драмы Гердер коснулся в «Заметках». Интерес к вопросам драматургии у него был не академическим. Он воспринял от Лессинга идею необходимости создания немецкого национального театра, и в этом плане рассматривал вопросы драмы. Гердер отвергает всю ту драму, которая носила подражательный характер, ориентируясь на французские образцы, но уже в этот ранний период он находит другой образец, который достоин подражания. Не приходится говорить, что это — Шекспир. Однако он отнюдь не призывает безоговорочно следовать Шекспиру. В его произведениях есть особенности, которые немцам чужды. Это относится, в первую очередь, ко всему тому, что у Шекспира является неправдоподобным. Немецкая драма, о которой мечтает Гердер, должна использовать лучшее, что было в драматическом творчестве других народов, и заимствовать у греков живость драматического действия, у новейших французских авторов — чувствительность, у англичан — наглядность изображения. Наиболее полное выражение драматическая теория Гердера получила в его статье о Шекспире, над которой он работал много лет, завершив ее в 1772 году. Статья содержит разработанную концепцию драматического искусства, сочетающую исторический, культурный и национальный подход к вопросам драматургического творчества. Хотя для обозначения театральных произведений существует единая терминология — драма, трагедия, комедия,— тем не менее эти названия прилагаются к произведениям, совершенно различным по своему содержанию и форме. Гердер устанавливает деление, согласно которому художественное творчество, и в частности драматическое, следует?рассматривать как отражение не только исторических и культурных, но даже географических условий: «В Греции драма возникла таким путем, какого не могло быть на Севере». И отсюда прямой вывод: «Значит, драма Софокла и драма Шекспира в каком-то смысле не имеют ничего общего, кроме названия» 60. Греческая драма произошла из хора, и, изучая происхождение греческой драмы, можно понять те правила, которые определяли как содержание, так и композицию произведений. Единства места и времени были органически присущи древнегреческой драме. Они возникли из самих условий развития театра, но было бы нелепо считать их вечными законами драматического искусства. Особенности содержания греческой драмы и ее композиции объясняются условиями культуры древних греков, которые переживали «младенческую» стадию развития человечества: «Простота фабулы была действительно так тесно связана с тем, что называлось деяниями прошлого, республики, отечества, религии, подвигами героев, что поэту приходилось с усилием выискивать в этом наивном величии отдельные части, вносить в него драматическое начало, середину и конец, а не выделять их насильственно, коверкая или сплетая в единое целое множество разрозненных событий». У Эсхила трагедия представляет собой «аллегорически-мифологическую, полуэпическую картину, почти без всякой последовательности явлений, сюжета, чувств или даже, как говорили древние,— всего лишь хор, перемежающийся незначительным действием» и. То же самое, по мнению Гер дера, характерно и для Софокла. Единство фабулы в античной драме предопределяло единство действия, органически обусловленное своим временем, страной, религией, нравами. «Единство места действительно было единством места, ибо одно единственное краткое торжественное действие совершалось только в одном месте — в храме, во дворце, как бы на городской площади отечества...» в2 Точно таким же естественным путем возникло и третье единство — единство времени, обусловленное тем, что представление, происходившее в одном месте, требовало, чтобы на нем все время что-нибудь совершалось. Хор, все время остававшийся на сцене, играл роль связующего звена. «Все это было заложено в самой природе вещей, так что поэт при всем своем искусстве ничего иного и не мог создать!» вз Но все меняется на свете: «Государственный строй, нравы, состояние республик, традиции героического века, верования, даже музыка, выразительность, мера, иллюзии — все изменилось: тем самым исчез и материал для фабул, то, что служило толчком для обработки, поводом для цели» в4. Минуя весь сложный путь развития драмы, Гердер обращается сразу к театру французского классицизма XVII—XVIII веков, который он называет «манекеном греческого театра». При всех внешних признаках сходства, «это не греческая трагедия! по своим целям, действию, характеру, сущности — не греческая драма!» С античной драмой французская «не имеет ничего общего...— ни в действии, ни в нравах, ни в языке, ни в цели, ни в чем вообще...» 66 Английская драма эпохи Шекспира — явление совершенно новое и ценное по той причине, что она столь же самобытна, как драма античная. Между классической древностью и эпохой Шекспира не было ничего общего. Поэтому английская драма должна была возникнуть из иных основ, чем драма древней Греции. Шекспир не видел ничего похожего на греческий хор, но он знал мистериальный театр и кукольные представления. Кроме того, он был знаком с народной песенной поэзией — балладами,— и из этих источников составились первоэлементы той новой драмы, которую создал Шекспир.
Таким образом, драматургия Шекспира, столь не похожая на древнегреческую, тоже возникла естественным образом. Сила ее коренится в глубокой связи с народной жизнью, традициями,историей и культурой Англии. Как ни элементарны кажутся теперь эти положения, они имели в то время огромное теоретическое значение. Гердер впервые применил принцип историзма для определения содержания и художественных особенностей произведений драматического искусства. Это было огромное теоретическое завоевание, вошедшее в арсенал науки и в дальнейшем детально развитое и разработанное. Подчеркивая кардинальное различие между драмой Шекспира и античности, Гердер вместе с тем вступает в полемику с Герстенбергом по одному существенному и принципиальному вопросу. Герстенберг отвергал теорию трагедии Аристотеля, считая ее совершенно неприменимой к Шекспиру. Мы помним также, что Лессинг, решительно боровшийся против классицистских извращений Аристотеля, вместе с тем считал его теорию трагического верной как в своей основе, так и в применении к Шекспиру. В этом вопросе Гердер занял позицию, сходную с Лессингом. Он также считал, что аристотелевское определение трагического находит подтверждение в Шекспире. Но при этом Гердер подчеркивал и те элементы, которые отличают трагедию Шекспира от античной. Шекспир своими произведениями возбуждает страх и сострадание, но пользуется для этого иными художественными средствами, чем древние трагики. В античной трагедии этому содействовали единство и концентрации всего действия. В трагедии Шекспира эффект достигается сложностью и многообразием, как явлений действительности, так и характеров. Черпая материал для произведений из истории Англии, Шекспир находил здесь столько разнородных элементов, что, казалось бы, из них невозможно было создать никакого единства. Но в том-то и дело, что творческий гений Шекспира сумел найти это единство. «Шекспир взял историю такой, как она предстала перед ним, и силой своего Творческого гения соединил самые различные вещи в одно чудесное'целое, которое мы могли бы назвать если не действием в греческом смысле слова, то действом, как это называли в средние века, или же, на языке нового времени, происшествием (evenement), великим событием» 66. Поэтика шекспировской драмы заменила классицистское единство действия единством события, подчас грандиозного по своему объему, не! вмещающегося в узкие рамки античной трагедии. Трансформировал Шекспир также принципы единства места и времени. Обширность действия требовала того, что Гердер называет «идеальным воспроизведением времени и места, необходимых для полноты иллюзии» 67. Когда Шекспир «обдумывал события своей драмы, когда он ворочал их в своем уме, то вместе с ними всплывали каждый раз обстоятельства места и времени! Из всех возможных мест и эпох каждый раз, как будто повинуясь железному закону необходимости, выступает именно такое время и то место, которые наиболее сильным и идеальным образом отвечают чувству, наполняющему действие...» Каждая из шекспировских драм— это микрокосм, цельный мир, в котором все объединено единой идеей художника. Достоинство Шекспира в том, что он одновременно историчен и вместе с тем «идеален», то есть передает не только и не столько данное