КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические работы Шиллера о драме
Более значительное место в теории драмы принадлежит другу Гете, величайшему немецкому драматургу, Фридриху Шиллеру (1759— 1805) 85. Теоретизирование вообще было в большей степени свойственно Шиллеру, чем Гете, и свои суждения он излагал в более систематической форме. Взгляды Шиллера на драму пережили эволюцию, требующую от нас разграничения его суждений на две группы. Первую составляют высказывания молодого Шиллера периода «бури и натиска», вторую — его теоретические работы, относящиеся к периоду веймарского классицизма. В годы «бури и натиска» Шиллер написал статью «О современном немецком театре» (1782) и прочитал доклад «Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение» (1784). Хотя оба эти сочинения созданы в годы написания «Разбойников», «Коварства и любви» и «Заговора Фиеско», теоретически Шиллер выражает не столько специфически штюрмерские позиции, сколько взгляды, присущие просветителям поколения Лессинга. Не приходится говорить о том, что он выступает как противник классицизма. Шекспир для него — образцовый драматург. Но главное внимание Шиллера занимают не такого рода оценки, а выражение точки зрения, обозначенной в названии второго из его сочинений по театру. Шиллер придает исключительно большое значение общественно-воспитательной роли театра, который он ставит «рядом с важнейшими учреждениями в государстве» 86. Существует множество жизненных явлений, не регулируемых государственными законами. Задача театра—возместить этот пробел. «Область подсудности театру,—пишет Шиллер,— начинается там, где кончается царство светского закона. Когда справедливость слепнет, купленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяние сильного издевается над ее бессилием и страх человеческий связывает руку властей, театр забирает меч и весы и тащит порок к ужасающему суду» (16). И далее: «Тысячи пороков, оставшихся там (то есть в суде. — А. А.) безнаказанными, карает театр; тысячи добродетелей, о которых умалчивает правосудие, прославлены сценой» (17). В этих высказываниях Шиллера со всей ясностью проявляется его протест против несправедливости феодального общества, с его бесчеловечными законами. Театр и драма призваны, по мнению Шиллера, восполнить этот недостаток, выступая как голос общественной совести, совести народа и подвергая нравственному суду всё несправедливое в существующем обществе. Вместе с тем, театр является носителем'положительных нравственных начал: «Более, чем какое-либо иное общественное учреждение в государстве, театр есть школа практической мудрости, путеводитель по гражданской жизни, верный ключ к сокровеннейшим доступам в человеческую душу». Театр учит гуманности и содействует умственному просвещению. «Театр есть общий канал, по которому от мыслящей, лучшей части народа струится свет истины, мягкими лучами распространяясь отсюда по всему государству. Более верное понятие, более высокие правила поведения, более чистые чувства растекаются отсюда по всем жилам народа Грассеивается туман варварства и мрачного суеверия, ночь уступает победоносному свету» (21—22). В разумно устроенном государстве правители могли бы «руководить со сцены взглядами народа на правительство и правителей... Даже промышленность и изобретательность могли бы получить пользу от театра, если бы поэты сочли достойным труда быть патриотами, а государство пожелало удостоить их внимания» (22—23). В театре Шиллер видит средство национального единения народа, и именно общенародность театрального искусства выдвигает он на первый план, борясь против театра аристократического. Вместе с тем такой театр мыслится им как театр реалистический, который в пьесах «проходит по всей области человеческого знания, исчерпывает все жизненные ситуации и освещает все уголки сердца, так как он вмещает в себе все сословия и классы» (23). Во всем этом мы едва ли встречаем что-либо новое сравнительно с теорией театра у просветителей, и данные высказывания Шиллера существенны как самоопределение драматурга в первый период его творчества. Оригинальным мыслителем в эстетике и теории драмы Шиллер выступает в послештюрмерский период. Рассматривая взгляды Гете на драму, мы уже видели, что кризис движения «бури и натиска» привел Гете и Шиллера на новые художественные позиции, завершившиеся их теорией нового классицизма. Центральный пункт их эстетики состоит в том, что и Гете, и, Шиллер оба отказываются от просветительского взгляда на возможность прямого и непосредственного влияния искусства на