Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология социального характера




Каждому из трех главных исторических периодов и соответствующих им типов обществ соответствуют, по Д Рисмен, и три типа социального характера: \"ориентированный-на-традицию\", \"ориентированный-на-себя\" \"и\" ориентированный-на-другого \"[83] В основе Этой классификации лежит корреляция между формированием социального характера и кривой роста населения Эта кривая, состоящая из трех приведенных фаз, пре дставляет собой три различные стадии роста населения в том или ином обществе, на каждой из которых социальный характер, Согласно Д Рисмен, формируется по-разному [84мену, формируется по-разному [84].

Ориентация на традицию

В обществе \"высокого потенциала прироста населения\" социальный характер его представителей формируется на основе следования традиции Д Рисмен называет его \"ориентированным-на-традицию\" [83] Индивид в таком обществе характеризуется высокой степенью конформности, приверженностью традиции и подчинение властными структурам Его поведение тщательно контролируется и регулируется семьей, кланом, ритуалом, религией, кастой и тд В таком обществе он Занимает четко определенное место, играет строго фиксированные социальные роли, в соответствие с которымы получает ту или иную оценку и в этом смысле \"принять длежит обществу, а не является лишним \", как зачастую происходит в современном обществе Однако социальная мобильность и индивидуальность здесь минимальны, так как общество НЕ испытывает потребности в н их Ориентация на традицию характерна не только для средневековой Европы, но и для других стран, которые можно назвать \"традиционными\", \"статуснымы\", \"общинными\" [84диционными", "статусными", "общинными" [84].

Ориентация на себя

Если непосредственные связи с \"ориентированным-на-традицию\" обществом рвутся, изменяется Стабильное соотношение смертности и рождаемости и происходит Бурный рост населения, Д Рисмен говорит об обществ ве \"переходного роста населения\" [84] Для последнего характерны резко Возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация Обществу такого типа нужен и соответству ющий тип характера: предприимчивый, Инициативный, любящих риск и все новое Для этого необходимы индивидуальность, самостоятельность и творческое начало, а не точное следование предписаниям, традициям и ритуалам И тогда особое значение приобретает ориентация на себя, означающая внутренний, а не внешний источник мотивации, свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль это мьы, клана и прочих авторитетов [83; 84очих авторитетов [83; 84].

Ориентация на другого

Она становится Типичным характером в обществе \"начинающегося спада населения\" [84] Это тип характера, впервые появившийся в верхних слоях среднего класса современной индустриальной Америки и широко ра аспространяющийся в настоящее время в других индустриально развитых странах мира В обществе \"начинающегося спада населения\" образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающе потребление м информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации [83] изменяются способы и средства достижения целей, воспитания детей, отношения в семье и т д Главным источни ком ориентации и главной сферой восприимчивости людей в обществе этого типа является одобрение других [84тся одобрение других [84].

Мотивация поведения социальных типов

Мотивация поведения людей трех названных типов характера различна [84] В \"ориентированного-на-традицию\" человека это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнен ния которых от него ждут в \"ориентированного-на-себя\" человека мотивация внутренняя, представляющая собой своеобразный механизм регуляции поведения, приобретенные индивидом в раннем детстве в процессе социализации; это своеобразный \"внутренний голос\", определяющий его поведение Поэтому зависимость от окружающих кажется незначительной И наконец, \"ориентированный-на-вторых\" человек зависит в своем п оведениы Исключительно от других людейвоем поведении исключительно от других людей.

Если взглянуть на мировую историю нескольких последних столетий, можно обнаружить смену господства двух последних типов характера Повсеместно в связи с процессом модернизации происходит переход от Мая адиционных обществ к современным, и соответственно изменяются Преобладающие типы характера и Связанные с этим социальные проблемы культуры, семьи, воспитания детей, социальной стратификации, политичес кого поведения и т д [8484].

Авторитарный тип личности

Совокупность теоретических представлен об определенном Типе личности, Который рассматривается как основа тоталитарных режимов в силу присущи ему специфических черт, названа концепцией авторитарной личности1 Эта концепция возникла в русле неомарксизма как Одна из попыток исследовать социальную почву, благоприятствовавшую возникновению нацизма [89] Понятие \"авторитарная личность\", введенное одни м из основоположников неофрейдизма Э. Фромму, развивалось теоретически и обосновывалось с помощью конкретных эмпирически исследований в работах М Хоркхаймера, Т Адорно2 и их коллег Сторонники Этой ко нцепциы связалы факт победы фашизма в Италии и нацизма в Германии с появлением определенных социально-психологических черт, вызванных распадом многих традиционных (прежде всего семейных) связей и омахе совляющей урбанизации [89рбанизацией [89].

Общая характеристика

Авторитарная личность, Согласно Э. Фромму, страдает от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных социальных образованиях Эти негативные чувства обостряют в ней инстинкт самосохр ранения и жажду самоутверждения Воля к самореализации, которая не может, по мнение Э. Фромма, найти выход в демократически ориентированной социальной деятельности, реализуется на путях авторитаризма с помощью самоидентификации личности с авторитетом группы, государства, с харизматическим лидером Этот авторитет замещает в авторитарной личности авторитет отца, утрачиваемый в распадающихся семьях [89 [89].

Т Адорно и его соавторы повторили вывод Э. Фромма и М Хоркхаймера Относительно существования авторитарного типа личности применительно к периоду, наступившему после разгрома фашизма Этот тип личности охарактеризованный как \"фашизоидный\", по-прежнему рассматривался как массовый, что позволяло расценивать либерально-демократические режимы послевоенного времени как \"фашизоидные\", т е несущие в себе постоянную угрозу фашизма Согласно Т Адорно и его единомышленники, политические установки авторитарной личности заключаются в некритическим отношении к существующим порядкам и шаблонности мышления, п роникнутого стереотипами пропаганды, ханжеством, в ориентации на власть и силу [89нтации на власть и силу [89].

Основа тоталитаризма

Наиболее социально приемлемой политической средой \"обитания\" авторитарной личности является тоталитаризм1 Основной социальной силой, на которую опирается тоталитаризм, является люмпенство (т е декласс сированные слои) города и деревни (люмпен-пролетариат, люмпенизированная часть крестьянства и люмпен-интеллигенция), отличающиеся социальной аморфностью, дезориенты-рованностью, ненавистью к остальным общественным слоям и группам ввиду наличия у них стабильно жизненного уклада, определенности этических принципов, собственности и т д [89] Процесс становления и утверждения тоталитаризма наряду с л юмпенизацией общества предполагает насильственную \"организацию\" общественной жизни на принципах \"чрезвычайного положения\", сопровождающегося милитаризацией Такая \"организация\" общественной жизни дости гается применением прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаема и активно осуществляемого люмпенизированной частью общества Форма вооруженного террора создает модель \"социального порядка\", в соответствие с которой структурируется все общество Ведущей и безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии Поэтому \"пол итизация \"тоталитарно общества неизбежно сопровождается его милитаризацией и бюрократизацией Идейный истоки тоталитаризма многие западные социологи усматривают в утопических концепциях, нацеленных н а создание \"заново\" всей системы общественных отношений с помощью \"директивного принципа\", ориентированного на некий умозрительно сконструированный \"образец\" По их мнениям, в основании идеологии соврем енных форм тоталитаризма лежат, с одной стороны, Идеологические концепции Муссолини, Гитлера и Розенберга (так называемые праворадикальный вариант тоталитаризма), с другой - идеи Ленина, Троцкого и В. алина (левоэкстремистский вариант) Однако в целом в исследованиях тоталитаризма акцент делается на общности РАЗЛИчНЫХ его форм [89иант). Однако в целом в исследованиях тоталитаризма акцент делается на общности различных его форм [89].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.