КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы социального тестирования
Семья, школа и церковь представляют собой, Согласно П Сорокину, средства, тестирующие преимущественно биологические, интеллектуальные и моральные качества индивидов, Соответствующие успешно выполнен нию многих социальных функций Эти средства представляют собой социальные \"сита\", и вот их природы зависят качество и эффективность оценки, отбора и распределения членов общества по социальным стратам [ 92] Так, в древнеиндийской школе брахманов ученики Должны ни были продемонстрировать не только интеллектуальные, но и экстраординарные моральные и социальные качества Только люди с Чрезвычайное силой вол и и духа могли выдержать такую??социальную селекции В результате высокопоставленные группы брахманов состояли из тщательно отобранных людей, далеко превосходящих средний интеллектуальный и моральный ур овенральный уровень. В древнекитайской школе также уделялось много внимания моральным и социальным качествам, хотя и тестировались в основном знания классики, изысканность литературного стиля и другие подобные качества, и имеющие малую практическую значимость и не дающие реального знания о природе причинных связей Отсюда- чисто \"литературный\" характер китайского правящего класса, его неспособность справляться со многими практическими делами, \"литературный и непрактический\" характер правительства китайских мандаринов, к которое представляло собой правительство интеллигенции [92о интеллигенции [92]. В средневековой школе и церкви люди с сильными физиологическими потребностями, особенно с гиперсексуальным влечением, с независимым мнением и антидогматическим складом ума, как правило, не могли пройти ты через \"аскетической и догматическое сито\" Такие люди обычно оставались внизу общества или опускались по социальной лестницой лестнице. Современная школа тестирует в основном интеллектуальные качества и физическую подготовку, не предъявляя особых требований к моральному уровню учащихся В результате верхние слои общества, рекрутирующие еся из современной образовательной системы, проявляет хорошие интеллектуальные способности, демонстрируют Заметную моральную слабость: жадность, коррупция, демагогии, сексуальную распущенность, стремле ние к накопительство, цинизм, нечестность и т д Естественным результатом современной школы является неспособность улучшить моральный уровень населения в целом [9292]. Приведенные П Сорокиным примеры показывают, насколько сильно качества РАЗЛИчНЫХ социальных классов (прежде всего высший) зависят от организации образовательных систем, являющихся первичным тестирующих м, селекционирующим и распределяющим средством Поэтому любому социальному реформатору, постулирует П Сорокин, следует Обратить особое внимание на Эти средства не только как на институты образования, н в в большей степени как на тестирующие и селекционирующие социальные механизмы, поскольку от характера этого \"сита\" в Значительной степени зависит характер как верхних, так и нижних слоев социальной п ирамиды [92пирамиды [92]. Однако кроме качественного аспекта рассматриваемое проблемы, Согласно П Сорокину, есть еще и количественный: количество людей, проникших благодаря указанным средствам в высшие слои общества Доля элиты ы в структуре всего населения - фактор немаловажный, поскольку верхние этажи социальной здания Должны быть Пропорциональные его нижним этаже, иначе здание может рухнуть А это означает, Считает П Соро кин, что для любого развитого общества существует оптимальное соотношение верхних слоев Относительно всего населения, значительное отклонение от которого губительно для общества Таким образом, потенций ально существует возможность перепроизводства и недопроизводства кандидатов в верхние социальные сло слои. В зависимости от типа общества, утверждает П Сорокин, перенасыщенность верхних слоев может быть результатом или непропорциональна воспроизводства верхних слоев в неподвижно обществе, или слишком сл лабых тестирующих социальных механизмов в подвижные обществе Недопроизводство может произойти вследствие слабо дифференцированного воспроизводства верхних слоев или слишком тщательного отбора кандидат ов, поэтому только небольшое количество людей может пройти социальный отбор [922]. Рассмотрим вместе с П Сорокиным результаты перепроизводства, вызванно слишком мягким отбором или высокой плодовитостью высшей слоев Все перепроизведенные члены будущей элиты не могут найти место в в высшей слоях, между ними неизбежно возникает острое соревнование за обладание высокими социальными позициями В иммобильных (неподвижных) обществах это приводить к безжалостной борьбе многих кандидатов на одну и ту же социальную позицию (например, монарха) вплоть до междоусобных войн Несколько отличный по форме, но сходны по сути результаты перепроизводства элиты в мобильных обществах Здесь перепроизве денная элита также не может найти соответствующего высокого положения, в результате чего \"неудачники\" остаются неудовлетворенным и начинают организовывать собственные \"возвышающие\" организации, котор ые ищут выход в социальном переустройства или революции Таким образом, перепроизводства элиты вследствие слишком облегченного действия тестирующих и селекционирующих средств приводить к социальной нест абильносты, беспорядкам и революционным переворотам [92люционным переворотам [92]. Подобный результат достигается также путем недопроизводства элиты из-за низкой рождаемости среды Высшей слоев в иммобильных обществах или из-за слишком строгой системы отбора в обществах мобильных В э этом случае представителей элиты может быть намного меньше, чем необходимо для заполнения всех высоких социальных позиций Поэтому часть таких позиций приходится отдавать людям, не прошедшим селекции Т акое распределение, по П Сорокину, деформирует достоинства строгой селекции, которая может \"воспротивиться\" стремительно восхождения большого количества людей В этом случае в нижних слоях аккумулир ется неудовлетворенность и создается взрывоопасная ситуация, которой легко может воспользоваться революционно настроенный лидер Иными словами, такая система снова приводить к социальной нестабильности и беспорядкам [92беспорядкам [92]. То же последствия, Считает П Сорокин, наблюдаются также тогда, когда \"социальные фильтры\" дефективны, если наследственная аристократия вырождается или система тестирования совершенно случайная, а крит терии селекции Неадекватные (например, наследственные статус отца) Очевидно, что состав Высшей правительственных слоев, отобранных на Этой основе, будет неспособен эффективно выполнять функции управлен ия и окажется несостоятельным При этом на нижних социальных этажах появится много \"врожденных\" правителей, Которые обязательно попытаются достичь положения, соответствующего их талантам Социальная ста бильность будет нарушаться и сверху - вследствие несостоятельности правительства, и снизу - вследствие \"подрывной\" деятельности низко стоящих правителей \"по Призвание\" Общий итог все тот же: социальные е беспорядки и нестабильность [92: социальные беспорядки и нестабильность [92]. Сказанное иллюстрирует тезис П Сорокина о значении правильной организации качественной и Количественной сторон \"социальных фильтров\" В заключение как дополнительную иллюстрации ученый приводить следующ щий Казудующий казус. Факт ускорения выпуска дипломированных специалистов в современных развитых странах налицо А это приводить к усилению конкуренции между ними и трудностям в нахождение соответствующего диплома общественного ного положения Вывод: увеличивая скорость \"производства\" выпускников вузов, облегчая процесс окончания университетов, но Обращайте при этом мало внимания на нравственное воспитание и будучи неспособнымы обеспечить выпускников подходящими рабочими местами, современные вузы готовят из них неудовлетворенных социальных элементов (людей, недовольных существующим режимом, прямо или косвенно способствующих его Свержение) Чтобы приостановить возможные последствия Относительно перепроизводства элиты (вернее, псевдоэлиты), необходимо найти для нее соответствующее место или сделать требования, необходимы е для учебы в вузах, более строгими, или усилит действие любого другого \"социального фильтра\" [92ного фильтра" [92]. Профессиональные организации Профессиональное тестирование и Селекция проявляются прежде всего в том, что факт существования особых профессий требует, по мнениям П Сорокина, определенного отбора людей, Которые могут войти и укрепить иться в то или иной профессии [92] Иными словами, существование профессионального разделения труда является мощными селекционирующим средством, в результате применения которого члены большей части о фессиональных групп отбираются биологически, интеллектуально и морально в соответствие с требованиями, предъявляемымы определенной профессией Это первая основная формрма. Вторая основная форма социального тестирования и селекции индивидов профессиональными организациями проявляется, по П Сорокину, в восходящем продвижении, блокирования или нисходящей движении внутри пр рофессиональных рангов и межпрофессиональных слоев Таким образом, профессиональная организация проверяет или перепроверяет индивидов, подтверждает или видоизменяет \"вердикты\" семейного, церковного и ш кольнет тестирования, распределяет Своих членов в полном соответствие или Вопреки решениям \"фильтров\" общего тестированt; общего тестирования. Третья форма профессионального тестирования, селекции и распределения индивидов выражается в перемещении человека из одной непригодной для него профессиональной сферы в другую, более соответствующую е его способностям и призвание Так, профессиональная группа постоянно контролирует вертикальную циркуляцию индивидов, \"исправляет\" ошибки профессионального выбора Своих членов, передвигает их с неправильного ьно выбранного пути на правильный, распределяет и перераспределяет людей по социальным стратам и подгруппам внутри одного и того же слоя [92е слоя [92]. стратификация и классовая структура: основные выводы есть Гидденса 1 Социальная стратификация означает разделение общества на слои и страты2 Говоря о социальной стратификации, обращают внимание на неравенство позиций, занимаемых индивидами в обществе [25] Стратификац ция по полу и возрасту существует во всех обществах Сегодня в традиционных и индустриальных странах стратификация выступает в понятиях богатства, собственности и характеризуется доступом к материальные м ценностям и продуктам культуртуры. 2 Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы В то время как Первые три зависят от санкционированного правом или религией неравенства, класса овое разделение \"официально\" не признается, но происходит вследствие влияния экономических факторов на материальные обстоятельства жизни люди жизни людей. 3 Классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами Что касается классовой позиции индивида, то она скорее достигается человеком, чем просто \"дается\" ему от рождения я Социальная мобильность как вверх, так и вниз в классовой структуре имеет весьма характерные чертктерные черты. 4 Большинство людей в современных обществах более богаты сегодня, чем несколько поколений назад Богатые используют различные средства для передачи своей собственности от одного поколения к следующему 5 Наиболее известные и влиятельные теории стратификации развивалы К Маркс и М Вебер К Маркс впервые определил место класса, Рассматривая его как объективно данные характеристики экономической структур ры общества М Вебер принимал подобную точку зрения, но устанавливал два вторых аспекта стратификации - статус и партию Статус соотносится с уважением или \"социальным престижем\" индивидов и групп, парт ия - с активной мобилизации групп для обеспечения определенной цел определенной цели. 6 класса имеет важнейшее значение в современных обществах Большинство Западных ученых принимают точку зрения, Согласно которой население находится в рамках высшего, среднего, рабочего класса и классово ое сознание сильно развитто. 7 Влияние пола на стратификации в современных обществах в определенной степени не зависит от класса 8 В изучении социальной мобильности различается внутри-и межпоколенческая мобильность Первая означает движение вверх и вниз по социальной шкале индивидуальной жизни человека, вторая - движение через поколения, когда, например, дочь или сын рабочего становятся специалистами Социальная мобильность имеет ограничения Большинство людей остаются по положению близкими семье, из которой вышедшем, хотя расш ирение профессий \"белых воротничков\" 1 в последнее время обеспечило широкие возможности мобильности вверх [25сти вверх [25]. Итак, неравенство, по утверждению Э. Гидденса, существует на всех этапах человеческого общества Описывая неравенство, социологи говорят о существовании социальной стратификации стратификации можно опре Эдель как структурированные неравенства между группами людей Общества можно рассматривать как состоящие из страт в определенной иерархии с наиболее привилегированнымы слоями на вершине и наименее пр ивилегированнымы у основания [25[25]. Э. Гидденс различает четыре основные системы стратификации [25] o рабство - наиболее выраженную форму неравенства, когда некоторые индивиды буквально принадлежат второму как их собственность; o касту, которую связывают чаще всего с культурой индийского субконтинента Однако термин \"каста\" не индийского, а португальского происхождения и означает \"род\" (или \"чистый род\") В индийцев для описанных ния кастовой системы используются другие слова, в частности \"варна\" и \"джати\" Варны включают четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу принадлежат к этим группам и \"неприкасаемые\", за ним ая самую низкую позицию Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги Имеют организованный характерппы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер; o сословия, Бывшие частью европейского феодализма, но существовавшие также во многом другом традиционных цивилизациях Феодальные сословия включали страты с различными обязанностями и правами: сословие е, состоявшее из аристократии и дворянства; сословие, состоявшее из духовенства, которое, Имея более низкий статус, имело привилегии, \"третье сословие\" - слуги, свободные крестьяне, торговцы и художни ки художники; o классы - большие группы людей, различающиеся общими экономическими возможностям, Которые влияют на их стиль жизни Собственное богатство вместе с занятием составляет главное основание классовых разли ичий Главные классы, существующие в Западных обществах: высший (владеющие или прямо контролирующие производственные ресурсы: богатые, крупные промышленники, верхушка руководства), средний (большинство \"белых воротничков\" и профессионалов), рабочие (\"синие воротничком\" или заняты ручным трудом) в Некоторых индустриальных странах четвертый класс - крестьянство (люди, заняты в традиционных типах это льскохозяйственного производстватвенного производства). Классы в свою очередь также стратифицированы Например, отмечает Э. Гидденс, существует тенденция достаточно четкого разделения статуса внутри высшего класса развитых капиталистических стран между владе ельца \"старых\" и \"новых\" денег Семьи, чья собственность передается по наследству через несколько поколений, часто презирают тех, кто стал богат благодаря собственной деятельностобственной деятельности. Понятие \"средний класс\" охватывает представителей Некоторых профессий и занятий Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и профессионалов, получивших высшее образование Низший класс включ чает в себя конторских персонал, продавцов, учителей, медсестер и др В большей части низшего среднего класса (\"серых воротничков\") социальные и политические позиции близки тем, Которые характерны для \"синих воротничков\" Среднее положение между высшей и низших \"прослойки\" этого класса занимают собственники малого бизнеса, владельцы частных магазинов и небольших фермерских хозяйстых магазинов и небольших фермерских хозяйств. Важным источником разделения рабочего класса (\"синих воротничков\") является уровень квалификации Высший рабочий класс рассматривается как \"рабочая аристократия\", члены которой Имеют наиболее высокий д доход, лучшие условия труда и гарантии работы Низший рабочий класс занят полу-и неквалифицированным трудом, Который требует небольшой тренировки, дает низкий доход и небольшую гарантию занятости [25арантию занятости [25].
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |