КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы социальной стратификации
На наш взгляд, помимо множества социальных факторов, формирующий социальную иерархию (семья и наследственное положение, образование и воспитание, профессия и квалификация, политические симпатии и экон номические интересы), существуют и другие, более естественные причины, коренящиеся в глубине человеческой природ. Уровни социальной иерархии Рассмотренные концепции социальной стратификации и мобильности позволяют отметить, что структура социальной иерархии, ее \"этажность\" и конфигурация существенно не изменяются при переходе от одного типа па общества к другому, от одной общественной сферы к другой, от социального института к социальной организации и т д Так, в религиозно-духовной сфере глава церкви (папа римский, патриарх) управляет еп ископамы и архиепископ, которыми подчинены рядовые священнослужители (пасторы, священники, монахи) В военной области генералитет (маршалы и генералы) управляет старшими офицерами (полковниками и май Орам), которыми подчинены младшие офицеры (Капитаны и лейтенанты) В промышленных отраслях руководители высшего звена (министры, президенты корпораций) управляют \"средним\" звеном (директорами предприят ий), которому подчинены низовые руководители (начальники участков, цехов, отделовчастков, цехов, отделов). То же происходит в масштабах обществ различна типа, где звенья социального управления с неизменным постоянством выстраивают трехуровневую пирамиду: систему высшей инстанций государственное власти (п правительство и центральные учреждения), систему власти среднего уровня, образованную бюрократией РАЗЛИчНЫХ рангов вплоть до муниципальных властей; микроуровень власти, охватывающий непосредственное р уководство отдельнымы людьми и социальными группам. Приведенная структура власти свойственна не только различным типам обществ, историческим периодам и общественным сферам, но и социальной стратификации в целом, где выделяются три основных слоя (страты ы, класса, пласта) - высший, средний и рабочий, по Э. Гидденсу; класс собственников, \"стяжательный\" класс и социальный класс, по М Веберу; классы высокопоставленных профессионалов, \"полупрофессионалов\" и \"трудовой\", по П Сорокину; касты брахманов, кшатриев и вайшьи по древнеиндийской иерархии (шудры ни были потомками покорения населения и поэтому представляли собой отдельную касту, отличную от трех второй каст завоевателей, \"дважды рожденных\") (подробнее см часть I); духовенство, аристократия и \"третье сословие\" по средневековой иерархии и т д Такое постоянство в повторении социальной структуры должно иметь под собой также определенную естественную основу, формирующую закономерность стратификации РАЗЛИчНЫХ социальных общносономерность стратификации различных социальных общностей. трехуровневая структура власти и социальной стратификации в целом представляет собой Лишь наиболее общее строение социальной пирамиды, поскольку в каждом основном слое различают еще и другие уровни Да а, П Сорокин в \"трудовом\" классе выделяет классы квалифицированно, полуквалифицированного и неквалифицированном труда, в классе \"полупрофессионалов\" - мелких собственников и служащих, в \"верхнем\" классе - высший официальных лиц и крупных бизнесменов М Вебер в своей классификации среды \"стяжательного\" класса различает предпринимателей, лиц \"свободных\" профессий и наиболее квалифицированных рабо чих, а среды социального класса - мелких собственников, техническую интеллигенцию, рабочий класс Э. Гидденс высший класс подразделяет на владельцев \"старых\" и \"новых\" денег, средний - на менеджеров, ср едних бизнесменов и конторских персонал, рабочий класс - на \"рабочую аристократию\" и недостаточно квалифицированных Иными словами, в РАЗЛИчНЫХ классификации социальной иерархии кроме основной трехуро вневой (высший, средний и низший классы) прослеживается дополнительная многоуровневая структура, общая \"этажность\" которой в РАЗЛИчНЫХ авторов достигает, как правило, 6-7 ступеней Естественным основан ием повторяющейся \"этажносты\" социальной пирамиды кроме общественных факторов воспитания, образования, профессионального, экономического и политического положения могут выступать также факторы психолого гического содержания, к которым относятся прежде всего задатки и способности выступать также факторы психологического содержания, к которым относятся прежде всего задатки и способности. Структура способностей Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека, составляющие природную основу развития его способностей [70] Психология, как известно, различает общие и с специальные способности Общие способности отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности, специальные - более узкой кругу требований тот или иной деятельности К общим способностям относя тся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей - художественному, мыслительного и среднему Рассматриваемая типология связана с учением И Павлов а1, в соответствие с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличие в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй, связанной с \"сигнализацией\" ЭТИХ обр азов посредством слова Относительное преобладание сигналов первой системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй - мыслительный тип, ра вное их представительство - средний тип людей [70й тип людей [70]. Трем основным типам способностей, поскольку они отражают прежде всего общеинтеллектуальные возможности человека, в определенной степени соответствуют три вида мышления - наглядно-действенное (связанно ое с практическими действиями), наглядно-образное (связанное с образами, восприятием и представлениями) и отвлеченное (в форме абстрактных понятий и рассуждений) [70] Виды мышления соотносятся как с о бщимы способностями, так и со специальными, в которых некоторые исследователи, например зарубежные социологи Э. Джекс и В Браун, различают семь уровней, что соответствует \"этажносты\" многих современных концепций социальной стратификации [13]фикации [13]: o первый - конкретно-чувственный - определяется тем, что для выполнения работы человеку нужен физический предмет объекта задачи Такой человек способен предвидеть результаты своей деятельности и планир ровать свою работу на срок до двух месяцев; o второй - конкретно-образный Такие люди могут работать на основе воображаемой картины физического предмета Они могут планировать, размещ, направят работу людей первой группы Они также Способны п планировать собственную деятельность на срок до трех месяцевев; o третий - конкретно-умозрительный - определяется способностью многопланово восприятия предметов Такие люди могут оперировать НЕ только простыми, но и сложными понятиями, реагировать на нарушения фу ункционирования определенной системы, принимать участие в ее настройке и регулировке Эти люди Способны планировать свою работу на годд; o четвертый, представитель которого Способны к абстрактному моделированию без связи и привязки к конкретному предмету; o пятый составляют то, кто способен создавать теории и планировать свою деятельность на срок до 10 лет Речь идет о способности разрабатывать различные инструкции, методики, применимы к широкому кругу в конкретных явлений, в способности предвидеть, что произойдет в любом случае применения Описанное теории; o шестой и седьмой представляют то, кто способен планировать деятельность большого коллектива людей на срок более 10 лет Соотношение структуры управления и структуры способностей В реальной социальной деятельности необходимо сочетание людей с различными типами способностей Например, в сфере управления производством и в военной области люди со способностями 1-й группы пригодны для использования на должностях бригадиров (ефрейторов, Капралов) Из индивидуумов 2-й группы могут формироваться кадры мастеров (Сержантов, старшин, унтер-офицеров) и руководителей производственных у частично (лейтенантов) Из работников 3-й группы могут формироваться кадры руководителей цехов и заводов с бесцеховой структурой управления (Капитаны) Из работников 4-й группы формируется Руководящий со стал подразделений и предприятий, имеющих развитую цеховую структуру (майоры) Работники 5-й группы Способны руководить предприятиями с корпусной и филиальной структурами, имеющими широкую самостоятель ность, с количеством работников до 5-6 тыс. чел (полковники) Люди 6-й и 7-й групп составляют кадры высшего звена управления - руководителей крупных концернов, министерств, центральных ведомств (генерал ы), а также политическое руководство государства (маршалымаршалы). Люди с одинаковой группой способностей Должны занимать должности и соответствующее социальное положение на одном иерархических уровне [13] Расстояние между руководителями и непосредственным подчиненного ными при этом не должно превышать одной группы Выявленные различия в группах способностей могут быть использованы при формирования оптимальной организационной структуры социальных организаций и общнос тей На Этой же основе определяется оптимальное количество ступеней социальной управлениния. Однако следует отметить, что отнесение индивидуумов к тому или иной группе специальных способностей не может быть пожизненным или даже длительным Специальные способности в еще большей степени, чем общи ие, зависят не только от врожденных свойств, но и от уровня образования, стремления к саморазвитию, от инициативы, профессионального и социального опыта Вместе с тем проблема количественного и качеств энного измерения специальных способностей и классификации должностей по уровню требований, предъявляемых к способностям человека, актуальна в любом Типе общества и в любой исторический периоод. Продвижение людей в социальной иерархии должно осуществляться с учетом их общих, и особенно специальных, способностей с тем, Чтобы наиболее Одаренные могли быть своевременно выявлены и эффективно испо ользованы При этом людям с конкретно-чувственным способностями предпочтительнее управлять машинами, вещами, т е техническими системами работники с конкретно-умозрительнымы способностями более приключений ны для непосредственного руководства людьми и социальными системами в целом, люди, способные к абстрактному мышлению, - для социального проектирования и прогнозирования, научной работы и просветительс кой деятельности [13] Иными словами, каждая сфера общества - материальная, политическая, духовная - требует наличия и развития определенного типа как общих, так и специальных способностей Соотношение РАЗЛИчНЫХ групп способностей с уровнями социального управления и социальными слоями приведены в табл 5бл. 5.2. Таблица 52 Соотношение ГРУПП СПОСОБНОСТЕЙ С уровнем социально УПРАВЛЕНИЯ
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |