Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 4 страница




Gender identity disorder (англ.)

Литература:

Белкин А. И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. М.: Олимп, 2000. 432 с.: <http://1001.vdv.ru/books/belkin/>
Бухановский А. О. Синдром отвергания пола: клиническая разновидность в тактике лечения и реадаптации // Вопросы клинического лечения и профилактики сексуальных расстройств. М., 1993. С. 103-105.
Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп, 1998. 496 с.: <http://russia.bl.ru/materialy/kon-svet-1.shtml>

Гендерная дифференциация оплаты труда - разница в оплате труда женщин и мужчин. Она всегда имеет перевес в пользу последних и наблюдается во всех регионах мира на протяжении всего ХХ века. Вариации между странами колеблются от 75% до 30%. В Германии женщина зарабатывает в среднем 70% от заработков мужчины. Это означает, что ей нужно трудиться 15 с половиной месяцев, чтобы получить столько, сколько получает мужчина за один год. В США работающие женщины средних лет зарабатывают чуть больше - 74%. Причем наряду с полом важной детерминантой размеров заработка является возраст женщины. Те из них, кто достиг 50 лет и старше, могут рассчитывать только на 65% заработков мужчин. То есть, после нескольких лет сближения, гендерный разрыв в оплате труда снова увеличивается. Средние заработки афроамериканок никогда не поднимаются выше 65%, у латиноамериканок они падают до 57%, у российских женщин, по оценкам ВЦИОМ, на 1999 г. они составляют всего 45% от мужских. Еще хуже дело обстоит во многих мусульманских регионах, где женщинам не удается получать даже треть мужских доходов. Статистические данные свидетельствуют, что каждый рождающийся у женщины ребенок снижает ее заработки.

Гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим среди самых доходных и высокопрофессиональных групп. При этом женщины по-прежнему не могут пробиться в сферу высшего менеджмента. И в США, и в Германии доля женщин, занимающих президентские посты в самых крупных компаниях, составляет вот уже много лет менее 3%. Правда, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что феминизация занятости открыла лучшие возможности для ряда женщин в среднем менеджменте в торговле и финансах. И все-таки в этих сферах их всего 30% в Европе и 40% в США. Они фактически "застряли" на этом должностном уровне и не могут пробиться сквозь " стеклянный потолок ".

Законодательство же о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин работает только в общественном секторе экономики, а в частном оно не действует.

Gender earning differentiation, gender earnings gap (англ.)

Литература:

Crompton R. and Sanderson R. Gendered Jobs and Social Change. London: Unwin Hyman, 1990.
Hakim C. Segregated and integrated occupations: a new framework for analysing social change // European Sociological Review. 1994. 9(3). P. 289-314.
Humphries J. and Rubery J. The legacy for women's employment: integration, differentiation, and polarization // J. Michie (ed.). The Economic Legacy 1979-1992. London: Academic Рress, 1992. P. 236-254.
Polachek S. W. Human Capital and the Gender Earnings Gap // Kuiper E., Sap J. (eds.). Out of the Margin - Feminist Perspectives on Economics. London & New York. 1995. P. 61-79.

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.

Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности).

Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.

С точки зрения Л. Колберга, формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности (Кон И. С.). Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма - принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х.). Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Gender identity (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. N 2. С. 152-158.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. N 1. С. 131-143.
Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. N 3. С. 165-171.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1999.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 135-141.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
Смелзер Н. Дж. Социология // Социологические исследования. 1992. N 8. С. 101-113.
Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.
Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера. Гендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН. СПб. 1997. С. 94-124.
Хасин В. И.. Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 32-39.
Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 2000.
Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

Гендерная идентичность инвалидов. Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема гендерной идентичности в связи с инвалидностью практически не затрагивалась в социальных исследованиях, а на Западе эта тема попадает в поле академической дискуссии в 1980-е гг. под влиянием социальных движений (Oliver; Fin, Asch; Morris; Murphy; Ярская-Смирнова).

С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому - это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис.1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности, ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

Рис.1. Обозначения общественных туалетов: для женщин, для мужчин, для инвалидов

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100% безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты (см. Стигма "инвалидной" сексуальности).

Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. В свою очередь, на пересечении смысловых полей популярных образов маскулинности и инвалидности образуются ролевые несоответствия и формируются конфликтующие идентичности. Именно этот конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, апеллирующей к имиджу инвалидности в поисках метафоры слабости, зависимости, уязвимости, потери мужественности (Shakespeare). Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.

М. Оливер интерпретирует отличие, испытываемое инвалидами, как следствие маргинализации (см. Маргинальность) и социального исключения. Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и "здоровых" в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения (Oliver, Iarskaia-Smirnova). Называя, давая новые характеристики событиям, люди с инвалидностью оформляют свою идентичность и определяют реальность своей жизни через гибкость и сопротивление. Речь идет о политике интерпретации, политике символического самоопределения (см. Феминистская социальная работа). В мире растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в масс-медиа и искусстве, репрезентациям инвалидности как объекта милосердия и благотворительности; в исследованиях, средствах массовой информации и художественной литературе делается акцент на жизненной силе и энергии инвалидов, их индивидуальных, гендерных и "расовых" отличиях, культуре и солидарности, достижениях и биографических ресурсах.

Будучи объектом социального контроля и конструирования, гендерная идентичность инвалида становится ресурсом сопротивления нормирующим стереотипам. Подчеркнутые женственность у женщин (слабость, привлекательность, феминный стиль одежды) или маскулинность у мужчин (спортивные, интеллектуальные достижения, технологии и механизмы) - один способ сопротивления. Другой способ сопротивления "инвалидизирующему" дискурсу - это формирование солидарности с угнетенными - инвалидами, другими меньшинствами и женщинами. О тех, кто использует стигму отверженного и униженного в качестве "ваучера" для позиционирования себя как нищего и попрошайки, можно услышать от других инвалидов, что он (или она) "сломался", "опустился". В странах Восточной Европы, бывших республиках СССР таких инвалидов можно увидеть на центральных площадях и улицах крупных городов, и здесь гендерная идентичность уходит на второй план, т. к. окружающие в первую очередь должны воспринимать их как несчастных калек. В России среди таких нищих преобладают мужчины, "рабочая одежда" которых предполагает элемент камуфляжной формы, апеллирующий к их реальному или виртуальному доблестному прошлому. В этих случаях гендерная идентичность все же играет свою роль в культурном капитале, который предполагается обменивать на милосердие окружающих.

Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Социальные изменения и самоутверждение придают форму биографиям и идентичностям инвалидов в социальных контекстах времени и пространства, пола и класса, сервисов и социальных сетей поддержки.

Gender identity of people with disabilities (англ.)

Литература:

Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. N 4.
Campling J. (ed.). Images of Ourselves - Women with Disabilities Talking. London: Routledge and Kegan Paul, 1981.
Fine M. and Asch A. Disabled Women: sexism without the pedestal // Deegan M. and Brooks M. (eds.). Women and Disability: the Double Handicap. New Brunswick: Transaction Books, 1985.
Morris J. Gender and Disability // Swain J. (ed.). Disabling Barriers, Enabling Environments. London: Sage, 1993.
Morris J. Pride Against Prejudice. London: The Women's Press, 1991.
Murphy R. The Body Silent. London: Phoenix House, 1987.
Oliver M. Disability and Dependency: A Creation of Industrial Societies // Barton L. (ed.). Disability and Dependency. London, New York, Philadelphia: The Falmer Press, 1989. P. 6-22.
Oliver M. The Politics of Disability. London: Macmillan, 1990.
Shakespeare T. Power and Prejudice: Issues of Gender, Sexuality and Disability // Barton L. (ed.). Disability and Society: Emerging Issues and Insights. Essex: Longman, 1996. P. 191-214.
Iarskaia-Smirnova E. Social Work in Russia: Professional Identity, Culture and the State // Lesnik B. (ed.). International Perspectives of Social Work. Brighton, Pavilion Publishing. 1999. P. 31-44.

Гендерная идентичность творческой личности обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андрогинной. "Загадка" творящей личности каждого пола издавна волновала исследователей.

В работах, которые касаются творчества вообще, или рассматривают в целом вопрос о гендерных особенностях человеческих способностей, можно обнаружить важные идеи, характеризующие творчество в гендерном контексте (Ницше, Шопенгауэр, Вейнингер, Булгаков, Бердяев, Вышеславцев, Флоренский, Соловьев, Хамитов, Вяч. Иванов, Розанов). Среди основных идей следует отметить обоснование связи творчества с Эросом, и вместе с тем - подчеркивание гениальности мужского начала в творчестве. Эти идеи находятся в известном противоречии. Достаточно определенно это противоречие можно заметить у О. Вейнингера, который последовательно обосновывает бисексуальность человека - с одной стороны, а с другой - считает, что женщина лишена многих качеств мужчины и потому не способна быть гениальной. К. Г. Юнг же считает, что психология творческого индивида - это собственно женская психология, но, вместе с тем, в его работах можно проследить взгляд на необходимость для мужчины женской части души, а для женщины - мужской. Известен взгляд Н. А. Бердяева, который утверждает, что женщина является вдохновительницей творчества мужчины: "Мужчина всегда творит во имя Прекрасной Дамы,... она вдохновляет его на подвиг и соединяет с душой мира".

А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер, Н. А. Бердяев, Вяч. Иванов обосновывают взгляд на гениальность - как мужской, а талантливость - как женский феномен. Но у многих из этих философов можно проследить мысль о необходимости соединения двух начал в творчестве (Бердяев, Булгаков, Вл. Соловьев, Вяч. Иванов, Франк и др.). Так, С. Н. Булгаков полагает, что разгадка творчества в "… имманентной брачности человеческого духа".

Исследования литературных источников о жизни художников (Леонардо да Винчи, П. Пикассо, С. Дали, З. Серебрякова, М. Башкирцева) позволяют сделать вывод, что для творчества важна андрогиния, обретение которой возможно при идентификации мальчика преимущественно с матерью или другими личностями женского пола в окружении будущего творца, а девочки - с отцом. Исследователи одаренных детей отмечают, что они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для собственного пола, так и для противоположного (психологическая андрогиния). Творчески одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися женскими, - интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие, традиционно считающиеся мужскими, качества - независимость, самоутверждение, честолюбие. Вместе с тем, исследования позволяют сделать вывод, что для успешности творчества в личности должны взаимодополняться мужское и женское начала. Творческие личности отличаются тем, что при решении задач пользуются обоими полушариями мозга, т. е. обладают холистическим мышлением (Л. С. Выготский, Дж. Гауэн, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Э. Боно, Р. Б. Хайкин, Д. Ландрам).

Условия становления женской и мужской идентичностей не тождественны. Женская сущность формируется менее конфликтно, чем мужская. Для формирования маскулинного (см. Маскулинность) мужчины важна отдаленность от матери. Изначальная протоженственность обоих полов (Р. Столлер) способствует формированию необходимой для творчества андрогинии у мальчика, выраженность проявлений противоположного пола у которого будет большей, чем у девочки, что поможет приобретению мальчиком интуитивности, чувственности, эмоциональной экспрессивности и других, стереотипно считающихся женскими, качеств. А достаточно жесткие социокультурные требования к мужской модели поведения помогают мальчику сохранить и усилить в период окончательного становления идентичности мужские личностные проявления. Для девочки же изначальная протоженственность и последующая близость с женственной матерью и окружением своего пола, не отличающимся личностными проявлениями, стереотипно считающимися мужскими, способствуют становлению фемининной (см. Фемининность) женщины, но оказывают негативное влияние на становление женщины как активной и независимой личности, способной реализоваться в творчестве, особенно гениальном. В то же время, близость с отцом, идентификация с ним позволят девочке приобрести независимость, активность, необходимые для реализации в творчестве, но сделают ее более логичной, менее чувственной, а значит, успешной в мыслительной деятельности, а не в художественном творчестве. Или же творчество ее будет талантливым, так как психологами доказано, что чрезмерная интеллектуализация способствует адаптивности, а значит, творчество при этом будет служить современности. Протоженственность затруднит для многих девочек приобретение качеств, необходимых для реализации в гениальном художественном творчестве. Для того, чтобы одаренная девочка сохранила потенциал в творчестве, особенно гениальном, ей, по-видимому, необходимо идентифицироваться с обоими родителями.

Гений и талант - две различные категории (Вейнингер, Шопенгауэр, Бердяев, Вяч. Иванов и др.). Отличие гениальности от талантливости состоит не в высшей степени одаренности, а в открытии ранее неизведанных путей в творчестве и в осуществлении принципиальных сдвигов в той или иной сфере творческой деятельности. Талантливое творчество, связанное с традициями и существующее в пределах имеющихся смысловых рамок, опирается на то, что уже разработано культурой. Это творчество более свойственно женщинам, несущим от природы филогенетическую устойчивость, сохранение всего позитивного, что привнес мужчина, т. е. сохранение традиций. В гениальном же творчестве, где важно новаторство, более активен мужчина, отличающийся от природы филогенетической изменчивостью и приобретающий в процессе социокультурных воздействий "крылья", в отличие от женщин, которым при воспитании дают преимущественно "корни".

Но именно в точке творящего пола происходит изменение природного порядка (Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.). Творчески одаренный мужчина несет в себе преобладание женских свойств личности, при сохранении мужских. Способная к творчеству женщина также андрогинна, но преобладают у нее мужские качества личности. Необходимо также противоборство этих начал, которые, несмотря на свой неустанный антагонизм, как бы прикованы друг к другу, призваны к мирному сотрудничеству и согласованию. Именно в том, что творчески одаренная личность является андрогинной, что духовный пол сложен, а каждая личность представляет смешение стихий мужской и женской - причина творческой напряженности, гендерных истоков творческой деятельности. Чтобы любое творчество было реализованным, необходима интеграция всех граней человеческой личности и соединение вдохновения, фантазии, интуиции, опыта и мысли.

Gender identity of creative personality (англ.)

Литература:

Бердяев Н. А. Философия творчества. Т. 1. М., 1994.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.
Ницше Ф. Собр. соч. Том 1. М., 1990.
Шопенгауэр А. Собр. соч. Том 2. М., 1993.
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.

Гендерная идеология - система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих социальных групп - мужчин и женщин. В силу этого гендерная идеология является идеологией конструктивной, несущей новую культуру взаимоотношений во имя достижения социальных целей.

Эти социальные общности имеют не только общие интересы и ценности, но и принципиально различные. Именно наличие различных интересов мужчин и женщин является основой гендерных проблем. Поэтому взаимодействие мужчин и женщин как двух разных социальных групп нуждается в идеологии, которая дает возможность удовлетворения как их общих, так и различных интересов. И это - идеология гендерная.

Отличительной особенностью гендерной идеологии является ее всеобъемлющий миролюбивый и интернациональный характер, консолидирующий и конструктивный поиск путей и методов сотрудничества двух социальных общностей - во имя мира и развития. Двум неразделимым половинам общества сегодня для выживания и процветания необходимо сотрудничество, а не конфронтация.

Гендерная идеология может объединять людей различного возраста, вероисповедания, а также - страны, нации. Она рассчитана на длительный период ее реализации. Может выступать как механизм внедрения гендерных представлений в массовое сознание. Эти особенности дают ей все основания стать метапарадигмой ХХI века.

Исповедуя равноправную и совместную управленческую деятельность женщин и мужчин на основе равных, гарантированных государством реальных возможностей, гендерная идеология обозначает изменение ценностных ориентаций и человека, и населения в целом, общественного мнения и государственной власти, пересмотр многих привычных представлений и истин; дает широкие возможности для переосмысления культуры отношений между полами и созданных ими социальных условий и властных конструкций в обществе - во имя интересов общества. Становясь инструментом анализа, гендерная идеология служит и своеобразным "ключом", механизмом и способом реальных действий для решения ряда научных проблем в области бездискриминационной ответственности и отношений женщин и мужчин, в том числе экономических и социальных, политических и культурных, научно-образовательных, исторических, этико-правовых. Она предоставляет возможность формирования, в частности, политики материнства и отцовства, разработки правовых механизмов ее реализации.

Этот подход принципиальным образом отличает новую идеологию от идеологий минувшего ХХ века, носивших преимущественно ярко выраженный классовый, групповой характер и обслуживающих интересы одной определенной социальной группы, как правило, властной верхушки общества. Гендерная идеология - надклассовая и внеклассовая, выражает массовые интересы и чаяния представителей и представительниц всего человечества.

Гендерная идеология - гуманистическое достижение ХХ века, новое явление в мировой философской, социологической и политической мысли, основанное на гендерной идее - идее утверждения равных возможностей для полной самореализации обеих социальных общностей, консенсусном, справедливом, конструктивном и творческом характере их взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности в интересах развития и мира.

Носительницами гендерной идеи являются, прежде всего, ООН и Совет Европы. Позитивная роль ООН в процессе формирования гендерной идеологии, в создании условий зарождения нового гендерного мировоззрения - фундаментальной основы изменения характера взаимоотношений между мужчинами и женщинами в каждой стране - отражена в книге Светланы Хрисановой "Драма Прекрасной Дамы: Парадоксы современного равенства мужчин и женщин. Гендерный подход к известной проблеме", а также во второй книге из этой серии "IV Пекинская конференция (1995 г.) и гендерная идеология".

Самопроизвольно гендерная идеология не закрепляется. Для реализации она нуждается в гендерной политике, то есть в соответствующей конституционно-законодательной основе. С принятием новой Конституции Украины, например, в молодом государстве появилась законодательная база для консенсуса полов, как и в ряде западных стран. Вырабатываются новые законы развития, содействующие реализации конституционно-законодательного статуса женщин во имя поддержания баланса между двумя половинами общества.

Gender ideology (англ.)

Литература:

Хрисанова С. Ф. Кто кого переводит через ручей? О культуре гендера // Материалы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции "Историко-культурное наследие: новые открытия, сохранение, преемственность". Березники Пермской обл., Россия, 1999. С. 154-160.
Она же. Права человека женщины - язык современного человечества, или Гендерное равенство. Доклад // Збірник матеріалів Всеукраїнського конгресу жінок "Жінка на порозі XXI століття: становище, проблеми, шляхи соціального розвитку". Київ, 21-23 травня 1998 р. С. 128-132.
Она же. Жінка в суспільстві: погляд із позиції міжнародних документів. Доповідь // Соціологічні науки. Науковий вісник НДПУ, вип. 1. Х. 1998. Міжнародна науково-практична конференція "Європа: реальності та можливості", 29 травня 1998 р., ХДПУ ім. Г. С. Сковороди, м. Харків, С. 81-86.
Она же. Пирамида власти, или Гендерное равенство на уровне принятия решений. Опыт и тенденции в Харьковской области. Доклад // Зб. науково-методичних праць до міжнародної науково-практичної конференції "Жінки в політичній еліті України: процес трансформациї і творчість". 14-15 сентября 1999 г., Николаев. С. 48-60.
Она же. Гендерна політика - шлях до консолідації суспільства // Матеріали науково-практичної конференції "Жінка і влада". Харків, березень 2001. Міжвідомчий науковий збірник "Жінка в України". Т. 23. Київ. 2001. С. 235-238.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.