Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 9 страница




После 1960 г. в индустриальных странах стали доступными средства контроля рождаемости, увеличилось количество работающих женщин, мужчины стали утрачивать былую власть в доме и монополию в общественной жизни (см. Постфордистская модель занятости). Движение женщин эффективно отстаивало предоставление равных прав женщинами по сравнению с мужчинами. Эти социальные процессы привели к появлению новых гендерных ценностей, изменились отношения между полами. В настоящее время женщины служат в армии, участвуют в спортивных соревнованиях по борьбе и поднятию тяжестей, летают на самолетах и являются премьер-министрами государств. Статус мужчин и женщин в обществе постоянно меняется. Однако конфликтности социальных отношений способствует существующее в обществах сопротивление дальнейшему улучшению статуса женщин. Дискриминация женщин (см. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) осуществляется и со стороны мужчин, пытающихся сохранить свои привилегии, власть и богатство. Неравенство глубоко укоренилось в социальных институтах - семьи, школы, социализации.

Gender conflict (англ.)

Литература:

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. 376 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2000. 551 с.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. 320 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Конфликтология: Учебник / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 2000. 448 с.
Социология конфликта: Проблема конфликта в западной социологии. Нижний Новгород, 1994. 108 с.
Смелзер Н. Социология. М., 1994. 668 с.

Гендерный подход (гендерное измерение) - объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).

Gender approach (англ.)

Литература:

Доклад субрегиональной конференции старших правительственных экспертов по теме "Реализация Платформы действий, принятой на Пекинской IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 года в Центральной и Восточной Европе". Бухарест, 12-14 сентября 1996 г.
Доклад Экономического и Социального Совета (1997 г.). ООН, 1997.
Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Доклад специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 5-9 июня 2000 года, Нью-Йорк, США. 2000.
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Организация Объединенных Наций. Published by the UN Department of Public Information DPI/993-10663-January 1991-2M.
Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Платформа действий. Пекин, 4-15 сентября 1995 г. ООН, 1995.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.
Gender-based Analysis Backgrounder. Women's Bureau. Strategic Policy Branch. March 1997. Prepared by Marika Morris, HRDC, 1997.

Гендерный подход в истории - использование гендерной методологии для изучения исторического процесса. Гендерная методология предполагает экспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени. Гендерная методология истории, как правило, маркирует эпистемологическую базу того или иного историка. Ориентация на гендерную методологию в историческом познании предполагает рассмотрение исторического процесса через призму гендерной проблематики и реконструкцию или деконструкцию прошлого, исходя из гендерного опыта и ориентаций той или иной эпохи. В частности, история женщин (см. Историческая феминология) базируется на гендерном подходе к прошлому. В отличие от гендерной истории, гендерная методология предполагает экспансию во все области исторического знания и рассмотрение всех процессов на базе гендерно-социальной парадигмы.

Gender approach in history (англ.)

Литература:

Бок Г. История женщин, история полов // THESIS. 1994. N 6.
Будде Г. Ф. Пол истории // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 131-155.
Муравьева М. Г. Гендерная история в российском вузе: нужна ли она? // Гендерная история: pro et contra. СПб., 2000. С. 3-20.
Пушкарева Н. Л. Гендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. 1998. N 6.
Она же. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 277-311.
Она же. Рождение исторической феминологии // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М., 2001.
Репина Л. П. История женщин и гендерные исследования: от социальной к социокультурной истории // Репина Л. П. "Новая историческая наука" и социальная история. М.: ИВИ РАН, 1998.
Роджерс Х. От истории женщин к истории гендера // Новейшие подходы к изучению истории в современной зарубежной историографии. Ярославль, 1997. С. 289-299.
Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. С. 142-170.
Damousi J. Writing Gender into History and History in Gender: Creating A Nation and Australian Historiography // Gender & History. 1999. Vol. 11. N 3. Р. 612-624.
Leydesdorff S. Gender and the Categories of Experienced History // Gender & History. 1999. Vol. 11. N 3. Р. 597-611.
Nicholson L. J. Gender and History. The Limits of the Social Theory in the Age of the Family. N.Y., 1986.

Гендерный разрыв на выборах означает существенные отличия в поведении избирателей мужского и женского пола при определении партийной поддержки, в оценках действий президентов, в отношении к актуальным и острым проблемам государственной политики и путям их решения. Термин появился в 80-х гг. в США, когда президент Р. Рейган выразил чувство гордости своей стабильной поддержкой среди мужского электората, но был менее популярен среди женщин.