общественную жизнь. Молодой Шиллер утверждал, что театр может содействовать преобразованию действительности и устранению социальных бедствий. Отсутствие предпосылок для общественных перемен в жизни немецкого народа привело Шиллера, как и Гете, к поискам новых путей. Шиллеру становится ясно, что до обновления немецкой жизни путь далек. Однако это не означает, что нужно складывать руки. Искусство хотя и не может оказать непосредственного воздействия, все же призвано выполнить свое общественное назначение в борьбе за политическую свободу. Это может быть достигнуто посредством эстетического воспитания народа. Именно эта идея пронизывает шиллеровские «Письма об эстетическом воспитании человека» (1793—1794). Задача искусства-—воспитать в народных массах посредством прекрасного чувство свободы. Для Шиллера «самое совершенное из произведений искусства —... истинная политическая свобода» (202). Однако, так как ее нельзя достичь посредством практической деятельности, то «для решения на опыте указанной политической проблемы нужно пойти по пути эстетики, ибо только путем красоты можно достичь свободы» (203). Энгельс весьма резко охарактеризовал эту концепцию, отражавшую бессилие немецкого бюргерства практически решить задачи буржуазно-демократической революции. Убожество немецкой действительности оставалось неизменным. Единственное, что Шил- 434
лер мог предложить, — это «замену плоского убожества высокопарным»87. Если это суждение Энгельса бесспорно правильно отвергает филистерское примирение с социальной несправедливостью, то, с другой стороны, оно отнюдь не имеет в виду отрицания тех благородных и гуманных идеалов, которые вдохновляли Шиллера при создании им своей эстетики. Речь идет лишь о том, что не эстетическим воспитанием, а практическим революционным действием необходимо изменять существующие несправедливые социальные условия. Для действительного эстетического воспитания народа необходимы реальные предпосылки в виде осуществленной на деле экономической и политической свободы. Шиллеровское решение этого вопроса было идеалистическим, поскольку он вернулся к просветительской точке зрения, что идеи, взятые сами по себе, способны преобразовать мир. Памятуя обо всем этом, мы, однако, не должны упускать из вида и тех рациональных элементов, которые были в теоретических взглядах Шиллера. Таким рациональным зерном является взгляд Шиллера на известного рода соответствия между эстетической культурой народов и их социально-политическим бытием. При этом Шиллер отнюдь не стоит на точке зрения прямого соответствия, наоборот, он отмечает и противоречия, возникающие в процессе развития культуры. Центральным теоретическим сочинением Шиллера является его статья «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795), в которой он как раз и рассматривает вопрос о противоречиях между общественным развитием и эстетическим уровнем общества. Руссоистская концепция «естественного состояния и цивилизации» приобретает у Шиллера новую интересную трактовку, отражающую сознание драматургом противоречий утверждающегося буржуазного общества. Шиллер устанавливает антитезу античного и современного искусства, которые принципиально различны между собой. Античное искусство он называет «наивным», характеризуя его как искусство, непосредственно связанное с природой и таким общественным бытием, когда человек находится в гармоническом единстве с окружающим его миром природы и общества. Современную поэзию Шиллер называет «сентиментальной», и ее характернейший признак состоит в распаде этого единства между человеком и обществом, между поэтом и обществом. Важнейшей причиной, определяющей весь характер новейшего искусства, является изменение в самой человеческой личности, обусловленное развившимся в обществе разделением труда. Отсюда в конечном счете возникает и два типа творческой личности, которые Шиллер определяет как «реалист» и «идеалист». Это деление существенно для всего последующего понимания драматической теории Шиллера, ибо здесь получает свое определение художественная основа драматургии того типа, который утверждается Шиллером. «Реалист» исходит из действительности, из существующих в ней установлений и отношений. В своей деятельности он руководствуется именно этим, не подвергая сомнению целесообразность, разумность и справедливость существующего порядка вещей. «Идеалист» исходит из разума, не из того, какими вещи являются, а какими они должны быть. Вот характерные черты «идеалиста», по определению Шиллера: «Не удовлетворенный познаниями, пригодными только при определенных предпосылках, он стремится пробиться к истинам, не имеющим никаких предпосылок и представляющим собой предпосылку ко всему прочему. Его удовлетворяет только философское проникновение, сводящее всякое условное знание к безусловному и основывающее всякий опыт на необходимом в духе человеческом; вещи, которым реалист подчиняет свое мышление, он (идеалист) должен подчинить себе, своему мышлению...» (390—391). В отличие от Руссо, который верил в возможность возврата к природе, Шиллер считает, что такой возврат невозможен. Современный поэт может быть только «сентиментальным» в том смысле, в каком Шиллер понимает этот термин, то есть исходить из своего внутреннего чувства и своего субъективного отношения к сложной действительности. В вопросе об отношении к действительности Шиллер теперь стоит в основном на позициях Канта. Он является дуалистом, исходящим из деления мира на две сферы: природную и нравственную. Философия Канта легла в основу шиллеровской теории трагического, разработанной им в этот период. Однако если философские принципы Канта и составили отправную точку зрения Шиллера, то в развитии своей концепции трагического он был достаточно самостоятелен. Вопросу о трагедии Шиллер посвятил несколько теоретических статей, которые были в общем едиными в исходной точке зрения, но не тождественны по своим выводам. Рассматривая эти статьи, мы убедимся в некоторой эволюции взглядов Шиллера. Прежде всего, как мы уже отмечали, Шиллер уже не верит в непосредственное воздействие искусства на действительность. Теоретически это получает выражение также в том, что Шиллер отвергает просветительскую точку зрения на искусство как явление, принадлежащее к сфере нравственности. Цель искусства для Шиллера теперь не состоит в нравственности. Он принимает кан-товскую формулу об искусстве как незаинтересованном наслаждении. Какие выводы из этого вытекают, мы видим в статье Шиллера «О причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами» (1792). Эстетическое наслаждение не связано с практической моралью, оно по-своему нравственно, однако эта нравственность не состоит в прямом морализировании. Удовольствие, доставляемое искусством, служит путем к нравственности, но не является связанным с непосредственным утверждением какой-либо моральной доктрины. 436 Наслаждение, доставляемое искусством, противоположно физическому или чувственному наслаждению. Эстетическое наслаждение свободно. В нем принимают участие духовные силы, разум и воображение. Источником всякого удовольствия является целесообразность. Физические удовольствия людьми только ощущаются, как ощущает человек приятное чувство от целесообразного действия нормальных функций организма. Действительное эстетическое удоволь-ствиевозникает тогда, когда человек получает осознанное представление целесообразности, сочетающейся с приятным ощущением. Есть искусства, которые воздействуют по преимуществу на ум и воображение, их целью является истина, но есть также искусства, которые связаны с разумом и воображением, такие искусства Шиллер называет «трогательными», искусствами чувства, сердца. Именно к этой сфере относятся трогательное и возвышенное. Чувство возвышенного двойственно по своей природе. С одной стороны, оно выражает бессилие и невозможность для человека охватить известный предмет, а с другой — в нем проявляется чувство мощи духа. Так как предмет возвышенного превосходит физические способности человека, то это порождает в нем некоторого рода неудовольствие, но одновременно возникает сознание другой человеческой способности — постижения возвышенного посредством разума и воображения. Трогательность проявляется в смешанном чувстве страдания и наслаждения, вызываемого этим страданием. Так, например, человека трогает его собственное несчастье, когда страдание от этого несчастья достаточно умеренно, и он как бы со стороны может посмотреть на собственное состояние. Человек слабый всегда будет жертвой своего страдания, но для мудрого и мужественного человека величайшие личные несчастья будут лишь трогательными. Таким образом, чувства возвышенного и трогательного состоят из страдания и удовольствия. Чтобы определить, какой из этих двух элементов окажется в том или ином случае преобладающим, необходимо установить природу факта, порождающего эти чувства, что в данном случае преобладает — целесообразность или нецелесообразность? Если страдает добродетельный человек, то его страдание трогает больше, чем страдание порочного человека. Ибо здесь проявляется нецелесообразность. Достойный человек, согласно нашим