конкретное историческое событие, но и «дух» истории. Сущность историзма Шекспира Гердер видит не в конкретности изображаемого, а в том, что Шекспир стремится раскрыть причины событий, мотивы, определяющие поведение людей и обусловливающие движение истории. Для Гердера существенно то, что история у Шекспира не хроникальное воспроизведение событий, а такое их изображение, где раскрываются законы исторического развития вообще. В этом смысле Гердер считает Шекспира писателем, у которого должны учиться историки. Мысли Гердера об этой стороне творчества Шекспира продолжают одну из идей, впервые выраженных Аристотелем. Вспомним, что Аристотель считал поэзию философичнее истории в той примитивной форме, когда она ограничивалась летописанием событий. Эта мысль автора «Поэтики» вошла в арсенал всех теоретиков литературы и драмы, вплоть до Лессинга. Новое, внесенное Гердером в это положение, заключалось в том, что он самую историю уже рассматривает иначе. Ему, как мыслителю, уже присущ историзм, и «философичность» драматической поэзии теперь обретает новое значение как верное отражение действительной закономерности истории, Критическая деятельность Гердера обогатила теорию драмы историзмом и философским пониманием драматического творчества. Вместе с тем Гердеру принадлежит важнейшая заслуга указания на то, что драматические произведения необходимо строить на основе мотивов, выдвигаемых народным творчеством. Интересно отметить, что в этом смысле он не ограничивался теорией. Не ощущая в себе достаточных творческих способностей для драматургического творчества, он стремился направлять по намеченному им пути других и, в частности, оказал большое влияние на молодого Гете. Когда он советовал Гете обратиться к изучению немецких народных песен и вообще народного творчества, то имел в виду, что это явится живительной почвой для собственного творчества Гете как лирика и драматурга. Хотя статья Гердера о Шекспире была опубликована позже, чем юношеская речь Гете об английском драматурге, взгляды Гете на Шекспира сформировались именно под влиянием Гердера. «Гец фон Берлихинген» молодого Гете явился замечательнейшим творческим воплощением теоретических взглядов Гердера. Гердер стал также предшественником романтиков в их драматической теории. Его историзм был развит далее А. В. Шлегелем, а через посредство последнего оказал влияние на всю теорию драмы в эпоху романтизма. § 3. Драматургическая теория Якоба Ленца Драматургическая теория «бури и натиска» нашла своего представителя также в лице Якоба Михаэля Ленца (1751—1792) 69. Его основным высказыванием являются «Заметки о театре» (1774), появившиеся год спустя после книги Мерсье о театре. Можно сказать, что, подобно Мерсье, Ленц явился выразителем наиболее демократических тенденций как в теории, так и практике драматического творчества. Ленц развивает свою теорию в борьбе против поэтики классицизма в драме. Опираясь на Юнга и Руссо, на Лессинга и Дидро, а также воспринявшей Гердера, Ленц критикует всю драматическую систему классицизма, в особенности повторяя мнения Мерсье. Ленц не останавливается на осуждении рационалистической поэтики XVII века. Сам Аристотель представляется ему источником всего зла, ибо его поэтика на долгое время сковала оригинальное творчество, а главное, отрезала путь художникам к «природе». Как типичный штюрмер, Ленц является провозвестникомл творческих сил «природы» и «гения». Обычно теория драмы классицизма подвергалась критике прежде всего в жанре трагедии. Ленц, повторяя уже известные нам отрицательные суждения о трагедии, распространяет свою критику также на жанр комедии, следуя в этом за Руссо и Мерсье. Во французских комедиях, по мнению Ленца, нет подлинных характеров. Эти произведения представляют собой произвольные драматические построения, наполненные игрой пустого остроумия. Как и Руссо, Ленц нападает на Мольера, считая, что в его пьесах характеры изображены либо поверхностно, либо карикатурно. Комедия Мольера бессодержательна, ее интриги повторяют одна другую, являются искусственными, лишены оригинальности и не имеют ничего общего с природой. Таково мнение молодого немецкого штюрмера. Выступая против Аристотеля и последователей его поэтики, Ленц ставит вопрос о том, что составляет существенное содержание драматического произведения. Он сохраняет из старой поэтики лишь то положение, согласно которому драма есть «подражание», однако перед ним возникает вопрос, что составляет предмет подражания; «Человек или судьба человека»? 