КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы социального управления
Если систематизировать разноречивые суждения Н Макиавелли, то его социальная философия управления приобретает вполне современное звучание Рассмотрим их Страсть к приобретению и страх потерять Правитель, желающий добиваться успеха в Своих начинаниях, должен сообразовывать Свои действия с законами необходимости и образом поведения подчиненных Сила на его стороне, если он учитывает психологию ю людей, знает их особенности, достоинства и недостатки Очевидно, что действиями людей наряду с другими качествами правит честолюбие Надо выяснить, кто честолюбивее и потому опаснее для власть предерж ащего: Желающие сохранить то, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них фотоаппарата Оба мотива к власти, за которымы стоит страсть к разрушению, одинаково Порочный Богатые, имеющие в своем распоряже нии рычага власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково безнравственности зависит не от социального происхождения, а продиктована участием в борьбе за власть [46ь [46]. Победителей не судят Там, где ошибаются многие, не наказывают никого Карают, как правило, за мелкие проступки, а за крупные - награждают Победа не вызывает позора, какой бы ценой она ни была получена Воля к власти Ориентация на власть, стремление ее достичь Таити потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет Свойство стремиться наверх не зависи ит от личных достоинств и недостатков, оно действует в людях наподобии объективного закона, не зависящего от их воли и сознания Успех в продвижении наверх зависит не столько от ориентации на власть, с колько от наличных средств (денег, связей и т д) Имея многое, богатые Фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, поэтому \"богатое\" честолюбие опаснее \"бедного\", ибо возбуждает в людях, не облада ющих властью, желание овладеть ею и всем, что сопряжено с властью, - богатством и почестями [46гатством и почестями [46]. Свобода как мотив человеческих поступков Наряду с властью несомненной ценностью для людей обладает свобода Если власть чаще стремятся захватить, то свободу - не потерять При этом человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но он Никогда не смирится с утратой имуществва. Толпа идет за видимостью успеха Толпа - всегда большинство, но не всякое большинство - толпа Народ, послушный воле необходимости или разума, не есть толпа Толпой управляют страсти скорее дурные, чем хорошие Люди обычно неблагодарны, Непостоянные, лживы, боязливы и алчные Чтобы не попасть в неудобной положение, правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми толпе свойственно принимать видимость за действ ительность, считать, что Достигнутый успех оправдывает Любые, даже самые нечестны средства, если они находятся в руках власть предержащих [46 [46]. Страх и любовь Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим, ибо поведением людей Руководят два главных мотива - страх и любовь Страх прочнее и тверже, а любовь очень тонкая Она держится на а крайне зыбкой основе - человеческой благодарности Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, Чтобы совета личной корысти изменить е ей. Честный ошибается чаще Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой лад, т е представляет их лучше, чем они есть в отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности Если пра авитель стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви Но удержать ее можно, лишь полагаясь на мотив страха Ведь существует всего д ва способа достижения цели - закон и насилие Правитель должен уметь пользоваться обоим способами [46ми [46]. Руководитель не должен быть щедрым Правитель не должен быть щедрым настолько, Чтобы эта щедрость наносила ему ущерб Но он не должен боятся также осуждения за пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть Умный лидер - это в всегда взвешивающий все обстоятельства и последствия Своих поступков правитель Круг анализируемых им обстоятельств должен быть достаточно велик, Чтобы понятий простую модель: существуют добродетели, о ладание которымы ведет к гибели, и есть пороки, усвоив Которые, можно достичь безопасности и благополучия Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо - порядок и стабильность, правитель не должен боятся прослыть жестоким Для острасткы лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а беспорядки - бедствие для все всех. Полезнее держать в страхе Что для лидера лучше - внуши страх или любовь? е Но поступать надо так, Чтобы страх не перерастет в ненависть Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное - не посягать на имущественные и личные права подданных [466]. Быть щедрым - значит быть зависимым И еще одно правило: предусмотрительный правитель не должен выполнять все Свои обещания Он обязан сделать это Лишь в том случае, если невыполнение наносит ему вред Быть добрым - значит стать зависимым от подчиненных А там, где есть зависимость, возникают нерешительность, малодушие и легкомысленность, т е качества, недопустимы для руководителя Народ презирает в первую очередь малодушных, а не жест оких Вывод: чтобы удержать власть, надо быть Порочныйорочным. Вознаграждайте постепенно, наказывай залпом управляет людьми, их надо либо ласкать, либо угнетать Люди мстят, как правило, только за легкие обиды и оскорбления Поэтому угнетение должно быть настолько мощными, Чтобы отнять всякую надежду на сопрот тивление Добрые дела и благодеяния правильнее расточать по капле, Чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки наград и повышения по службе дорожат, когда они редки Напротив наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени Там, где есть раздражение, управлять поведением людей н Эльза Итак, зло нужно творить сразу, а добро - постепенно; гораздо надежнее внуши страх, чем быть любимым И еще: зло причиняет людям боль, а добро приедается, и оба чувства ведут к одному и тому же результата [46тату [46]. Качества льва и свойства лисицы Правитель не обладает всеми добродетели одновременно Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется подданным Толпа с удовольствием идет за видимостью успеха Мудрый лидер соединяет в себ бе качества льва (силу и честность) и лисицы (мистификация и искусной притворство), т е качества Прирожденные и приобретенные При этом лучше все же быть напористым, чем осмотрительныельным. Природа создал людей такими, что они могут желать, чего угодно Но не всегда могут этого добиться Между двумя полюсами - желаемым и действительным - возникает опасное напряжение (неудовлетворенность), способное надлома человека, сделать его завистливым, коварным или жадным При этом зависть порождает врагов, напористость - сторонниковков. неудовлетворенность - стимул к движению Мы таковы, что отчасти хотим большего, чем имеем, отчасти боимся потерять уже приобретенное Поэтому стимул к движению постепенно превращается в его тормоз: мы с становимся врагами самим себе Тогда-то и настает время оборотней: зло предстает в маске добра, а добро используется во зло Во всем нужна мэрмера. Желание приобретать - свойство вполне естественное Когда одни стремятся к этому в меру Своих сил, другие будут не завидовать, а хвалит Плохо, когда они не могут, но добиваются, не заслуживают, но пол лучают [466]. Личность и безликости любимцев судьбы очень мало, честные и благородные составляют меньшинство Их можно назвать личностями, большинство же - безликая толпа притворство и есть и маска, которую вынуждены носит неличносты Чтобы скрыть обман и коварство Поэтому о людях вообще можно сказать, что они притворщикы Чувство собственного достоинства выступает у них не абсолютным императивом, а Лишь пассивной формой выражения честолюбия и страсти к приобретенению. Принцип относительности Люди независимо от того, нравственный они или нет, стремятся к одной цели - славе и богатству Хотя каждый выбирает к Этой цели свой путь - одни поступают осмотрительно, другие берут смелостью, одни при ибегают к хитрости, другие к насилию, - все они Способны добиться успеха несмотря на то, что образ их действий противоположен Такое возможно потому, что несмотря на противоположность и тот, и другой в БрАЗ действий соответствует конкретным обстоятельствам, данной Мину То, что хорошо в одно время, может быть дурно в другое Также и выбор цели зависит от обстоятельств: нельзя стремиться установить д емократию в развращенном обществе, или, напротив, монархию - в свободолюбивого Цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами [46 [46]. относительности и принцип разграничения Принцип относительности управления гласит: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата - со средствами; наконец, все вместе - цель, средства, ситуация - Должны соотноситься между собой По олитик не может руководствоваться нравственными нормами, ибо политика - сфера Относительно, нравственность - область абсолютного Стало быть, с принципом относительности тесно связан принцип разграны чения политики и морали: политику нельзя судить с нравственных позиций С этим связана идея разделения власти на политическую и религиозноную. Кругооборот форм правления В основе его лежит концепция циклических развития государственных форм (демократия - олигархия - аристократия - монархия) Монархия легко превращается в тиранию, аристократия - в олигархии и т д Циклы ическое развитие форм правления напоминает идею кругооборота, взаимообращение добра и зла В движении и кругообороте пребывает практически все - материальные объекты, формы правления, человеческие дела Природа не позволяет вещам находиться в покое Достигнув предела совершенства, дальше которого двигаться уже невозможно, государство вступает на обратную дорогу маятниковое движение \"вверх-вниз-вверх\" совершают государства, добро и зло, человеческие поступки Кругооборот возможен именно в силу относительности противоположных состояний - добра и зла, низа и верха, упадка и подъема Они легко превращ ются друг в другщаются друг в друга. Существуют три хорошие, или основные, формы правления (монархия, аристократия и народное правление) и три плохие, или извращенные (тирания, олигархия и анархия) Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее Лишь на короткое время, ибо никакое средства не удержит ее от превращения в свою противоположность из-за подобия [466]. Принцип принятия решений Кругооборот событий создает единую цепь взаимосвязи явлений в природе и обществе Рассматривая человеческие дела, мы все больше убеждаемся в непререкаемосты закона: никогда нельзя устранить одно неудобь БСТВ, Чтобы из этого не возникло другое Если хочешь сделать народ сильным и большим, то Придется воспитать в нем качества, благодаря которым уже нельзя будет управлять им по своему желанию Если оставь ить слабым и малочисленным, дабы иметь возможность удобно править им, он станет столь ничтожным, что не сумеет сохранить свое благосостояние и власть Принимая управленческие решения, лидер должен тщат Ельня взвешивать, на стороне какого из них меньше неудобств Его и следует брать за основу, ибо безупречных решений не бывает Весьма сомнительными представляется другой путь: взвешивая альтернативы, выб ирать ту, которая сулит больше выгод и удобств [46в [46].
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |