Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы социального отбора




В любом обществе, Считает П Сорокин, существует особый механизм, контролирующем процесс вертикальной циркуляции [92] Этот контроль заключается, во-первых, в социальном тестировании индивидов для устан новления адекватного выполнения ими социальных функций, во-вторых, в селекции (отборе) индивидов для определенных социальных позиций, в-третьих, в соответствующих распределении членов общества по соци альным казням Иными словами, внутри стратифицированного общества, постулирует П Сорокин, существуют не только каналы вертикальной циркуляции (\"лифты\"), но и \"сито\", \"просеивающее\" индивидов и определ яющее им соответствующее место в обществе Основная цель этого социального контроля - распределить индивидов в соответствие с их способностями успешно выполнять социальные функции Однако, замечает П Со Рокин, это не означает, что такой механизм всегда правильно распределяет индивидов соответственно их возможностям [92в соответственно их возможностям [92].

Механизм селекции и распределения индивидов в обществе, как отмечалось, включает в себя Соответствующие социальные институты и организации (семья, армия, церковь, школы, политические и профессиональные ые организации) При этом, утверждает П Сорокин, такие социальные институты, как семья, церковь, школы, представляют собой механизмы, Которые проверяют главным образом общие способности индивидов, необ ходимые для успешного выполнения множества социальных функций (уровень интеллекта, эмоционально-волевая сфера, общие черты характера, физическое состояние) Другие институты, подобно политическим и о фессиональным организациям, являются механизмами, Которые тестируют специальные способности индивидов, необходимые для успешного выполнения специальных функций в определенной области человеческой деят ельносты Рассмотрим Указанные П Сорокиным социальные механизмы подробнее [92 [92].

Семья

Является одним из Древнейшей критериев социального распределения членов общества по соответствующим казням [92] Однако значение Этой функции семьи в разных странах и в разные периоды общественной Эво олюциы различно П Сорокин Считает, что в обществе, где семья стабильна, браки между представителями разных социальных слоев редки, дети обучаются и воспитываются в основном в семье, а количество други х тестирующих средств невелико, семья играет существенную роль в тестировании, отборе и распределении индивидов И наоборот, в обществе, где семья нестабильна, браки между представителями разных слоев привычны, образование детей с раннего возраста осуществляется в других социальных институтах, а количество Иных тестирующих средств в обществе велико, то в таком обществе семья как тестирующее и селек ционирующее средство играет намного меньшую роль, чем в обществе первого типа [92[92].

Школа

Это второй, по теории П Сорокина, вид механизма тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса [92] Фундаментальная социальная функция школы заключается, во-первых, в том, чт тобы с помощью экзаменов и наблюдений определить общие и специальные способности индивидов; во-вторых, устранить тех, у кого фотоаппарата ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств; в-третьих, устраняя \"не угодных \", закрыть для них пути для дальнейшего продвижения в определенные социальные сферы и обеспечить продвижение способных учащихся в направлении социальных позиций, наиболее соответствующих их общ им и специальным способностям В целом школьная система с ее поэтапным (поклассным) Продвижение либо устранение представляет собой, по оценке П Сорокина, очень сложное социальное \"сито\" Естественно что интенсивность Этой функции школы неодинакова в РАЗЛИчНЫХ обществах и в разные периоды истории При прочих равных условиях функция образовательных систем как тестирующего, селекционирующего средства контроля социальной распределения индивидов должна усиливаться по мере продвижения от дошкольного воспитания к начальным классам, от начальной школы к средней, от средней школы к колледжа, вот коллед жа к университету, от университета к докторантуре Школа, даже самая демократическая, если она правильно выполняет социальную задачу, является, по убеждению П Сорокина, механизмом \"аристократизациы\" и стратификации общества, а не выравнивания и \"демократизации\" [92е выравнивания и "демократизации" [92].

Церковь

П Сорокин Считает, что церковь также является социальным механизмом тестирования и селекционированием индивидов При этом различие между школой и церковью Относительно их селекционирующей функции заключ чается в том, что школа в основном тестирует интеллектуальные качества индивидов, а церковь - моральные и социальные В прошлом церковь играла огромную роль в социальной селекции и распределении индиви дов среды РАЗЛИчНЫХ социальных слоев, однако и сегодня мнение церковной общины, принадлежность человека к церкви по-прежнему Имеют важное значение для карьеры многих людей [9292].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.