КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Попытка икебаны
ВСЁ - В САДУ
ТОКИО - КОБО АБЭ, КИОТО - МИСИМА
В икебане - искусстве составления букета - три линии: Небо, Земля и Человек. Все остальное - фантазия на эти темы. Впрочем, все остальное вообще - тоже: Сан-Марко, уха, "Москва - Петушки", танго... А икебана - всемирный букет с японским оттенком: штрихи, отголоски, мимолетности. Впечатления. · Символ Японии - Фудзияму - я так и не видел, хоть забирался даже в горы. Думаю, это правильно. Правда, меня не спросили, просто не показали: Фудзияма вечно в облаках. Вот и Акутагава жалуется: "Даже в ясные дни, когда солнце освещает море и побережье, Фудзи все равно скрыта облаками..." Образ ускользает, что и задумано. Вообще идея недоговоренности - господствующая. В классическом искусстве Запада художник знает примерно столько, сколько умеет изобразить. В современном - часто знает меньше, чем умеет. У японского художника в запасе так много, что возникает комплекс неполноценности: сталкиваешься с чем-то превосходящим - интеллектуально, чувственно, духовно. Для Запада было откровением, что японец оставляет нетронутыми три четверти холста. Вот и Фудзияма не просматривается, а подразумевается. И не лучше же она, чем Казбек или Монблан. О Фудзияме, как и обо всей Японии, можно - и нужно - не знать, а догадываться. · В самолете "Japan Air Lines" стюардесс больше, чем на других линиях. Потом понимаешь, что это как в футболе: если команда лучше играет, кажется, что игроков у нее больше. Японки лучше играют, беспрерывно появляясь с подушками, журналами, чайниками. Но и с перебором: развалился на свободных местах - разбудили, чтоб сказать: мол, все в порядке, можно спать, будить не будут. Русскому, даже из Америки, ближе сервис ненавязчивый: не нравится - пошел... · Японский язык на слух - даже не шепелявый, а сюсюкающий. Нет чувства отклонения от нормы, как в польском. Скорее иная норма, очень знакомая, но посторонняя. Детская речь. При этом ясно, что это они - взрослые. И в чем смысл жизни, лучше нас догадываются, и красоту жизни куда лучше понимают. · Ощущение превосходства над желтой расой - которое все же из каких-то глубин слабо сигналит - основано только на их малом росте. Больше крыть ну совершенно нечем. И этот козырь исчезающий: в первый приезд я при своих средних 176 см заметно возвышался над уличной толпой; через десять лет - не так. Нация резко выросла, что подтверждает статистика. Открытость миру, начавшаяся всего столетие назад, побуждает быть равным в компании - в том числе и физически. Между прочим, что совсем уж приятно, женские ноги наглядно выпрямляются. · Мир потрясает быстрота и непринужденность, с которой японцы умеют заимствовать чужое: архитектуру, одежду, технологию, этикет. В такой легкости не усмотреть ли гордыню? Все равно "свое" неколебимо - так почему не принять чужое, не попользоваться? · Доставшийся им от Китая веер сделали складным. Сдвинули мировой круг до очертаний Фудзиямы, а там и вовсе до линии горизонта. Сворачивание пространства - эйнштейновская задача. Ему со своей хохмой нечего было ехать в Японию. Миниатюризация - как потом с доставшимся им от Америки транзистором. Покрутили в руках радиоприемник - и спрятали в кулак. · Книжная подготовка дает себя знать: шовинизм усматриваешь сразу. В самолете черный чай разносят в стальной лоханке, зеленый - в изящной керамике. Дискриминация, однако из подобострастия пьешь чужой зеленый. Он, правда, тут и вкуснее. Конечно, жалкий конформизм, но среди японцев так легко стать конформистом. Они создают поле, в которое вовлекаешься охотно и без принуждения. Я от беспардонности перехожу улицу по ситуации, а не по светофору не только в распоясанной Америке, но и в Германии, например. А тут послушно стоял на пустых перекрестках, дожидаясь зеленого света. Никто не осудит - корректность безупречная, - но есть ощущение, что окружающие умрут, если двинешься на красный свет. Даже не от стыда или страха за тебя, а просто перед лицом не имеющего названия ужаса. · Китайцы в здешнем аэропорту - как русская группа в нью-йоркском: вроде бы такие же, но держатся вместе, одеты добротно и одинаково, говорят вполголоса, паспорта вынимают разом, все вдруг. · Странно в экзотической стране ощущать себя самого экзотикой. Крупногабаритность и борода привлекают здесь не меньше внимания, чем черная кожа на Тамбовщине. Школьники, которых по учебной программе толпами водят в монастыри и храмы, хотят вместе сняться, просят автографы, тянут руки: "Хансаку! Хансаку!" (handshake) - для них своя экзотика рукопожатий. Издалека машут: "Сана Коса! Сана Коса!" (Санта Клаус). Все же приятнее, чем Карл Маркс, с которым беспрерывно сравнивают на родине. · За все время видел три-четыре бороды. Мелкие, редкие, вроде старого бритвенного помазка: будто носитель бороды напоминает остальным о долге гигиены. Характерный двойной слой - буквальный и символический: парикмахерский буддизм. · Искал маску по себе. В театре Но есть маска удовлетворенности и жизнерадостности - отафуку, посмотрел: цвет бледный, выражение постное. В основе такого дикого, на наш взгляд, парадокса - правило: эмоции твое личное дело, не выноси на обозрение. Больше подошла маска кукольного театра Бунраку - тярикуби: рожа круглая, нос картошкой, со всеми в ладах, рот полуоткрыт от любопытства и готовности все попробовать. · Отношение к еде как к красоте. Красоте рукотворной. Не только в подаче, в подготовке тоже. Самая, наверное, дорогая говядина в мире - "мраморное" мясо из Кобе. Корове подносят пиво, делают ей массаж. А ведь методика когда-то и России была ведома. Как Петр Петрович Петух уговаривает Чичикова отведать теленка: "Два года воспитывал... ухаживал, как за сыном!" · Отрадный сердцу рыбный разгул. На каждом углу - суши: сырая рыба с катышком вареного риса. Теплое русское название. Поговорки: "У стен есть суши", "Не видать, как своих сушей", "Жопа с сушами", "Получишь ты от... суши". Рождается интернациональная близость. · Кажется, все-таки ситуация безнадежна. Есть суши, завернутые в листья хурмы: листья не едят, но рыба и рис прихватывают тонкий особый аромат. Бывают и листья бамбука, гингко, персика: аромат различается. Не дорасти! · В забегаловках полно поварих, но в суши-барах - только мужчины. У женщин температура тела чуть выше, что на суши сказывается. Как насчет разогретых к концу недели котлет - очень ведь вкусно. · Цивилизация - мужская, культура - мужская, но великие образцы прозы создали тысячу лет назад женщины: романная проза Мурасаки Сикибу - "Сказание о Гэндзи", эссеистическая проза Сэй Сенагон - "Записки у изголовья". В те времена мужчины писали по-японски только стихи, а прозу - на китайском языке, который был чем-то вроде латыни в Средневековье. Японки и подсуетились. · "Записки у изголовья", "Записки от скуки" - поразительные по современности звучания. Как современны Монтень или Розанов. Жанр именуется дзуйхицу - "вслед за кистью". Как пойдет рука, как поведет. "Вслед за пером" - сказали бы мы. Прихотливо, свободно, легко. Господи, вот как надо. Мне ведь еще проще, еще прихотливей, у меня "Макинтош" - вслед за мышью. · Акутагава с восторгом пишет о том, как молодой Гюго случайно оказался владельцем большого количества бумаги и чернил - и на следующий день взялся за первый большой роман. Чисто японский побудительный мотив: от конкретного - к абстрактному, от единичного - к множественному, от материального - к трансцендентному. Так - получив в подарок стопу бумаги - начала свои записки Сэй Сенагон. Но в случае Гюго импульс все-таки сомнительный. · В английском отделе книжного магазина "Марудзен" - трехтомная "История японской литературы". Том первый - "Первая тысяча лет". · "Мы не способны написать ничего, что не было бы известно всем". В словах Акутагавы нет привкуса горечи и отчаянной отваги, который ощущался бы, произнеси это западный интеллектуал. Поиск формы - не усталость мысли, а ее наилучшее употребление. Преклонение японцев перед формой поражает, но тут нельзя давать себя в обиду. Тот же Акутагава вспоминает: "...Я как-то полюбил женщину, но стоило мне увидеть, как некрасиво пишет она иероглифы, и любовь моментально улетучилась". А я как-то шел с девушкой к ней домой, и уже у самой двери она сказала: "Пинжак на тебе весь мокрый". Я попрощался и ушел. Молодой был, еще моложе, чем Акутагава, когда он написал такое. Жалею до сих пор. · Торжество формы совсем уж эфемерной - упаковка. Заворачивание любой покупки в магазине - священнодействие. Артистизм на уровне Дюшана или Христо, которых они предвосхитили на века. Идея упаковки - ничто не может быть вне контекста. Упаковка культуры. · Маска, оболочка, поверхность, которую нам вольно считать поверхностностью, - но из этого состоит жизнь. В конечном счете из "здрасьте-извините", а в разведку, может, никогда пойти не придется. Да и неохота. · Человек должен ощущать себя в системе координат. Поговорка: "Торчащий гвоздь следует забить". Народная идея конформизма. Исключение из группы - как потерянность в мире. В упакованной культуре ориентироваться легко. · Апрель - цветение вишни-сакуры. Сплошь бледно-розовые лепестки над головой и под ногами - ощущение не то райское, не то зимнее. Каждый японец знает, куда и когда надо пойти, чтобы в самое благоприятное время дня под самым выгодным углом смотреть на сакуру и под ней фотографироваться. Вообще все народы особенно любят цветение плодовых деревьев - должно быть, подспудно нравится, что они растут не только для поглядения, но для варений и компотов. Правда, сакура, хоть и вишня, ягод не дает - опять японцы выходят красивее. · Ноябрь - бешеное цветение хризантем: цветов избыточных, компенсирующих пышностью осеннее увядание. Впрочем, до увядания еще далеко - стоит "золотая осень", которая здесь скорее красная, и на эту роскошь специально в известные места выезжают миллионы по всей стране. Идет каннадзуки - десятая луна. Так уж повезло, что я был в Японии в самые красивые месяцы - в апреле и ноябре. · Упаковочная культура побуждает потреблять ее в концентрированном виде. Это как с утренней зарядкой: день напролет стекаешь с кресла всеми частями тела, а утром четверть часа дрыгаешь ногами. Так и красотой можно любоваться в определенных для этого местах и в строго отведенное время. Так жилое здание может быть уродливым, а крохотный садик за кухонным окном - прекрасным. Гомеопатические дозы красоты. · В целом наша презумпция: когда много - это хорошо, плохо - это когда мало. В Японии понимаешь, насколько нелеп такой подход. "Вообще, все маленькое трогает своей прелестью", - говорит Сэй Сенагон. "Никто не жалеет мгновений", - сказано в "Записках от скуки". Вот они-то и жалеют. Умеют жалеть. · Японцы фотографируют(ся) не только за границей. Снимают друг друга на фоне железобетонных конструкций, глухих заборов, пивных автоматов. В самолете мужчина приник с аппаратом к иллюминатору. Сосед оторвался от книги, встревоженный вспышками: что снимают - птицу, русский истребитель, знакомого? Страсть к фотографированию была, разумеется, заложена в японце задолго до изобретения Дагера - душевный импрессионизм, стремление к фиксации мига. В основе их эстетики - красота быстротечности. Любовь к самому мимолетному из цветений - сакуры. Доблесть умереть молодым. Краткость трехстишия-хокку. Стремительный полет камикадзе. Беглый мазок кисти. Внезапное застывание актера Кабуки. Фотография. Попытки остановить мгновение.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |