Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы господства




Социология власти М Вебера

Резюме

1 Идеи итальянского политического деятеля и историка Н Макиавелли способствовали развитию многих социально-философских и социологических ученый, и прежде всего теории социального управления Основные п принципы его философии управления существенно повлиялы на формирование современного менеджмента Технология социального управления Н Макиавелли основана на глубоком знании социально-психологических зак ономерностей поведения людей, но в отличие от концепции социального управления Конфуция достойной мыслителей прошлого она отделяет политику от морали (идея разделения духовной и светской властиасти).

2 Стремление к власти объективно свойственно людям, но участие в борьбе за власть аморально Поэтому Н Макиавелли, Описывая как социальный мыслитель эффективную технологию власти, оставляет за каждым ч Читающий право использовать ее в своей практической деятельности и в отношениях с другими людьмиьми.

3 концепции циклических развития государственных форм правления представляет собой кругообразную и маятниковую форму: смена сословных форм правления (монархия - аристократия - демократия) происходит по кругообразно типа, а смена внутрисословных форм (превращение монархии в тиранию, аристократии - в олигархии, демократии - в анархию) - по маятниковому типу.

Ученые М Вебера о типах легитимного господства, т е власти, признанной управляющими индивидами, сводится к следующему1 Господство означает шанс встретить повиновения определенному приказу, а значит, п предполагает взаимное ожидание: того, кто приказывает, - что его приказу будут повиноваться; тех, кто повинуется, - что приказ будет иметь тот характер, Который ими признается законным и справедливым [19[19].

В Своих работах М Вебер анализирует легитимные типы господства Исходя из возможных (типичных) \"мотивов повиновения\" Таких мотивов ученый находит три и в соответствие с ними различает три чистых типа г господства [19подства [19].

легальное господство

Первый тип господства - легальный - в качестве \"мотива уступчивости\" имеет соображения интереса; в его основе лежит целенаправленное действие индивидов [19] К такому типу принадлежат современные европ пейские государства, в которых, по М Веберу, подчиняются НЕ личности, а законам Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго формальным и рациональным правилам Формально-правовое начало - принцип, лежащих в основе \"морального господства\"; именно Этот принцип оказался, Согласно М Веберу, одной из необходимых предпосылок разв ития современного капитализма как системы формальной рациональностиформальной рациональности.

Бюрократия, утверждает М Вебер, технически является наичистейшим типом легального господства Однако никакое господство не может быть только бюрократическим: \"На вершине лестницы стоят либо наследствен нные монархи, либо избранные народом президенты, либо либералы, избранные Парламентской аристократией \", но повседневная, Непрерывная работа ведется при этом специалистами-чиновниками, т е машиной упра вления Помимо специального профессионального образования (преимущественно юридического) чиновник, соответствующий рациональному типу государства, должен иметь специальное управленческое образование, п оскольку от него требуется профессиональная и управленческая компетентность [19етентность [19].

патриархальное господство

Другой тип легитимного господства, обусловленный нравами, привычкой к определенному поведению, М Вебер называет Традиционным [19] Традиционное господство основано на вере не только в законность, но да аже в священности издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит традиционное воздействие чистейший типом такого господства является, по М Веберу, патриархальное господство Союз господст вующих представляет собой общность: тип начальника - \"господин\", штаб управления - \"слуги\", подчиненные - \"подданный\", послушный господину в силу пиетета Патриархальный тип господства структурно во мн Огом подобен семье, что делает особо прочным и устойчивым Этот тип легитимности Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность служит основанием для назна чения на должность и продвижения по иерархической лестнице Поскольку ничто не ставить предела произволу господина, иерархической членению часто нарушается привилегиями [19ние часто нарушается привилегиями [19].

Харизматическое господство

Третьим чистым типом является так называемой харизматическое господство (от греч charisma - божий дар) [19] Харизма, по М Веберу, - некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среды осталь ьных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, Богом, судьбой К харизматическим качествам М Вебер относит магические способности, пророческий дар, Выдающуюся силу духа и слова сог ласно М Веберу, харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, Гениальный художники и писатели, Выдающиеся политики, основатели государств и мировых религий (Будда, Христос, Ма гомет, Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и др) Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционного: если последний держится привычкой, привязанностью к обычаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто Необычайное, никогда ранее не признававшееся аффективные тип социального действия является основной базой харизматического господства М Вебер р ассматривает харизму как \"великую революционную силу\", способную изменить лишенную динамизма структуру традиционных обществ [19диционных обществ [19].

Однако при всем различие и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства в них есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и и подчиненным В этом отношении традиционный и харизматический типы господства противостоят формально-рациональному как безлично Источником личной преданности харизматическому государю является не тр адиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенные преданность и вера в его харизму Поэтому харизматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитаррен.

М Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость легитимности в современном правовом (формально-рациональном) государстве; легальный тип государства представлялся ему хотя и наиболее подходящий для современного индустриального общества, но нуждающимся в некотором \"подкрепление\" Именно поэтому М Вебер считал полезным сохранить наследственного монарха в качестве главы государства, как это сущ ествует в Некоторых европейских государствах [19дарствах [19].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.