70 В поэтике классицизма, начиная с Аристотеля, существует мнение, что основу драмы составляет фабула. Ленц, следуя в^этом^за Гердером, считает такое решение вопроса естественным для античной драмы, ибо у древних греков господствовало представление о том, что жизнью управляет судьба или рок. Таким образом, в античной драме эта концепция имела источником действительное воззрение народа на жизнь. Когда французы в XVII веке переняли правила античной поэтики драмы, они не посчитались с тем, что господствующее мировоззрение совсем не исходило из понятия рока или судьбы. К тому же греческий театр был религиозным по своему характеру, тогда как французский театр нового времени уже являлся светским. Все это делало перенесение поэтики Аристотеля в новое время искусственным. Ленц оспаривает аристотелевское положение о том, что действия и фабула составляют цель трагедии. «Поскольку действиями древних управляла железная судьба, то их действия могли интересовать сами по себе, без того, чтобы нужно было отыскивать причину этих поступков в человеческой душе. Мы же ненавидим такие действия, причину которых мы не понимаем, и мы не хотим стать их соучастниками» 71. Ленц требует, чтобы драматический поэт изображал не только страсти, но и характеры, а главное, обладал умением «выделить индивидуальное». Задача драмы — показать «личность со всеми окружающими ее лицами, с ее интересами,страстями, поступками...,показать нам весь характер в различных условиях» 72. Образцом писателя, создавшего такие драмы, для Ленца является Шекспир. Для наиболее полного раскрытия характеров драматург должен создавать действие, которое не сковывало бы его при решении этой важнейшей задачи. Одним из таких сковывающих моментов являются правила трех единств, и поэтому драма, желающая полноценно раскрыть человеческий характер, не только вправе, но в сущности просто должна отказаться от этих оков. При этом Ленц отвергает не только единства места и времени, но также единство действия. В этом отношении он идет дальше всех предшествующих критиков классицизма, выражая типичную для движения «бури и натиска» тенденцию полного раскрепощения драмы от каких бы то ни было правил. Выдвижение на первый план характеров было связано с общей концепцией «бури и натиска» о значении выдающейся личности. Личность должна стать в центре драматического действия трагедии. Революционный порыв штюрмеров проявлялся в том, что они пытались в драматической форме выразить определяющее значение человеческой активности в жизни. Ленц считает, что трагедия изображает характеры, «которые сами себе создают обстоятельства» 73. Он отвергает метод построения характеров, применяемый французскими писателями. У них нет подлинных характеров, так как герои выражают мнения самого автора. «Так, например,— пишет он,— герои Вольтера — все умеренные вольнодумцы, герои Корнеля — все Сенеки. Весь мир принимает окраску их желаний...» 74 Отвергая рационалистические принципы композиции, Ленц выдвигает в качестве творческой основы принцип гениальности, занимавший такое большое место в мировоззрении и эстетике штюрмеров. Реалистические тенденции «бури и натиска» сочетаются с интуитивизмом. Ибо постижение сущности явлений, по Ленцу, происходит не благодаря изучению действительности, а в силу способности прозрения, присущей выдающейся личности — гению. «Мы называем тех людей гениями, которые сразу проникают в сущность всего, что им представляется, видят его насквозь; так что их познание вещей отличается такими же достоинствами, как если бы оно было приобретено продолжительным наблюдением при помощи всех семи чувств. Познакомьте такого гения с каким-нибудь языком, математическим доказательством, всем, что вам угодно, и прежде чем вы окончили речь, образ уже сидит в его душе, со всеми отношениями, светом, тенью, колоритом» 76. Интуитивизм ведет к непризнанию