Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы социальной стратификации




На наш взгляд, помимо множества социальных факторов, формирующий социальную иерархию (семья и наследственное положение, образование и воспитание, профессия и квалификация, политические симпатии и экон номические интересы), существуют и другие, более естественные причины, коренящиеся в глубине человеческой природ.

Уровни социальной иерархии

Рассмотренные концепции социальной стратификации и мобильности позволяют отметить, что структура социальной иерархии, ее \"этажность\" и конфигурация существенно не изменяются при переходе от одного типа па общества к другому, от одной общественной сферы к другой, от социального института к социальной организации и т д Так, в религиозно-духовной сфере глава церкви (папа римский, патриарх) управляет еп ископамы и архиепископ, которыми подчинены рядовые священнослужители (пасторы, священники, монахи) В военной области генералитет (маршалы и генералы) управляет старшими офицерами (полковниками и май Орам), которыми подчинены младшие офицеры (Капитаны и лейтенанты) В промышленных отраслях руководители высшего звена (министры, президенты корпораций) управляют \"средним\" звеном (директорами предприят ий), которому подчинены низовые руководители (начальники участков, цехов, отделовчастков, цехов, отделов).

То же происходит в масштабах обществ различна типа, где звенья социального управления с неизменным постоянством выстраивают трехуровневую пирамиду: систему высшей инстанций государственное власти (п правительство и центральные учреждения), систему власти среднего уровня, образованную бюрократией РАЗЛИчНЫХ рангов вплоть до муниципальных властей; микроуровень власти, охватывающий непосредственное р уководство отдельнымы людьми и социальными группам.

Приведенная структура власти свойственна не только различным типам обществ, историческим периодам и общественным сферам, но и социальной стратификации в целом, где выделяются три основных слоя (страты ы, класса, пласта) - высший, средний и рабочий, по Э. Гидденсу; класс собственников, \"стяжательный\" класс и социальный класс, по М Веберу; классы высокопоставленных профессионалов, \"полупрофессионалов\" и \"трудовой\", по П Сорокину; касты брахманов, кшатриев и вайшьи по древнеиндийской иерархии (шудры ни были потомками покорения населения и поэтому представляли собой отдельную касту, отличную от трех второй каст завоевателей, \"дважды рожденных\") (подробнее см часть I); духовенство, аристократия и \"третье сословие\" по средневековой иерархии и т д Такое постоянство в повторении социальной структуры должно иметь под собой также определенную естественную основу, формирующую закономерность стратификации РАЗЛИчНЫХ социальных общносономерность стратификации различных социальных общностей.

трехуровневая структура власти и социальной стратификации в целом представляет собой Лишь наиболее общее строение социальной пирамиды, поскольку в каждом основном слое различают еще и другие уровни Да а, П Сорокин в \"трудовом\" классе выделяет классы квалифицированно, полуквалифицированного и неквалифицированном труда, в классе \"полупрофессионалов\" - мелких собственников и служащих, в \"верхнем\" классе - высший официальных лиц и крупных бизнесменов М Вебер в своей классификации среды \"стяжательного\" класса различает предпринимателей, лиц \"свободных\" профессий и наиболее квалифицированных рабо чих, а среды социального класса - мелких собственников, техническую интеллигенцию, рабочий класс Э. Гидденс высший класс подразделяет на владельцев \"старых\" и \"новых\" денег, средний - на менеджеров, ср едних бизнесменов и конторских персонал, рабочий класс - на \"рабочую аристократию\" и недостаточно квалифицированных Иными словами, в РАЗЛИчНЫХ классификации социальной иерархии кроме основной трехуро вневой (высший, средний и низший классы) прослеживается дополнительная многоуровневая структура, общая \"этажность\" которой в РАЗЛИчНЫХ авторов достигает, как правило, 6-7 ступеней Естественным основан ием повторяющейся \"этажносты\" социальной пирамиды кроме общественных факторов воспитания, образования, профессионального, экономического и политического положения могут выступать также факторы психолого гического содержания, к которым относятся прежде всего задатки и способности выступать также факторы психологического содержания, к которым относятся прежде всего задатки и способности.

Структура способностей

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека, составляющие природную основу развития его способностей [70] Психология, как известно, различает общие и с специальные способности Общие способности отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности, специальные - более узкой кругу требований тот или иной деятельности К общим способностям относя тся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей - художественному, мыслительного и среднему Рассматриваемая типология связана с учением И Павлов а1, в соответствие с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличие в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй, связанной с \"сигнализацией\" ЭТИХ обр азов посредством слова Относительное преобладание сигналов первой системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй - мыслительный тип, ра вное их представительство - средний тип людей [70й тип людей [70].

Трем основным типам способностей, поскольку они отражают прежде всего общеинтеллектуальные возможности человека, в определенной степени соответствуют три вида мышления - наглядно-действенное (связанно ое с практическими действиями), наглядно-образное (связанное с образами, восприятием и представлениями) и отвлеченное (в форме абстрактных понятий и рассуждений) [70] Виды мышления соотносятся как с о бщимы способностями, так и со специальными, в которых некоторые исследователи, например зарубежные социологи Э. Джекс и В Браун, различают семь уровней, что соответствует \"этажносты\" многих современных концепций социальной стратификации [13]фикации [13]:

o первый - конкретно-чувственный - определяется тем, что для выполнения работы человеку нужен физический предмет объекта задачи Такой человек способен предвидеть результаты своей деятельности и планир ровать свою работу на срок до двух месяцев;

o второй - конкретно-образный Такие люди могут работать на основе воображаемой картины физического предмета Они могут планировать, размещ, направят работу людей первой группы Они также Способны п планировать собственную деятельность на срок до трех месяцевев;

o третий - конкретно-умозрительный - определяется способностью многопланово восприятия предметов Такие люди могут оперировать НЕ только простыми, но и сложными понятиями, реагировать на нарушения фу ункционирования определенной системы, принимать участие в ее настройке и регулировке Эти люди Способны планировать свою работу на годд;

o четвертый, представитель которого Способны к абстрактному моделированию без связи и привязки к конкретному предмету;

o пятый составляют то, кто способен создавать теории и планировать свою деятельность на срок до 10 лет Речь идет о способности разрабатывать различные инструкции, методики, применимы к широкому кругу в конкретных явлений, в способности предвидеть, что произойдет в любом случае применения Описанное теории;

o шестой и седьмой представляют то, кто способен планировать деятельность большого коллектива людей на срок более 10 лет

Соотношение структуры управления и структуры способностей

В реальной социальной деятельности необходимо сочетание людей с различными типами способностей Например, в сфере управления производством и в военной области люди со способностями 1-й группы пригодны для использования на должностях бригадиров (ефрейторов, Капралов) Из индивидуумов 2-й группы могут формироваться кадры мастеров (Сержантов, старшин, унтер-офицеров) и руководителей производственных у частично (лейтенантов) Из работников 3-й группы могут формироваться кадры руководителей цехов и заводов с бесцеховой структурой управления (Капитаны) Из работников 4-й группы формируется Руководящий со стал подразделений и предприятий, имеющих развитую цеховую структуру (майоры) Работники 5-й группы Способны руководить предприятиями с корпусной и филиальной структурами, имеющими широкую самостоятель ность, с количеством работников до 5-6 тыс. чел (полковники) Люди 6-й и 7-й групп составляют кадры высшего звена управления - руководителей крупных концернов, министерств, центральных ведомств (генерал ы), а также политическое руководство государства (маршалымаршалы).

Люди с одинаковой группой способностей Должны занимать должности и соответствующее социальное положение на одном иерархических уровне [13] Расстояние между руководителями и непосредственным подчиненного ными при этом не должно превышать одной группы Выявленные различия в группах способностей могут быть использованы при формирования оптимальной организационной структуры социальных организаций и общнос тей На Этой же основе определяется оптимальное количество ступеней социальной управлениния.

Однако следует отметить, что отнесение индивидуумов к тому или иной группе специальных способностей не может быть пожизненным или даже длительным Специальные способности в еще большей степени, чем общи ие, зависят не только от врожденных свойств, но и от уровня образования, стремления к саморазвитию, от инициативы, профессионального и социального опыта Вместе с тем проблема количественного и качеств энного измерения специальных способностей и классификации должностей по уровню требований, предъявляемых к способностям человека, актуальна в любом Типе общества и в любой исторический периоод.

Продвижение людей в социальной иерархии должно осуществляться с учетом их общих, и особенно специальных, способностей с тем, Чтобы наиболее Одаренные могли быть своевременно выявлены и эффективно испо ользованы При этом людям с конкретно-чувственным способностями предпочтительнее управлять машинами, вещами, т е техническими системами работники с конкретно-умозрительнымы способностями более приключений ны для непосредственного руководства людьми и социальными системами в целом, люди, способные к абстрактному мышлению, - для социального проектирования и прогнозирования, научной работы и просветительс кой деятельности [13] Иными словами, каждая сфера общества - материальная, политическая, духовная - требует наличия и развития определенного типа как общих, так и специальных способностей Соотношение РАЗЛИчНЫХ групп способностей с уровнями социального управления и социальными слоями приведены в табл 5бл. 5.2.

Таблица 52 Соотношение ГРУПП СПОСОБНОСТЕЙ С уровнем социально УПРАВЛЕНИЯ


 

 
Тип общих способностей Вид мышления Группа специальных способностей Уровень специальных способностей Характеристика групп способностей Горизонт планирования Возможное использование Уровень социального управления  
Производство, политика Армия Наука, образование  
Художественный Наглядно-образное Первая Конкретно-чувственный Необходимо физическое присутствие объекта задачи До 2 мес бригадиры Капралы (старшие солдаты) Лаборанты Низший  
Вторая Конкретно-образный Достаточно воображаемой картины объекта задачи До 3 мес Мастера, начальники участков, небольших цехов Унтер-офицеры (сержанты, старшины), лейтенанты методисты, преподаватели  
Средний Наглядно-действенное Третья конкретных но-ус-зрительный Многоплановое восприятие, оперирование простыми и сложными понятиями К года Начальники крупных цехов Директора небольших предприятий Капитаны Майоры В. преподаватели, зав секторами Доценты  
Средний  
мыслительные Отвлеченное Четвертая Абстракт- но-моде- лирующий абстрактное моделирование без привязки к конкретному предмету До 5 лет Главные специалисты, директора средних предприятий Майоры, подполковник Деканы, руководители научных подразделений  
Пятая Теоретический Способность разрабатывать методики и создавать теории До 10 лет Директора крупных предприятий Полковники Профессора  
Шестая прогностически Способность прогнозировать деятельность больших групп людей Более 10 лет Президенты корпораций, министры Генералы Проректоры, ректоры вузов Высший  
Седьмая Предвиденчес-кий Способность предвидеть последствия принимаемых решений в длительной перспективе Несколько десятилетий Руководители правительств и государств Маршалы Президенты научных академий  

 

Тип общих способностей Вид мышления Группа специальных способностей Уровень специальных способностей Характеристика групп способностей Горизонт планирования Возможное использование Уровень социального управления  
Производство, политика Армия Наука, образование  
Художественный Наглядно-образное Первая Конкретно-чувственный Необходимо физическое присутствие объекта задачи До 2 мес бригадиры Капралы (старшие солдаты) Лаборанты Низший  
Вторая Конкретно-образный Достаточно воображаемой картины объекта задачи До 3 мес Мастера, начальники участков, небольших цехов Унтер-офицеры (сержанты, старшины), лейтенанты методисты, преподаватели  
Средний Наглядно-действенное Третья конкретных но-ус-зрительный Многоплановое восприятие, оперирование простыми и сложными понятиями К года Начальники крупных цехов Директора небольших предприятий Капитаны Майоры В. преподаватели, зав секторами Доценты  
Средний  
мыслительные Отвлеченное Четвертая Абстракт- но-моде- лирующий абстрактное моделирование без привязки к конкретному предмету До 5 лет Главные специалисты, директора средних предприятий Майоры, подполковник Деканы, руководители научных подразделений  
Пятая Теоретический Способность разрабатывать методики и создавать теории До 10 лет Директора крупных предприятий Полковники Профессора  
Шестая прогностически Способность прогнозировать деятельность больших групп людей Более 10 лет Президенты корпораций, министры Генералы Проректоры, ректоры вузов Высший  
Седьмая Предвиденчес-кий Способность предвидеть последствия принимаемых решений в длительной перспективе Несколько десятилетий Руководители правительств и государств Маршалы Президенты научных академий  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.