понятиям, заслуживает счастья, недостойный — кары. Если страдает достойный, это противоречит целесообразности. Такое зрелище вызывает страдание и не может доставить удовольствия. Счастье, успех злодея возбуждают гораздо более неприятные чувства, чем несчастья добродетельного человека. Это происходит оттого, что, уже взятый сам по себе, порок представляет собой нецелесообразность по отношению к природе истинной человечности. А эта нецелесообразность усугубляется другой, то есть тем, что порок к тому же получает награду. Но почему же несчастье добродетельного человека вызывает менее болезненное чувство, чем счастье злодея? Потому, что, во-первых, добродетель сама по себе является] наградой, а во-вторых, потому, что честный человек и под ударами судьбы остается верным добродетели. Следовательно, какой-то элемент целесообразности в данном случае сохраняется. Высшая целесообразность •— целесообразность моральная. Целесообразность природы в большей или меньшей мере сомнительна. Физические свойства человека могут толкать его на поступки разного рода, поэтому Шиллер пишет: «Естественная целесообразность всегда остается для нас проблематичной, моральная — несомненна для нас» (56). Моральная целесообразность не определяется ничем внешним, она имеет своим источником разум человека, его сознание. В природе и в жизни есть явления и силы, не являющиеся моральными. Истинная человечность проявляется в столкновении с этими силами. К числу последних Шиллер относит «все, что находится вне высшего законодательства разума, то есть ощущения, побуждения, аффекты, страсти, равно как физическая необходимость и судьба» (57). В борьбе с этими силами и проявляется высшее сознание моральной природы человека. При этом именно в такого рода испытаниях человечность и обнаруживает себя. «Высшее сознание нашей моральной природы может поддерживаться лишь под насилием, лишь в борьбе», и «высшее моральное наслаждение всегда сопровождается страданием» (57). Отсюда и проистекает особенность воздействия трагедии. Для достижения своего эффекта она должна пользоваться средствами, которые «возбуждают в нас удовольствие при посредстве страдания» (57). Естественная целесообразность — это то, что примет в расчет «реалист»:— человек, исходящий из стремления к своему благу, удовольствию, наслаждениям, богатству и т. д. Моральная целесообразность является сферой, присущей «идеалисту» — тому, кто высший нравственный принцип ставит выше своего непосредственно-, го блага. Для того, чтобы пояснить свою точку зрения, Шиллер приводит пример из «Оберона» Виланда. Здесь Гюон и Аманда оба по свободному выбору предпочитают смерть на костре неверности любимому существу. Они отвергли то, что диктовалось целесообразностью природы, то есть свое благо, но они вместе с тем следуют нравственной целесообразности. Однако добродетель неизбежно приводит их к страданию. «Впечатление победоносной мощи нравственного закона, которое мы получаем при этом виде, представляет собой столь высокое, столь существенное благо, что мы испытываем даже искушение примириться со злом, которому обязаны всем этим» (58). Второй пример Шиллер берет из «Кориолана» Шекспира. Когда Волумния убеждает Кориолана отказаться от завоевания Рима, Кориолан уводит свои войска, чем совершает явно нецелесообразное действие. Он не завершает своей победы, не удовлетворяет чувства мести, двигавшего им, более того, его поступки ведут его к гибели. Все это нецелесообразно с точки зрения «реалиста»; с другой стороны, у «идеалиста» Шиллера это вызывает восхищение: «Как 438 великолепно, как невыразимо величественно это предпочтение разрыва со своей склонностью разрыву с нравственным чувством, эта решимость, вопреки всем правилам благоразумия, попрать высшие физические интересы, лишь бы действовать в полном согласии с высшим моральным долгом!» (58). т Это рассуждение Шиллер завершает следующим выводом: «Всякая жертва жизнью нецелесообразна, ибо жизнь есть условие всех благ; но пожертвовать жизнью с моральными целями в высшей степени целесообразно, ибо жизнь не имеет никакого значения сама по себе, важна не как цель, но лишь как путь к нравственности. Если, поэтому, мы имеем случай, где жертва жизнью есть средство к достижению нравственных целей, то жизнь должна уступить здесь нравственности» (58—59). ' Ш Но трагедии изображают не только страдания людей добродетельных. Их предметом является также изображение страдания преступного человека. Однако эффект такого произведения будет иным в некоторых отношениях, чем впечатление, производимое трагедией страдающей добродетели. Страдание преступника, по мнению Шиллера, также доставляет наслаждение при зрелище трагедии, но впечатление, которое производит такая трагедия, не связано с моральной целесообразностью. Так как поведение преступника противоречит нравственным законам, то это возмущает нас. Здесь зритель не получает удовлетворения моральностью персонажа. Казалось бы, это находится в противоречии с первоначальной посылкой Шиллера. Однако это не так. Моральная целесообразность проявляется не только в покорности велениям нравственного закона, но и в раскаянии преступника, а также в его отчаянии. Человек, дошедший до отчаяния из-за того, что он нарушил нравственный долг, тем самым как бы возвращается к нравственности. Кроме моральной целесообразности существует также еще целесообразность действия. Она заключается хотя бы в том, с какой ловкостью и хитростью злодей добивается осуществления своих коварных планов. «Целесообразность доставляет нам удовольствие при всех обстоятельствах, хотя бы она вовсе не имела никакого отношения к нравственному или противоречила ему» (62). Вот почему злодеи, изображаемые в трагедиях, до известной степени способны вызывать у зрителя интерес и даже своего рода сочувствие. Злодей «способен привлечь наше живейшее участие и мы трепещем, как бы не рухнули те самые планы, неудачи которым мы должны были бы страстно желать, если бы в самом деле моральная целесообразность всегда играла для нас такую роль» (62). В качестве примера Шиллер приводит образы Ричарда III и Яго из Шекспира, а также Ловеласа из романа Ричардсона «Кларисса». Но Шиллер тут же спешит оговорить, что, хотя сама по себе внутренняя целесообразность планов злодея содержит в себе нечто привлекательное как проявление ума, все же в конечном счете опять-таки в действие вступает моральная целесообразность. Суть состоит в том, что злодей потому должен напрягать свою изобретательность, что он сталкивается с нравственностью тех добродетельных людей, которых он хочет погубить. Заключая рассмотрение этой работы Шиллера, мы должнытеще раз подчеркнуть, что нравственная категория, о которой рассуждает Шиллер, то есть моральная целесообразность, не имеет ничего общего с практической повседневной моралью. Речь идет о "высшем нравственном категорическом императиве, который'не только'не находится в соответствии с повседневной и, добавим, буржуазной практикой, а противостоит ей. Нравственный идеал Шиллера — высшая гуманность, проявление человеком самых благородных стремлений и способностей, в полный ущерб своему жизненному благополучию, вплоть до жертвы жизнью. Обратившись к драматическим произведениям Шиллера, мы найдем у него именно таких героев. Они, как известно, и являются специфически шиллеровскими героями, носителями благороднейших идеалов. Конечно, можно указать на абстрактный характер шиллеровских идеалов, но он не только сам сознавал это, а даже подчеркивал это обстоятельство. То, что его герои "' противостоят действительности с ее практическими интересами, поднимает их не только над миром феодального хищничества, но и над миром буржуазного практицизма. В этом была прогрессивная сторона шиллеровского идеала. Вместе с тем он понимал трагическое положение своих идеалов, ибо отлично видел, что последовательное проведение в жизнь нравственного идеала ставит человека в неразрешимый конфликт с существующим обществом и неизбежно ведет его к гибели. Однако Шиллер в этом конфликте идеала и действительности не на стороне действительности, он не за «реализм» в смысле приспособления к низменной действительности, а'за идеализм и идеальное. В статье о «Трагическом в искусстве» (1792) Шиллер развивает дальше свое понимание трагического. Здесь его опять интересует вопрос о причинах удовольствия, доставляемого трагическими явлениями. Но он рассматривает его в несколько ином аспекте. На первый план выдвигается вопрос о силе и степени страдания, изображаемого в трагедии. «Страдание мелкой душонки, муки злодея» именно потому, что они в сущности мелки, не могут вызвать глубокого сострадания. Не может вызвать сочувствия гибель того, кто является жертвой собственной непростительной вины, слабости рассудка или малодушия. В этом смысле, с*точки зрения Шиллера, даже король Лир не является идеальным трагическим героем. Он легкомысленно отказался от короны и неразумно распределил свое королевство между дочерьми. Все это далеко от истинно трагического, которого ищет Шиллер. Если в первой статье а трагическом Шиллер признавал целесообразность изображения злодея как трагического лица, то здесь он вносит следующее уточнение. В некоторых произведениях для возникновения несчастья героя авторами вводится образ злодея. 440 У Шекспира это, например, Яго и леди Макбет, у Корнеля—Клеопатра в «Родогуне», у самого Шиллера — Франц Моор в «Разбойниках». Во всех этих случаях несчастье положительных героев является результатом злой воли отрицательных персонажей. По мнению Шиллера, «гораздо более высокой степени достигает сострадание в том случае, когда предметом его оказывается не только тот, кто испытывает-страдания, но и тот, кто причиняет их. Это имеет место лишь тогда, когда последний не возбуждает в нас ни ненависти, ни презрения, но стал виновником несчастия помимо своей воли» (72). Примером такого рода трагедии Шиллер считает «Ифигению» Гете, где Креон, стоящий на пути желания Ореста и Ифигении, не только не теряет уважения зрителя, но даже приобретает его любовь. Самым высокимродомтрагического Шиллер считает «то, в котором причина несчастья не только не противоречит нравственности, но именно нравственностью создана, и в котором взаимные страдания причинены лишь мыслью героя о том, что он заставляет других страдать» (73). В этом свете образцовой является для Шиллера трагедия Корнеля «Сид». Родриго, по долгу чести и сыновней любви, должен убить отца своей возлюбленной. Эти же обстоятельства вынуждают Химену требовать возмездия человеку, которого она любит. Оба внушают уважение, потому что исполняют моральный долг, который их ставит выше личного чувства. Они страдают, но страдают добровольно, побуждаемые к действию высшими нравственными соображениями. Как ни высок этот вид трагедии, он все же содержит в себе тоже некоторый дефект. Недостаток этих трагедий состоит в том, что герои поступают так, а не иначе, подчиняясь необходимости. Поэтому Шиллер ищет еще более высокий тип трагедии, где разрешается и это противоречие, то есть вынужденное подчинение закону необходимости. Это возникает тогда, когда появляется сознание телеологической связи вещей, сознание полной целесообразности всего происходящего. Шиллер вынужден, однако, признать: «До этих чистых высот трагического волнения никогда не возвышалось греческое искусство». Но и новое искусство еще тоже не осуществило этой задачи, хотя она стоит перед ним. Шиллер считает, что аристотелевское определение трагедии нуждается в изменениях соответственно характеру нового времени и его искусства. Он сохраняет определение трагедии как «воспроизведения действия» (80). При этом трагедия должна показать не только события и чувства действующих лиц, но и раскрыть взаимную связь причин и следствий. Это и будет то, что в аристотелевской трагедии определяется как законченное действие. Далее, трагедия является поэтическим изображением действительности, что предполагает право драматурга отступать от истории. Там, где история не дает взаимной связи событий, не содержит объяснения причин и следствий, поэт должен сам найти внутреннюю логику событий, и если для этого потребуется отступить от фактов, сообщаемых историей, он вправе это сделать для того, чтобы достигнуть подлинного художественного эффекта. Наконец, трагедия изображает людей в состоянии страдания, При этом Шиллер подчеркивает, что «лишь страдания истинно моральных, нам подобных существ могут возбудить в нас сострада-ние». Шиллер сохраняет аристотелевское определение характера героя, который должен быть ни слишком хорошим, ни слишком дурным, при этом отмечая, что в современной драме герой должен обладать сложным характером. Все качества трагедии существуют для того, чтобы вызвать чувство сострадания. Отличие Шиллера от Аристотеля заключается в том, что он так же, как это сделал Гете, отверг принцип катарсиса, то есть очищения посредством возбуждения страстей. Сострадание должно направить мысли и чувства зрителя к высшей гуманности. Такова была первоначальная форма теории трагедии, выработанная Шиллером в период перехода к новому классицизму. Однако он не остановился наэтомив двух следующих работах: «О возвышенном» (1793—1794) и «О патетическом» (1793—1794) развивает свою концепцию дальше. Здесь Шиллер подчеркивает, что нравственное величие и эстетические достоинства не всегда находятся в соответствии. Более того, высочайшие образцы нравственности не дают достаточного материала для эстетического в его наиболее чистом виде. Смысл этого рассуждения Шиллера состоит в том, что драматург не обязан брать своих героев из числа характеров, наделенных добродетелью. Для Шиллера этот пункт имеет большое значение в плане сохранения им реалистических элементов в пределах его концепции, являющейся «идеальной». История дает гораздо меньшее количество образцов идеальных характеров, чем характеров, наделенных теми или иными пороками. Так как Шиллер и в пределах своей «идеальной концепции» стремится к познанию закономерности действительности, то его интересуют характеры, занимающие большое место в истории. Мы знаем, что это были Мария Стюарт, Валленштейн — герои, которые были далеки от идеальной добродетели, судьбы которых, однако, не могли не представлять интереса для трагедии. Отсюда новые пункты трагической концепции Шиллера. Это — сила воления и способность воли. Для трагедии нужны характеры, действующие в максимальной степени свободно. Эта свобода может проявиться как в характерах положительных, так и в характерах, склонных к порокам, и тут Шиллер уже совсем порывает с нравственным дидактизмом просветителей, говоря: «Пороки, свидетельствующие о силе воли, явно обнаруживают больше задатков подлинной нравственной свободы, чем добродетели, заимствующие опору у склонности, так как последовательному злодею стоит только одержать победу над собой, стоит однажды перевернуть правила своего поведения, чтобы направить на добро всю ту последовательность и изворотливость воли, которую он расточал на зло. Иначе чем бы объяснялось то, что мы с отвращением отворачиваемся от сносного персонажа и с жутким восхищением следим за насквозь порочным. 442
Бесспорно поэтому, что в первом мы отчаялись найти даже возможность абсолютно свободной воли, тогда как в каждом движении второго замечаем, что одним единственным волевым актом он способен возвыситься до высшей степени человеческого достоинства» (199). Эта позиция Шиллера, кажущаяся на первый взгляд такой парадоксальной, проистекает из того, что превыше всего он ценит в человеке внутреннюю свободу и волевые способности. Вместе с тем в концепции Шиллера есть несомненный моральный оптимизм, вера в человека, и именно это заставляет его внимательно присматриваться не столько к героям, в полной мере положительным, сколько к людям, наделенным пороками, слабостями и несовершенствами. Для Шиллера эта позиция важна была потому, что он исходил из простой и понятной предпосылки, что большинство людей отнюдь не является образцами добродетели. Так как вся эстетическая, а в конечном счете и политическая теория Шиллера предполагала перевоспитание человечества, то, следовательно, необходимо было установить возможности человеческой природы на пути к совершенствованию. Отсюда, скажем, создание им образа такой героини, как Мария Стюарт. Этим же объясняется интерес Шиллера к личности Валленштейна. Вот почему, если мы вглядимся в композицию драм Шиллера классического периода, то увидим, что «идеалисты» типа Мортимера и Макса Пикколомини занимают в действии второстепенное место, тогда как на первом плане образы именно таких трагических героев, характеры которых далеки от идеальности, но содержат в себе могучую потенцию, и которые в большей или меньшей степени способны проявить лучшие человеческие задатки. Все эти искания Шиллера важны как свидетельство того, что, развивая концепцию трагедии «идеальной», он отнюдь не порывал с действительностью, ища теоретически средств для воздействия силою искусства на людей, в целях пробуждения человечности, которая, по Шиллеру, прежде всего и сильнее всего проявляется в стремлении к свободе. Однако идеальное временами полностью побеждало в Шиллере, и как теоретически, так и практически это получило наиболее полное выражение в «Мессинской невесте» и в предисловии к ней — «О применении хоров в трагедии» (1803). Мы не будем разбирать аргументации Шиллера, ограничившись указанием на то, что здесь его попытка возродить античный хор оказалась совершенно искусственной, что он и сам вскоре отлично понял. Драматическая теория Шиллера так же, как и теория Гете, полнее всего раскрывается в связи с творчеством драматурга. Это не теория вообще, а теория того искусства, носителем которого был Шиллер, но некоторые положения шиллеровской теории имеют принципиальное значение для всей теории драмы. Необходимо сказать, что сама теория трагического у Шиллера является трагической в своем существе. Трагедия требовала возвышенности и требует ее всегда. Стремление сохранить жанр, сделать возможным его существование в окружении низменного общества вынуждало Шиллера отказываться от реализма. Между тем он несомненно тяготел к нему, что подтверждается не только его драматическим шедевром «Коварство и любовь», но и другими произведениями, где великий художник глубоко вскрыл трагические противоречия жизни, выразив их в произведениях, подлинно возвышенных по своему характеру. Работы Шиллера составляют как бы последнюю страницу в развитии теории драмы XVIII века. Они представляют собой продолжение и развитие той линии, которая восходит к Лессингу. Как и в других областях мысли, за короткий период примерно в полстолетия немецкие теоретики проделали огромную работу, обогатившую художественную мысль. Восемнадцатый век, на наш взгляд, заканчивает огромную полосу исторического развития художественной мысли. Но не остановилась эволюция драмы и развитие теории, формулировавшей ее художественные принципы. При всем том, что художники и теоретики внесли впоследствии много нового в драму и в толкование ее художественных основ, сделанное на протяжении веков от Аристотеля до Лессинга и Шиллера сохранило не только историческое значение. Многие новейшие теории имеют корни в учениях, более или менее древних, потому что мысли великих умов о драматическом искусстве ценны не только для своего времени.
ОСТАТОК…… Далее Юм указывает на Фонтенеля, который в «Размышлениях о поэтике» 33 исходит из того, что человеку свойственны смешанные чувства боли и удовольствия. Боль и удовольствие не отгорожены непроходимой стеной. Так, если легкое щекотание приятно, то щекоткой можно в конце концов вызвать и болезненное ощущение, тогда как, умеряя боль, можно испытать некоторое удовольствие. Отсюда выводится существование такого психологического состояния, когда боль, вызванная какой-либо причиной, облегчается каким-нибудь другим средством. Это смешанное ощущение страдания и удовольствия, представляющее собой своего рода приятную меланхолию, является, по мнению Фонтенеля, источником наслаждения, доставляемого трагедией. По его мнению, трагическое зрелище на сцене потому не является мучительным для зрителя, что оно всегда ощущается как недостаточно реальное. И зритель знает, что это происходит не на самом деле. Юм соглашается с этим. Однако, по его мнению, облегчение страдания возникает у зрителя не потому, что изображаемое на сцене не является реальным. Бывают случаи, когда у публики вызывается представление о вполне реальных страданиях. Таков, например, был эффект речи Цицерона об уничтожении сицилийцев Верром. Цицерон рассказал то, что имело место в действительности. Его рассказ вызвал у слушателей возмущение и жалость. Но эти мучительные эмоции были направлены речью Цицерона в несколько иное русло. Сознание слушателей, глубоко потрясенное трагизмом свершившегося, стало более восприимчиво к влиянию искусства. Красноречие Цицерона как бы сгладило впечатление от ужасных фактов, о которых он рассказывал, и именно искусство, с каким он все излагал, вызвало у слушателей чувство удовольствия. Таким образом, удовольствие, доставляемое трагедией, отнюдь не противоречит человеческой природе. Еще Аристотель указывал, что искусное подражание само по себе доставляет удовольствие. Удовольствие, доставляемое трагедией,— сложное чувство, обусловленное тем, что художественное мастерство изображения или рассказа превращает страх в своего рода наслаждение. Юм, вполне в духе своей дуалистической философии, стремится сочетать мотивы реальные с мотивами идеальными. Предвосхищая кантовский принцип незаинтересованности наслаждения, доставляемого искусством, он считает, что удовольствие, доставляемое трагедией, в конечном счете обусловлено эстетическими чувствами, как бы перекрывающими моральное чувство человека. Мы оставляем эту проблему в том виде, в каком находим ее у Юма, ибо поставленный им вопрос еще не раз привлечет внимание мыслителей, занимавшихся проблемой трагического. Мы снова встретимся с этим вопросом в драматической теории Ф. Шиллера. Мы видим, таким образом, что период зрелого Просвещения дал в Англии ряд плодотворных теоретических решений вопросов драматургии. Если Англия и не выдвинула теоретика, равного по своему значению Дидро, то все же в работах нескольких поколений критиков и мыслителей наметились общие для всего зрелого Просвещения тенденции решать проблемы драматургии, исходя из реалистических принципов. Любопытно, однако, отметить, что у английских просветителей вопросы драмы ставятся в достаточно абстрактной плоскости рассуждений о действительности и человеческой природе вообще, тогда как во Франции у Дидро эти же вопросы приобрели большую социальную остроту, что объяснялось обострением общественных противоречий по сравнению с Англией, где проблемы буржуазной революции уже во многом были решены.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |