Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 7 страница




Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.
Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.
Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.
Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.
Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.
Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

Гендерное просвещение - необходимый инструмент для достижения следующих целей:

  • построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна "осознавать и чувствовать" особенности пола);
  • поддержание истинной национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола, в частности, женщин во всех сферах жизни в России;
  • усиление конкурентной способности страны на международном уровне;
  • поддержание престижа власти, которая выполняет взятые на себя как международные обязательства, так и внутренние (подписанные международные документы и выпущенные постановления Правительства и указы Президента об улучшении статуса женщин в стране).

Без гендерного просвещения немыслимо осознанное строительство ни подлинной представительной демократии, ни функционирование демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан - и женщин и мужчин. Объективно оно способно принести большую пользу для страны: для политиков и управленцев - обеспечение решений обширной информационной базой (принимающие решения учитывают значительные социальные и экономические факторы, которые в противном случае могут быть упущены); обеспечение социально достаточного и справедливого характера реализуемым программам, что позволит избежать отчуждение бюрократических структур от гражданского общества, способствуя созданию социальной стабильности в государстве. Очевидна польза гендерного просвещения и для НПО: оно вооружает знаниями и способствует глубокому пониманию социального и экономического содержания интересов различных социальных групп, включая, прежде всего, женское население как крупную социально-половую общность; расширяет базовые знания и навыки; помогает конструктивно отстаивать и продвигать общественные интересы, в частности, гендерные интересы женщин как особенно дискриминируемой группы. Очевидна также польза гендерного просвещения и для аналитиков-исследователей: оно способствует глубокому анализу исследований, пониманию социального и экономического содержания интересов различных групп российского населения; позволяет вскрыть согласованность этих интересов во взаимодействии с политическими курсами, программами и мерами; создает возможность комплексного представления возможных сценариев развития и прогнозов-рекомендаций.

Gender enlightenment (англ.)

Литература:

Доклад субрегиональной конференции старших правительственных экспертов по теме "Реализация Платформы действий, принятой на Пекинской IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 года в Центральной и Восточной Европе". Бухарест, 12-14 сентября 1996 года.
Доклад Экономического и Социального Совета (1997 г.). ООН, 1997.
Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом". Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. (EG-S-MS). Страсбург, май 1998 г.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

Гендерные индикаторы (гендерно-чувствительные индикаторы) - это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Они - необходимая и полезная составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.

Существует два типа индикаторов: количественные и качественные. Полное единодушие в отношении содержания понятий количественные и качественные индикаторы отсутствует. Количественные индикаторы основываются на информации, получаемой в результате проведения переписей, опросов, подсчетов и административных записей и являются мерилом экономических и других аспектов уровня и качества жизни. Качественные индикаторы связаны с уровнем и качеством жизни и используют информацию об уровне удовлетворенности или неудовлетворенности личными и социально-экономическими условиями. Качественный анализ включает рассмотрение количественных и качественных социальных процессов путем использования ряда аналитических приемов и методов. Качественный анализ можно использовать, например, для исследования взаимозависимости между численностью женщин-парламентариев и степенью их воздействия на процесс принятия решений. Его можно применять для выяснения ряда обстоятельств: сколько раз вопросы, касающиеся гендерной справедливости, поднимались в высшем законодательном органе; какое законодательство, связанное с гендерной справедливостью, было принято или получило дальнейшее законодательное развитие; оказывают ли влияние выступления женщин на законодательный процесс; как можно поддержать женщин в их деятельности по достижению гендерной справедливости, впрочем, как и другие их политические инициативы. Качественный анализ как никогда уместен для выяснения влияния женского политического представительства на более широкие социальные проблемы и на функционирование правительства.

Индикаторы представляют собой базовый инструментарий в процессе мониторинга и оценки действий по развитию.

Нормативный характер индикаторов обуславливает необходимость уделять внимание определению стандарта или критерия, заложенных в любом индикаторе. Например, что является нормой при анализе статуса женщин: положение мужчин в той же стране - или положение женщин в других странах?

Индикаторы как инструменты измерения социальных подвижек находятся в центре внимания политических сил, поэтому все индикаторы имеют свое собственное политическое наследие и пристрастие. Это важно осознавать, поскольку определенные типы индикаторов, особенно количественные, рассматриваются как "объективные" и поэтому обретают легитимность.

Главная стратегия, базируемая на гендерно-чувствительных индикаторах, состоит в комбинированном применении количественных и качественных методов для измерения перемен в гендерном статусе общества, происходящих во времени. Доклад ООН "О развитии человека" (1995) содержит заявления о необходимости привлечения внимания руководителей высокого ранга к гендерно-чувствительным индикаторам как первоначальному шагу на пути изменения политики, основанной на предубеждениях в отношении женщин.

Польза гендерных индикаторов обусловлена их способностью указывать на перемены в статусе и роли женщин и мужчин во времени и, таким образом, измерять: достигается ли цель гендерной справедливости.

Gender indicators, gender-sensitive indicators (англ.)

Литература:

Азбука демократии: гендерное просвещение. Информационный вестник N 1. М., 2000; Информационный вестник N 2. М., 2001; Информационный вестник N 3, N 4. М., 2002.
Доклад о развитии человека за 1995 год. Издано по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Нью-Йорк, Оксфорд. Оксфорд Юниверсити пресс, 1995.
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.
Одна жизнь - два мира. Мужчины и женщины в период перемен. Народонаселение мира. 2000 год. Фонд ООН в области народонаселения, New York, USA, 2000.
Пособие по гендерному анализу / Перевод осуществлен по заказу Канадского фонда поддержки российских женщин: Gender-based Analysis Backgrounder. Women's Bureau. Strategic Policy Branch. March 1997. Prepared by Marika Morris, HRDC, 1997. М.: Эслан, 2001.
Практическое руководство по внедрению гендерного подхода. Разработано по заказу ПРООН РБЕС. Консультант Астрида Ниеманис. 2000/2001.
Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам / Перевод осуществлен по заказу Канадского фонда поддержки российских женщин: Canadian International Development Agency. Guide to Gender-Sensitive Indicators. Minister of Public Works and Government Services. Canada, 1997. М.: Эслан, 2001.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

Гендерные квоты - узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. В общем, квоты для женщин означают смену одной концепции равенства на другую, которая произошла под сильным воздействием феминизма (см. Концепция равенства результата). Квоты, как и другие формы позитивных мер, являются средством обретения равных возможностей: если существуют барьеры, то необходимы специальные меры для компенсации, чтобы иметь равные возможности достижения равного результата.

Главная идея гендерных квот состоит в том, чтобы, существенно увеличивая политическое представительство женщин, привлекать женщин на уровень принятия политических решений и не допустить изоляции женщин от политической жизни; или же - в случае нейтральных гендерных квот - корректировать представительство обоих полов. В этом случае система квот отстаивает и интересы мужчин, особенно в тех областях, где занято большинство женщин. Например, в социальной работе. Правда, даже в этой сфере большинство лидерских позиций занимают мужчины (см. Гендер в социальной работе).

С учетом сложившейся реальности в мире, когда женщины повсеместно, кроме стран Северной Европы, недопредставлены в структурах власти, система квот, исторически оправдавшая себя как один из эффективных инструментов достижения гендерного равенства в перераспределении власти, в условиях представительной демократии справедлива и необходима. Задача системы квот состоит в том, чтобы женщины (а женское население составляет, по меньшей мере, половину населения в большинстве стран мира) занимали хотя бы "критическое меньшинство" от 30 до 40% мест, например, в парламенте страны. Квотирование обеспечивает создание "критической массы" женщин-политиков, способных оказывать существенное влияние на политические процессы и политическую культуру в целом.

До последнего времени проблема квот широко обсуждается в мире как мужчинами, так и женщинами. Мнения самих женщин относительно эффективности системы квот, ее справедливости, последствий ее применения - различны. В мае 2000 г. в Государственной Думе РФ были проведены слушания по проблемам равных прав и возможностей женщин и мужчин, а в сентябре того же года состоялся Форум женщин-парламентариев стран СНГ и Балтии, который был посвящен обсуждению законопроекта "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин".

В то же время, система квот поднимает ряд серьезных проблем и в некоторых случаях вызывает сильное сопротивление. Приводятся аргументы "за" и "против" использования системы квот, изучаются методы квотирования, обсуждаются наиболее эффективные пути применения системы квот, анализируется практика стран, использующих у себя такую систему.

Международный и собственный российский опыт показал, что привлечь женщин с опытом политической деятельности к участию в борьбе за выборную должность не составляет труда. Гораздо сложнее набрать женщин, готовых впервые идти во власть. Гендерное квотирование стимулирует партии к активному привлечению женщин в свои ряды и заставляет партийные машины заниматься подготовкой значительного числа квалифицированных кандидатов для заполнения квот. В процессе этого партии вынуждены также концентрировать свое внимание на реальных рабочих условиях и культуре политического участия, вольно или невольно способствуя модернизации политического стиля, делая его более привлекательным для женщин.

Основываясь на международном опыте, следует подчеркнуть, что система квот, при всех своих позитивных и конструктивных характеристиках, не лишена определенных недостатков, способных откликнуться негативными последствиями. Эти последствия необходимо предвидеть и просчитывать для минимизации отрицательных воздействий на политическую обстановку. По свидетельству одной из членов парламента Испании, "квоты - обоюдоострый меч. С одной стороны, они обязывают мужчин думать о вовлечении женщин на уровень принятия решений, и, следовательно, мужчины должны создать это пространство для женщин, а с другой, именно мужчины … будут искать таких женщин, которыми они смогут управлять и которые с большей легкостью примут гегемонию мужчин". Это обстоятельство способно репродуцировать миф о бесполезности для интересов женщин увеличения их непосредственного представительства на уровне принятия решений, поскольку реально действующие женщины-политики не выступают проводниками интересов женщин.

Конечно, наличие самих правил - необходимая, но не решающая составляющая: достигнет ли квота своих целей - зависит в значительной степени от процесса применения. Квота должна быть встроена в отбор и процесс номинации с самого начала.

Система квот может быть применена как временная мера, до тех пор, пока не будут устранены барьеры на пути женщин в политику. Сегодня в России в предложенном законопроекте о государственных гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, выдвинутом Комитетом по общественным организациям и религиозным объединениям Государственной Думы РФ, предусматривается введение системы гендерных квот, нацеленных на обеспечение "критического меньшинства" в 30%.

Gender-based quotas (англ.)

Литература:

Азбука демократии: гендерное просвещение. Информационный вестник N 1. М., 2000; Информационный вестник N 2. М., 2001; Информационный вестник N 3, N 4. М., 2002.
Айвазова С, Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах. Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М.: Эслан, 2000.
Интеграция женщин в процесс общественного развития. Части I и II. М.: Луч, 1994.
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.
Национальный доклад о выполнении в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Подготовлен к специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке". Москва, 2000.
Парламентские слушания на тему "О концепции проекта федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности" от 9 ноября 2000 г. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Обобщающий доклад председателя Комитета Виктора Ильича Зоркальцева. <http://www.akdi/ru/GDSPRAV_IN/AKDI.HTM>
Проект. Федеральный Закон "О государственных гарантиях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин". Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Законопроект в редакции, утвержденной рабочей группой 30.10.2000. Москва, 2000.
Резолюция Международного Форума женщин-парламентариев "Обеспечение равных прав и равных возможностей женщин и мужчин". 14-15 сентября 2000 г., г. Саратов, 2000.
Рекомендации парламентских слушаний на тему "О мерах по реализации принципа равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, закрепленного в пункте 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации". 22 мая 2000 г., г. Москва.
Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1999, 2000.
Шведова Н. А. Квоты: благо или новые проблемы? // Женщина и власть. Сборник. М.: Эслан, 2001.
Шведова Н. А. Политическое представительство женщин. Материалы конференции "Юбилейные чтения. Женское движение в контексте российской истории". Москва, 9-10 декабря 1998 г. Москва, 1999.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.
Men and Women in Politics. Democracy Still in the Making. A World Comparative Study. Series "Reports and Documents" N 28. Inter-Parliamentary Union. Geneva. 1997.
Women in Parliament: Beyond Numbers / International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998.

Гендерные различия пользователей PC (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой-то мере обуславливают тот факт, что среди занятых в области информационных технологий и обучающихся компьютерным наукам лишь 20% женщин (Crombie). Уже в раннем возрасте, при одинаковых способностях и интересе к компьютеру, мальчики получают большую поддержку от родителей, вдвое чаще покупающих компьютеры и их обеспечение для сыновей, чем для дочерей. Они чаще играют в видеоигры, где превалируют "войны и спорт", втрое больше времени проводят за компьютером в неформальной обстановке, приобретая ценные навыки работы. Гендерные различия в приобретенном опыте, закрепляемые стереотипами образования, определяют дальнейшее отношение к компьютеру. Мальчики и мужчины имеют более позитивные установки, высокую самооценку, уверенность при работе. Работа девочек и женщин порой характеризуется чувством неуверенности и тревоги, принижением своих собственных способностей в этой области. И те и другие воспринимают работу за компьютером скорее как сферу мужской деятельности. Принятие девушками своей социальной роли приводит к уменьшению их вовлечения в область информационных технологий и достижений в сферах деятельности, напрямую не связанных с компьютерными науками. Непопулярный имидж женщины-программиста (ненормированный рабочий день, изолированность от общества, гендерная дискриминация при приеме на работу (см. Дискриминация в сфере труда), отсутствие ярких примеров для подражания также влияют на эти процессы. В развитых странах, при благоприятных экономических, социальных и культурных условиях, гендерные отличия в приобретенном компьютерном опыте снижаются для всех возрастных групп, что приводит к одинаковому численному соотношению пользователей, их уровней и уверенности в работе (Luchetta).

Гендерные различия проявляются и непосредственно в использовании компьютера. Для девушек и женщин - он устройство для решения реальных задач, они меньше занимаются инсталляцией программ, устранением неполадок, техническим обслуживанием. Для представителя мужского пола - компьютер является местом самоутверждения, продолжением его собственного "Я". Мужчины опережают женщин по объему используемых приложений, продолжительности работы и отдыха за компьютером, включая Интернет.

Однако в настоящее время и здесь очевидна тенденция к увеличению числа пользователей-женщин и значительное отличие их интересов. Наиболее сбалансированными по признаку пола признаны американская и канадская интернет-аудитории (Morahan-Martin). При этом отмечается разница в доступе женщин к он-лайновым ресурсам и возникающая проблема гендерного неравенства в киберпространстве. Это является результатом доминирования мужчин в дискуссионных группах, формируемых при компьютерной связи, их напористым стилем общения, в отличие от миролюбивого женского стиля (Herring). В исследованиях, проведенных в России, выявлены различия социальных и психологических характеристик пользователей Интернетом (Арестова): объем и спектр сетевых услуг, которыми пользуются женщины, существенно ниже аналогичного показателя мужчин, имеется сдвиг интересов женщин в сторону гуманитарного знания и общения, более важное место занимают мотивы творческой самореализации, отдыха и коммуникативные мотивы. Электронной почтой в большинстве стран мужчины и женщины пользуются одинаково часто.

PC users' gender differences (англ.)

Литература:

Арестова О. Н. Гендерная специфика при работе с Интернетом на современном этапе его развития // Аудиториум.ру: <http://www.auditorium.ru/conf/psichol/arestova_gen.htm>
Crombie Gail. Research on Young Women in Computer Science: Promoting High Technology for Girls // Site А Canadian Wellness Network": <http://cythera.ic.gc.ca/htos/allfemalecs/>
Luchetta Tracy. Gender and Computing: Toolbox or Toystore? // Site "Univercity of Wisconsin - Green Bay": <http://www.uwgb.edu/luchettt/waaltalk.htm>
Morahan-Martin Janet. Women and Girls Last: Females and the Internet // Site "Social Science Information Gateway": <http://www.sosig.ac.uk/iriss/papers/paper55.htm>
Herring Susan C. Gender Differences in CMC // Site "Computer Professionals for Social Responsibility": <http://www.cpsr.org/publications/newsletters/issues/2000/Winter2000/herring.html>

Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:

Весь мир - театр, В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы; И каждый не одну играет роль.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.

Gender roles (англ.)

Литература:

Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. С. 53.
Лебедева Н. М. Введение в этическую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ, 1999. С. 141-142.
Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. 42. Р. 165-172.
Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.
Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York: Morrow, 1935.
Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men's studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. Р. 221-38.

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: "… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины" (Платон, "Республика").

В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе "О рождении животных" утверждал: "Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой". Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское - восприемлющее; первое - инициативно, второе - рецептивно, первое - деятельное, второе - страдательное, первое - динамическое, второе - статическое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.