строгих границ между жанрами. Как и Герстенберг, Ленц не проводит принципиального различия между родами поэзии. В его рассуждениях о драме наряду с Шекспиром называются также Данте и Клопшток, не делается различия между трагедией и эпосом. По-видимому, это связано со стремлением штюрмеров наполнить драму подлинной поэтичностью, исчезнувшей с того времени, когда в ней водворилась рассудочность классицистов и просветителей. Люболытно, что Ленц, как, впрочем, и Герстенберг, придает особое значение хроникам Шекспира, то есть пьесам в значительной мере эпическим по своей композиции. Как верно замечаетМ. Н. Розанов, писателей «бури и натиска» в «эпосе привлекала драматическая энергия действий, а в драме они восхищались плавным эпическим течением событий» 76. Обратимся теперь к тому, как Ленц понимал природу комедии. Он считал, что преобладание характеров над фабулой является принципом одной лишь трагедии. Комедия имеет другую основу. В ней на первом плане не личность, а событие. Типичные сюжеты комедии: «неудачная женитьба, найденыш, какая-нибудь выдумка чудака (сама личность нам может быть знакома лишь постольку, поскольку ее характер обусловливает эту причуду: мы не требуем здесь знакомства, со всей личностью)» 77. Это замечание не лишено меткости. Действительно, комедия, как правило, ограничивает изображение личности чертами, обусловливающими комизм данного персонажа, что исключает всестороннее раскрытие его. Образцовыми комедиями для Ленца являются, конечно, комедии Шекспира: «Личности там существуют для действий, для воздействий и противодействий, которые образуют замкнутый круг, вращающийся вокруг одной главной идеи — и это комедия... В комедии... я исхожу из действия и заставляю личность принять в нем участие. Комедия без личности неинтересна, трагедия без личности есть противоречие» 78. Как показал М. Н. Розанов, Ленц заимствовал эти положения у Мерсье79. От этого они не теряют своей ценности, тем более, что именно через Ленца они приобрели известность в Германии и сыграли роль в утверждении нового понимания комедии. Мнение Мерсье и Ленца о комедии представляет интерес, так как оно может быть подтверждено немалым количеством драматических произведений. Правда, им не удалось убедительно опровергнуть значения характера в комедии. Во всяком случае, новое положение, внесенное ими, заслуживает внимания с теоретической точки зрения. М. Н. Розанов в своем исследовании творчества Ленца приводит интересные факты, свидетельствующие о том, что «Заметки о театре» вызвали большую реакцию в немецкой литературе того времени 80. Позиция Ленца была поддержана штюрмером Леопольдом Вагнером в рецензии, напечатанной «Франкфуртскими учеными ведомостями». Более умеренные позиции выразил анонимный рецензент в «Журнале немецкой критики», подчеркнув, что герой не всегда является хозяином своей судьбы, так как жизненные обстоятельства не всегда ему подчиняются и являются фактором, который нельзя полностью игнорировать. Виланд в своем журнале «Немецкий Меркурий» выступил против позиции Ленца и теоретических установок «бури и натиска» в целом. Наконец, представитель так называемого берлинского просветительства Николаи также подверг критике позиции Ленца, обвиняя его в незнании и непонимании Аристотеля. Николаи защищал точку зрения Лессинга, стремившегося показать применимость существа учения Аристотеля и к драме нового времени. Голоса критиков, выступавших против декларации Ленца, все же тонули в хоре похвал. В частности, Клопшток выступил с поддержкой штюрмеров, и Гете с чрезвычайной радостью отметил это обстоятельство. Взгляды Ленца были декларацией штюрмерских позиций в вопросах теории драмы. Они были выражены им в той эмоциональной форме, которая вообще характерна для всей штюрмерской критической литературы. Пылкая декламация Ленца, однако, не нуждалась в рационально продуманной мотивировке, ибо она падала на почву движения, в котором рассудочность не считалась достоинством, тогда как в эмоции видели как наиболее убедительное выражение личности в ее порывах к благу и свободе. Глава 3 ОТ «БУРИ И НАТИСКА» К ВЕЙМАРСКОМУ КЛАССИЦИЗМУ.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |