Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Восстановление прав разума: экономическая точка зрения зрелого средневекового общества




Ослабление эсхатологических ожиданий и усиление интереса к экономике. Активизация и усложнение хозяйственной деятельности. Выдвижение торговца на авансцену социальной жизни.

Социальная и экономическая мысль средневекового общества перед лицом накапливающихся проблем (аномалий). От трехчастной к более сложной модели общества. Пересмотр роли торговли и торговца. Оправдание рынка и его институтов.

Анализ индивидуального поведения в средневековой литературе: переосмысление соотношения разума и воли.

Схоластика как союз богословия, философии и науки. Структура схоластических текстов как ключ к пониманию средневековой экономической парадигмы.

 

Примерно после 1000 года начинается яркий цивилизационный взлет христианского мира. Растут население и экономика, усложняется ее структура, как и структура общества, возрождаются города и торговля, происходит подъем искусства и культуры. Наступает «золотой век» схоластики, представлявшей собой единство богословия, философии и науки. Схоласты совмещали служение Церкви с преподаванием в университетах и писали как теологические трактаты, так и научные сочинения. Иногда элементы научного, в частности, экономического, анализа содержались непосредственно в богословских «Суммах». К XIII веку преодолевается представление о разуме как прислужнике веры; его права восстанавливаются вплоть до того, что за истинами, добытыми научным путем, признается право на существование, даже если они расходятся с тем, что говорит Писание. Аристотель, к этому времени заново «открытый», приобретает необыкновенную популярность, аристотелизм буквально пронизывает схоластическую литературу.

Великим энтузиастом учения Аристотеля был выдающийся философ Высокого Средневековья итальянец Фома Аквинский (1225 – 1274), о котором Шумпетер прекрасно сказал, что его «Сумма теологии» занимает такое же место в истории мысли, какое западный шпиль собора в Шартре занимает в истории архитектуры. (Схоластика и готическая архитектура, действительно, тесно связаны между собой во многих отношениях; этой связи посвящен целый ряд исследований.)

Схоластический метод, как он представлен в «Сумме теологии» св. Фомы, состоит в формулировке вопроса, выдвижении и детальном обсуждении возможного ответа, который затем отклоняется, и повторении этой процедуры с еще несколькими вариантами ответа вплоть до окончательно принимаемого. Современная научная культура многим обязана схоластике, начиная от традиции педантичного цитирования источников. (Вообще говоря, обсуждение в данном контексте схоластики требует отрешения от стереотипного представления о ней как об исключительно пустых словопрениях на надуманные темы, например, о том, какого пола ангелы, хотя подобные темы тоже обсуждались.)

Св. Фома предложил интересное соединение схем индивидуального поведения, предложенных Аристотелем и Блаж. Августином. В его синтезе присутствует августинианская «воля», но она подчинена разуму. Разум играет критическую роль, потому что на него возложена функция выбора. Таким образом, Фома Аквинский вновь ввел в европейскую интеллектуальную традицию принцип рационального выбора, который впоследствии сыграл центральную роль в разработке современной экономической теории.

У св. Фомы и его последователей нашлись и оппоненты. Так, школа Иоанна Дунса Скота продолжала настаивать на примате воли над разумом. (Отметим, что на богословском поле последователи св. Фомы – томисты – победили, так что томизм стал официальной доктриной католической церкви.)

У Фомы Аквинского мы встречаем и самое непосредственное обращение к экономической проблематике, исследование природы экономических институтов, таких, как собственность. У строгих христианских моралистов частная собственность находилась под подозрением. Действительно, при сотворении человека Создатель не наделил его частной собственностью. Не значит ли это, что данный институт противен естественному праву? Св. Фома берет на себя защиту частной собственности, обосновывая ее «соответствие природе». Частная собственность – полезное изобретение, полезное в том отношении, что человеку свойственно более заботливо относиться к тому, что принадлежит именно ему, чем к тому, что принадлежит сразу всем. При этом используется и такой остроумный аргумент: Создатель не наделил человека и одеждой; значит ли это, что ношение одежды противоестественно?

Фому Аквинского вряд ли следует представлять в качестве идеолога рыночной экономики. Обращаясь к коммерции, св. Фома указывал, что в ней есть «что-то низменное». Но он считал правомерным вознаграждение торговца в той мере, в какой его деятельность является общественно полезной и обеспечивает самому торговцу средства к существованию.

Доход от торговли, выходящий за эти рамки, трактовался схоластами как ростовщический. Взимание процента вызывало еще более решительное осуждение. Ростовщичество почиталось смертным грехом и многократно категорически запрещалось христианам церковными соборами. Фома Аквинский, опираясь на авторитет Аристотеля, писал: «Итак, деньги, согласно Философу, предназначались главным образом для целей обмена… Отсюда, по самой их природе, неправосудно брать плату за пользование деньгами, каковая плата известна как ростовщичество».

Цена, обеспечивавшая торговцу справедливое вознаграждение, трактовалась схоластами как справедливая. Св. Фома при рассмотрении справедливой цены воспроизвел теорию Аристотеля относительно справедливости в обмене. Дунс Скот (вероятно, первым в истории экономической мысли) связал справедливую цену с затратами денег и усилий. Некоторые схоласты высказывались за регулирование цен с целью поддержания их на справедливом уровне. Однако другие авторы, особенно представители поздней испанской схоластики XVI – начала XVII в., были склонны к экономическому либерализму: справедливая цена есть «цена математическая», но заранее она известна только Богу; людям ее исчислить не дано. Справедливая цена – это цена, которую генерирует свободный рынок. Вещь стоит столько, за сколько ее продают «обычно» (в общественном месте, многим, в течение нескольких дней). Такая цена выражает полезность и редкость товара в оценке общества.

Таким образом, поздние испанские схоласты (особенно Луис де Молина, Леонард Лессий и Хуан де Луго) выступали с позиций субъективной теории ценности, что делает их предшественниками маржиналистов XIX в., а их либерализм позволяет рассматривать их как предтеч Адама Смита. Перед нами, несомненно, вершинные достижения средневековой экономической мысли.

Добавим, что испанские экономисты продвинулись вперед и в понимании процента. Они рассматривали его как денежный феномен. В этой связи отметим общий прогресс, достигнутый в понимании природы денег, достигнутый поздними схоластами, и не только испанцами. Николай Орем (или Оресмий), выдающийся французский ученый XIV в. (он оставил важный след, в частности, в математике и механике) написал в середине столетия первый в истории трактат, посвященный исключительно экономической проблематике, а именно, феномену денег. Выступая в качестве советника короля, великий экономист (Орем заслуживает этой характеристики!) выступал против «порчи монеты», которую практиковало французское правительство. Значительных высот монетарная теория достигла в XVI веке, когда была сформулирована количественная теория денег. Среди ее пионеров был испанец Мартин де Аспилькуэтта, по прозвищу Наваррус, доминиканский священник и профессор нескольких университетов, включая университет Саламанки. (Формулировка количественной теории Наваррусом датируется 1556 годом.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.