Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория круговорота государственных форм Полибием




Системы Платона и Аристотеля

Наиболее выдающийся мыслитель античности Древнегреческий философ Платон различал четыре основные добродетели, выступающие в качестве главных ценностей: мудрость (Истина, Вера), мужество (Красота, Сила а), благоразумие (Добро, Разум) и справедливость [49] Согласно Платону, государство - это человек, только в гораздо большем масштабе Его высшая задача - самосохранения посредством формирования граждан в духе добродетели; его определенная этикой политическая цель - совершенные человек совершенного государства В таком идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей существует ряд со слов, соответствующих иерархии добродетелей (ценностей) В сословие низших добродетели (благоразумие) входят крестьяне и ремесленники, Которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества (производственная сфера) Добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, Которые Должны беспрекословно выполнять свой долг, охраняя устои государства: извне - Отражая нападения врагов внутри - с помощью охраны законов (военно-политическая сфера) Наконец, сословие правителей-философов, добродетелью которых является мудрость, определяет законодательство, управляет государством, орга низует духовное развитие общества [49а [49].

Аристотель, величайший философ Древней Греции, в Своих политических взглядах исходил из понимания человека как \"общественного животного\", в сферу жизни которого входят семья, общество, государство [49 9] Государство Аристотель рассматривал весьма реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят Идеальные политические условия, а должен Исходя из возможностей наилучшим образом в у словия лучшей конституции управлять людьми - такими, какими они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи Наилучшие государственные формы, Согласно Аристотелю, суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т е наихудшимы государственными формами являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни) [49во черни) [49].

\"История\" Полибием охватывает исторические события в Греции, Македонии, Малой Азии, Риме и в других странах с 220 по 146 г до н э; в ней впервые выражена идея Всемирной истории [49]

В своей \"всеобщей истории\" Полибий подробно проанализировал смену трех основных форм государственное власти, названных им царством, аристократией и демократией [27] Ученый различает их прежде всего по в количественно признаку: если власть находится в руках одного - это царство (единовластие), если в нескольких - это аристократия (власть немногих), если в многих, принципиально у всех - это демокра тия (народовластия) Однако, по Полибием, не всякое единовластие может быть без оговорок названо царством, но только такое, при котором управляемые уступают власть по доброй волей не каждое правление мен ьшинства называется аристократией, но только такое, при котором управляющими становятся наиболее мудрый и справедливый (по выбору) Подобно этому нельзя назвать демократией государство, в котором вся н ародная масса имеет власть делать все по собственному произволу Демократия - это власть народа как организованного целого, жизни и интересам которого подчинены жизнь и интересы каждого члена этого цел ого [27ого целого [27].

Таким образом, характеристику трех форм государственное власти Полибий строит не только на количественно признаке, но и на качественных Царство, аристократию и демократию он Считает категориями Безус словно положительными - это то хорошее в области социального устройства, что люди сумели создать Но есть у Полибием и другие определения: монархия, олигархия и охлократия Это также обозначения формы вл асти По количественного и качественного признакам: монархия - власть одного, но действующего не по доброй воле народа, а по собственному произволу, т е власть узурпатора; олигархия - власть немногих но не лучших, избранных народом, а кучки захватчиков, преследующих корыстные цели; охлократия - власть народа, но не как организованного целого, а стихийно действующей массы, толпы Следовательно, трем положительным формам власти Полибий противопоставляет три формально Аналогичные, но отрицательные [27ые [27].

При этом отрицательные формы власти связаны с положительными по объективному закону природы: каждая положительная форма переходит со временем в отрицательную (извращенной формой царства является монар рхия, аристократии - олигархия, демократии - охлократия) Такое же отношение проявляется не только внутри каждой пары формально однородных видов власти, но и между формально разнороднымы видами Когда ц арское правление переходит в соответствующую ему извращенную форму, т е монархию, тогда на развалин Этой последней, в свою очередь, вырастает аристократия После вырождения аристократии в олигархии п оявляется демократия, которая также перерождается в охлократия Демократия разрушается и переходит в беззаконие и господство силы, пока Этот период массового одичания и инстинктов толпы НЕ заканчивается я установлению власти самодержца Таким, по мнениям Полибием, является круговорот государственно устройства, Согласно которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются [27ся [27].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.