Вполне уместно предположить, что величина гендерной составляющей в волеизъявлении женского электората обуславливается степенью осознания субъектом общности своих интересов, т. е. осознания того, что женщины представляют собой крупную социально-демографическую группу, которая нуждается в целостной государственной политике в отношении женщин. Эта политика необходима как самостоятельное направление, поскольку существует группа специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе на каждом историческом этапе. И здесь велика роль женского движения по просвещению женских масс и "воспитанию" женского электората. Именно от его мощи, качества и организованности зависит величина гендерной составляющей в поведении женского электората.

Gender gap in election (англ.)

Литература:

Политическая система США. Актуальные измерения / Коллективная монография. М.: Наука, 2000.
Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций (Под общей редакции д-ра эконом. наук М. М. Малышевой). М.: Academia, 2001. С. 271-290.
Gender Gap in the 2000 Elections // Web site "Verizon Foundation": <http://foundation.verizon.com>
The Gender Gap. CAWP Fact Sheet (Center for The American Women and Politics / Eagleton Institute of Politics - Rutgers University). 1999.

Гендерный фактор в политике - это условный термин, характеризующий интеграцию гендерного подхода в социально-политическую сферу общества, направленную главным образом на достижение, сохранение, усиление и реализацию власти. Широкое толкование понятия гендерный фактор в политике охватывает всю совокупность государственных и общественных дел (политика - от politica (греч.) - государственные и общественные дела), а узкое - подразумевает наличие гендерного подхода как в политической организации общества - организационном ядре политики, так и в практической деятельности политических субъектов по выработке и реализации политических курсов.

По заказу ПРООН РБЕС (Регионального бюро по странам Европы и СНГ Программы развития ООН) было разработано Практическое руководство по внедрению гендерного подхода, которое предлагает 12 ступеней внедрения гендерного компонента в процесс подготовки и принятия политических решений. Эти двенадцать ступеней представляют собой единый цикл включения гендерного подхода при принятии решений в любой области или секторе. Каждая ступень предлагает соответствующий инструментарий, опросные листы и мероприятия, которые могут быть использованы в практической деятельности.

Gender factor in politics (англ.)

Литература:

Практическое руководство по внедрению гендерного подхода / Разработано по заказу ПРООН РБЕС. Консультант Астрида Ниеманис. 2000/2001.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.
Women in Parliament: Beyond Numbers. International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998.

Гетеросексуальность - 1. Сексуальная ориентация в поведении и чувствах индивида на лиц противоположного пола (Гидденс). 2. В социологии - привилегированное и доминирующее выражение сексуальности, часто расцениваемое как "естественная" форма человеческого сексуального желания. В Западной культуре гетеросексуальность нормализована посредством институциональных действий, включая право и социальную политику. Но в последнее время гетеросексуальность как норма подвергается проблематизации. 3. В феминистской социологии - расценивается прежде всего как политический институт, служащий подчинению женщин мужчинам. Рич (1980) использовала термин принудительная гетеросексуальность для обозначения социальной практики и предписаний, гарантирующих воспроизведение гетеросексуальности в качестве привилегированной формы сексуальной ориентации. Гетеросексизм игнорирует иные типы опыта, кроме гетеросексуальности и гетеросексуального жизненного стиля.

Heterosexuality (англ.)

Литература:

Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.

Гинекей - (от греч. гинос - женщина) - женские покои, занимавшие заднюю часть дома в Древней Греции. Состояли из спальни, помещений для дочерей и рабынь. В поздней Римской империи и Византии гинекеем называлась государственная или частная, преимущественно ткацкая, мастерская, в которых работали женщины (поскольку ткачество было составной частью именно женской домашней работы). Особенно известны гинекеи Константинополя, в которых изготовлялась парча. Система гинекеев оказала влияние на организацию домашнего пространства в ряде стран, в том числе в России, где в XVI-XVII вв. в домах богатых горожан были выделены мужская и женская "половины". Это, в свою очередь, стало формальным основанием для возникновения теремного затворничества знатных московиток.

Gynaikon (англ.)

Литература:

Pomeroy Sara B. Donne in Atene e Roma. Milano, 1978.

Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) - разработанная в 30-х годах ХХ века концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Возникла в этнолингвистике США под влиянием трудов Э. Сепира и Б. Л. Уорфа. В соответствии с их представлениями, язык и образ мышления народа взаимосвязаны. Овладевая языком, его носитель усваивает и определенное отношение к миру и видит его под углом зрения, "навязанным" структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке. Поскольку языки по-разному классифицируют окружающую действительность, то и их носители различаются по способу отношения к ней: "Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они (эти категории и типы) самоочевидны; напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном - языковой системой, хранящейся в нашем сознании" (Whorf. P. 213). Следствием признания гипотезы лингвистической относительности является признание того, что язык хранит в себе определенную систему ценностей, выражаемые в нем значения имеют оценочность и складываются в коллективную философию, свойственную всем носителям данного языка.

Гипотеза Сепира-Уорфа имеет как сторонников, так и противников. Феминистская критика языка основывает на этой концепции требование реформирования языка для преодоления заключенной в нем гендерной асимметрии, считая, что язык - в силу своего андроцентризма - навязывает говорящим на нем людям картину мира, в которой женщинам отводится подчиненная роль.

Sapir-Whorf Hypothesis (англ.)

Литература:

Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. К., 1974.
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.
Whorf B. L. Language, thought and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf. Ed. John B. Carroll. New York: Wiley, 1956.
Chandler Daniel. The Sapir - Whorf Hypothesis // Web site of University of Wales, Aberystwyth: <http://www.aber.ac.uk/media/Documents/short/whorf.html>

Гипотеза функциональной асимметрии мозга (ФАМ) (гипотеза латерализации психических процессов) - определяет одну из самых важных психофизиологических характеристик деятельности мозга, основанную на диалектическом единстве двух основных аспектов: специализации полушарий и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.

Количество работ о связи ФАМ с полом человека и согласованность сообщений о половых различиях в организации мозга заставляет признать реальность их существования и принять ФАМ в качестве рабочей гипотезы. Однако существует множество работ, выводы которых не согласуются с этим заключением и доказывают, что различия в асимметрии между полами отсутствуют (Современная психология. С. 84-85).

В современной научной парадигме есть несколько теорий, объясняющих различия в специализации функций полушарий мужского и женского мозга. Д. П. Вейбер (D. P Waber) предположила, что половые различия в асимметрии могут быть обусловлены различиями в скорости физического созревания полов. Вейбер приняла во внимание тот факт, что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины и, исходя из этого, она предположила, что скорость созревания может быть систематически связана с различиями в вербальных и пространственных способностях. Данные Вейбер свидетельствуют, что половые различия в вербальных и пространственных способностях и латерализации этих функций могут быть обусловлены не полом, а другим фактором, который определенным образом с ним связан, т. е. физической скоростью созревания индивида. По гипотезе Н. Гешвинд (N. Geschwind), половые различия в латерализации мозга объясняюся влиянием тестостерона. Гешвинд полагает, что именно тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и у женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Существует также и эволюционная гипотеза Дж. Леви (J. Levy), объясняющая происхождение половых различий и их связь с ФАМ. Ученая предположила, что в основе половых различий в латерализации лежат эволюционные факторы. Она считает, что в ходе эволюции человека типично мужскими ролями стали роли охотников и хозяев переселений. Эти роли предполагали наличие хороших зрительно-пространственных способностей. Именно по этому признаку мужчины получили преимущество в ходе естественного отбора. Женщины же могли испытывать давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием детей, таких как использование речи в качестве средства общения, а также развития социальной чувствительности и легкости невербального общения.

С точки же зрения современной отечественной психологии, между латерализацией и способностями могут существовать различные взаимоотношения, которые проявляются при решении разных задач. Если это так, то было бы чрезвычайно интересно узнать, почему мозг столь по-разному организуется для оптимального выполнения различных функций. Пока высказываются лишь предположения о взаимоотношениях между латерализацией и способностями: "Тот факт, что распределение способностей у лиц разного пола в значительной мере "перекрывается", дает основание полагать, что сам по себе пол не следует использовать в качестве основного критерия для оценки различий в латерализации мозговых функций" (Современная психология. С. 85).

Во многом с гипотезой Леви корреспондирует и гипотеза В. А. Геодакяна о половом диморфизме церебральной латерализации на основе эволюционных представлений. Ее суть заключается в том, что любая открытая система, эволюционирующая в изменчивой среде, для совершенствования своей адаптации должна разделиться на две подсистемы, специализированные на оперативных и консервативных признаках. Такое разделение приводит к асинхронной эволюции, поскольку эволюция оперативной системы начинается и заканчивается быстрее, чем консервативной. Ученый предположил, что консервативной подсистемой человека является женский пол и правое полушарие, а оперативной - мужской пол и левое полушарие. В процессе филогенеза гены, ответственные за новые признаки, появляются сначала в генотипе мужского пола, а затем передаются женскому, а контроль новых функций локализован первоначально в левом полушарии, а затем перемещается в правое. Эволюционно молодыми функциями, латерализованными в левом полушарии, автор считает речь, письмо, движения пальцев руки, арифметический счет, аналитическое, абстрактное мышление, а эволюционно старыми, управляемыми правым полушарием - зрительно-пространственный анализ, просодические элементы речи, интуицию, грубое движение рук, элементы конкретно-ситуационного мышления. При этом более выраженная латерализация функций в мозге мужчин интерпретируется как опережение в эволюции по сравнению с женщинами.

Исследования русских ученых (Балонов, Деглин, Бианки, Филиппова, Иванов, Леонтьев), экспериментально изучавших связь асимметрии межполушарных различий с полом индивида и вероятности реализации этих различий в речи, установили следующее: к 4-5 годам мозг ребенка становится похожим на мозг взрослого человека по одной очень существенной детали своего строения. Эта деталь - асимметричность высших функций правого и левого полушарий. Пока не достигнут "критический возраст", оба эти полушария способны воспринимать речь и управлять ею. Но как только развитие маленького человека перешло определенный порог, одно из полушарий теряет эту способность, становится, образно говоря, немым. Изучалась также речь билингвов и монолингвов обоего пола в условиях преходящего угнетения одного полушария. Полученные экспериментальные данные позволили исследователям сделать следующие обобщения, относительно речепорождающего процесса с позиций генеративной семантики. Можно полагать, что физиологические механизмы правого полушария обеспечивают формирование глубинно-семантических структур высказывания, тогда как левое полушарие ответственно за постсемантические процессы - трансформацию глубинных структур в поверхностные, уже оформленные и грамматически, и фонетически. Нормальное взаимодействие обоих полушарий обеспечивает адекватность речепорождающего процесса на всех его этапах. Исследования же в области ФАМ последних лет показали, что функции полушарий неравны в формировании не только фонетического, но и морфологического, лексического, синтаксического и семантического уровней языка. В. В. Иванов выдвинул оригинальную гипотезу о семиотической природе функциональной асимметрии мозга, согласно которой последняя выявляется только при обработке знаковой информации и отсутствует при обработке информации, не имеющей знакового характера. Ведущим, по мнению ученого, является принцип семиотического дублирования: объективная реальность получает в сознании двойное отражение: мозг параллельно создает две знаковые модели мира: правое полушарие - иконическую, а левое - символическую.

Как видно по приведенному анализу, изучение связи ФАМ с полом и ее проявление в речевой деятельности до настоящего момента является достаточно сложным и слабо структурированным исследовательским объектом. Экспериментальные данные весьма разнообразны и зачастую противоречивы. Наиболее уязвимы вопросы о связи правшества/левшества, ФАМ и полового диморфизма. Некоторые авторы полагают, что проблему половых различий церебральной организации трудно решить, оставаясь на позициях антропоцентризма (Бианки, Филиппова). Еще одной сложностью изучения ФАМ является то, что анализируются данные, полученные на патологическом материале (и это вполне понятно). В норме исследования ФАМ представляет крайне сложный и часто недоступный объект для изучения.

Functional Brain Asymmetry Hipothesis, Lateral Specialization Hipothesis (англ.)

Литература:

Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. 218 с.
Бианки В. Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 328 с.
Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. C. 171-189.
Иванов В. В. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. Радио, 1978. 184 с.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 227 с.
Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА - М., 1999. 669 с.
Geschwind N. Cerebral Dominance in Biological Perspective // Neuropsychologia. 1984. Vol. 22. N 6. P. 675-683.
Levy J. Possible Basis for the Evolution of Lateral Specialization of Human Brain // Nature (London). 1969. Vol. 224. P. 614-615.
Waber D. P. Sex Differences in Cognition: a Function of MaturationRatt // Science, 1976. Vol. 192. P. 572-574.

Гомосексуальная субкультура - определение этого понятия зависит от определения гомосексуальности, а также отношения к данному феномену в обществе. Любая социальная группа, имеющая общие ценности, установки, способы их выражения и существующая в пределах общей культуры общества, формирует свою субкультуру. Внимание к гомосексуальности как социальному и культурному явлению было впервые привлечено Ф. Карлье (F. Carlier), главой полиции нравов в Париже в 1860-х годах, исследовавшего феномен мужской проституции. Он пришел к выводу о существовании особой категории или группы гомосексуалистов как группы людей с определенным типом поведения, манерами, со специальными потребностями, страстями и вожделениями (Wiks).

Очевидно, что существует огромное различие между случайными гомосексуальными контактами и сознательным усвоением гомосексуальности как "образа жизни". Переживания обусловлены не столько фактом сексуальных актов, сколько переживанием гомосексуальности как стигмы (метка или клеймо - греч.). Это, в свою очередь, требует стратегий адаптации, что в значительной степени достигается присоединением к гомосексуальной субкультуре. Сексуальная субкультура может выполнять некоторые комплементарные функции: облегчение (смягчение) изоляции и вины, обучение своих представителей нравам и обычаям, обучение и подтверждение идентичностей. Одной из основных целей гомосексуальной субкультуры можно считать обеспечение способов поиска сексуальных партнеров. Ограниченный характер субкультурного движения подчеркивает невозможность его культурного доминирования (Омельченко. 2000).

Во многих работах, посвященных гомосексуальности и гомосексуальным субкультурам, подчеркивается важность различения понятий поведение, роль и идентичность. Кросс-культурные исследования показали, что гомосексуальное поведение автоматически не подразумевает гомосексуальной идентичности. Гомосексуальные роли и идентичности социально сконструированы. Даже будучи представленной среди ограниченного количества людей, гомосексуальная "ориентация", ее проявления, социальные определения и субъективный смысл, ей приписываемые, могут невероятно варьироваться. Попытки определения унифицированной гомосексуальной манеры поведения обречены на неудачу (Wallis). Гомосексуальная ориентация может быть строгой, но ее значимость зависит от огромного количества факторов, которые изменяются с течением времени. Гомосексуальные отношения не в достаточной мере поддерживаются институционально, в большинстве случаев гомосексуальные отношения не санкционированы на законодательном уровне. Из-за отсутствия социальной и законодательной поддержки гомосексуалы создают свою систему поддержки, поэтому сохранение отношений между ними в большей степени зависит от качества межличностных отношений, чем от социальных институтов. Человек, которого можно определить как гомосексуал, с большей вероятностью включен в гомосексуальные субкультуры, развивает сети дружбы и отношений и использует свою гомосексуальность как способ повышения статуса. Соответственно, чем дольше человек остается в гомосексуальной субкультуре, тем вероятнее, что он усвоит ее ценности и станет идентифицировать себя в первую очередь как гомосексуала. В каждом случае важным фактором является не внутренняя предрасположенность, а степень поддержки субкультурой активности и Я-концепции каждого конкретного человека.

Отечественная репрезентация гомосексуальности и гомосексуальной субкультуры в средствах массовой информации носит конъюнктурный, эпатажный характер. Распространенное в общественном сознании мнение о неестественности гомосексуальных отношений обусловило возникновение гомофобии, одним из проявлений которой являются мифы о гомосексуалах, среди которых связывание гомосексуальности с агрессивными чертами характера, склонностью вовлекать других в свои отношения насильственным путем. Исследования опровергают это, доказывая, что гетеросексуальные мужчины чаще совершают физическое насилие и сексуальные преступления. Опасение, что дети гомосексуальных родителей усвоят гомосексуальную идентичность, также опровергнуто: дети таких родителей чаще приобретают именно гетеросексуальную идентичность, поскольку не сексуальная идентичность родителей, а особенности детско-родительских отношений влияют на формирование сексуальной идентичности детей (Andersen).

Homosexual subculture (англ.)

Литература:

Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп, 1998.
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000.
Она же. От пола к гендеру? Опыт анализа сексдискурсов молодежных российских журналов // Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сыктывкар, 1999.
Andersen M. Thinking about women. Sociological Perspectives on Sex and Gender. Boston, 1997.
Wallis M. (ed.). Comming on Strong: Gay Politics and Culture. London, 1989.
Wiks J. Inverts, perverts and Mary-Annes // Subculture Readings. London, 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.