Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социального устройства Конфуция




В биографии великого китайского философа Конфуция (551-479 до н э) выделяются три больших периода [45] В первый из них, продолжавшийся, видимо, достаточно долго (по Некоторым источникам - до пятидесяти тилетнего возраста), Конфуций занимал низкое социальное положение: служил на мелких должностях либо вообще нигде не служил Но затем произошло Возвышение Конфуция, открывшему второй период его жизни Как ое-то время, скорее всего лет пять-шесть, создатель всемирно известного учения находился в этом привилегированном положении, исполняя придворные обязанности, но затем из протеста против \"беспутства\" в ерхов добровольно ушел со своего поста и с группой ближайший учеников отправился в Хождение по древнекитайским княжества Так начался третий период в его жизни, продолжавшийся почти четырнадцать лет К онфуций возвратился домой в пожилого возрасте и последние несколько лет жизни я провел в окружении учеников [45нии учеников [45].

Искусство управления государством

Предметом конфуцианского учения является искусство управления государством, которое Конфуций отождествляло с искусством справедливости, нравственности [115] Политика в него тождественна этике Обращаясь ь к главному предмету Своих размышлений - обществу, Конфуций находил его состояние неудовлетворительным, поэтому его социально-нравственный идеал скрывался в прошлоом.

Ключ к искусству управления государством лежит в культе конфуцианского человеколюбия Человеколюбие - свойство НЕ всех людей, а Лишь благородных Этика Конфуция основывается на делении людей на благород дных мужей и низких Благородный муж - это аристократ, поступающий всегда и везде по велению долга, низкий же человек думает только о том, как получше устроиться [115] \"Благородный муж предъявляет треб ование к себе, низкий человек предъявляет требование к людям \"к людям"1.

Благородный муж принадлежит к Правящий элите Он управляет простолюдинами, принуждает их к труду, и его добродетель состоит в том, что он, принуждая к труду, не вызывает гнева В основе конфуцианского и идеала управления - не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера Простолюдин же, \"пока он не получил чина боится, что не может добиться его, когда же он получит его, он бои тся его потерять Боясь его потерять, он готов на все \"[38все" [38].

Народ представлялся Конфуцию могущественной, но бездуховной массой: \"народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему\" [38] В соответствии со своей патриархальное теорией госуда арства ключ к достижению повиновения низов верхам Конфуций видит в повиновении детей своим родителям Кроме того, считал он, для управления народом верхом Должны соблюдать ритуал, проявят чувство долг а показывать пример правдивости, что возможно Лишь тогда, когда в правящую элиту будут выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых [115дливых [115].

Таким образом, конфуцианской представление об обществе и государстве основано на идее личностных отношений Хотя \"все течет\", хотя \"время бежит, не Останавливаясь\", будущее подобно прошлому К нему и сл ледует вернуться Поэтому свою реформу управления Конфуций предлагал начать с того, что он назвал \"исправления имен\", т е социальная функция членов общества должна Женщина номинальной, а реальной: го сударь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом и сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле [38; 115] При отклонении от нормы следует к ней возвращаться от нормы следует к ней возвращаться.

Конфуцианство своим упором на нравственный фактор управления стремилось умер насилие правящего класса над народом В управлении народом оно отдавало преимущество морали перед правом, убеждению и сил ле примера перед принуждением Главное - это не страх, а доверие народа к своим правителям [1155].

Основные принципы конфуцианства

Социальной проблематике подчинена и конфуцианской учение о знании \"Знать, значит знать людей\" Высшее знание, по Конфуцию, - Врожденное, но оно редко \"То, кто обладает врожденными знанием, стоят выше вс сех За ними следуют том, кто приобретает знания благодаря учению \"[38] Учиться при этом нужно избирательно; изучение неправильных взглядов вредно Обучение должно сообразовываться с размышлением Знание состоит как в совокупности знаний, так и в методе рассмотрения проблемы [115рассмотрения проблемы [115].

Согласно конфуцианства люди неравны вследствие разделения труда: \"Одни напрягают свой ум Другие напрягают МУСКУЛЫ То, кто напрягайте свой ум, управляют людьми А то, кто напрягайте Свои МУСКУЛЫ, управляю ются другими людьми управляемый содержат тех, кто ими управляет А то, кто управляет людьми, содержатся темы, кем они управляют Таков Всеобщий закон \"[38акон..." [38].

Конфуцианство признавали закон не как таковой, а Лишь в сочетании с обсуждения: если получивший должность обладает широкими знаниями, люди не скрывают Своих намерений, добрые дела НЕ упускаются, во в всех делах не допускаются ошибки Мерил правления - справедливость и мир Его правило - середина и согласие Долг - это строгое соблюдение рангов, выполнение Своих обязанностей, служение низших Высшим С оциальное неравенство - следствие природного неравенства людей, оно искусственно, но необходимо, дабы люди не ссорились и жили в согласии, в котором, Согласно Конфуцию, проявляется вся красота человек олюбыюбия.

В целом раннее конфуцианство можно определить как идеологию аристократии, пытающейся обновить свое право на господство и свое мировоззрение в соответствие с духом исторического времени [115]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.