Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 6 страница




Гендерная социализация в образовании. Институт образования наряду с остальными агентами социализации определяет гендерные идентичности, а в связи с этим - имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Этот процесс не является явной или намеренной целью, и тем не менее, образовательные учреждения преподносят влиятельные уроки гендерных отношений. Скрытый учебный план, или скрытая повестка дня (калька с английского термина hidden curriculum или hidden agenda) - это, во-первых, организация самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии. Во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-третьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы в процессе социализации, но поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному и недооценивая женское и нетипичное.

I. Особенности социального устройства образовательного учреждения. Образовательные учреждения отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин: как правило, преподаватели, секретари и обслуживающий персонал - женщины, а директор школы или ректор университета - мужчина. Педагогический состав учреждений начального и среднего образования на 90% состоит из женщин, а с повышением статуса образовательного учреждения от детского сада к университету число женщин-педагогов уменьшается. Хотя для современной России в целом характерна феминизация высшего образования и науки, все же среди преподавателей вузов мужчины сегодня представляют две трети кадрового состава, а менее оплачиваемый состав научных лабораторий почти наполовину состоит из женщин. При этом базовый средний оклад преподавателей-мужчин на 35% выше, чем средний оклад преподавателей-женщин (Горшкова, Беляева; Шереги, Харчева, Сериков).

Те учебные заведения, руководителями которых являются женщины, предоставляют чрезвычайно важный источник идентификации. Российскими исследователями было отмечено, что наши соотечественники среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, компьютерные знания, а для девочек - домоводство, литературу и историю, этику и психологию семейной жизни, половое воспитание (Воронина). Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола. Кроме того, в школах и училищах на уроках труда закрепляются стереотипы женской и мужской домашней работы. Соответственные роли усваиваются будущими учителями не только в их семьях, но и в педагогических вузах.

II. Содержание предметов. Стереотипное изображение мужчин как нормы, активных и успешных, а женщин как невидимок (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или маргинальных, пассивных и зависимых - продолжает воспроизводиться в учебных материалах и специализированных источниках, применяемых в обучении на уровне среднего специального и высшего образования (Барчунова). Последствия такой неадекватной репрезентации женщин в учебных материалах следующие. Во-первых, учащиеся могут незаметно для самих себя прийти к выводу, что именно мужчины являются стандартом и именно они играют наиболее значимую роль в обществе и культуре. Во-вторых, тем самым ограничиваются знания учащихся о том, какой вклад внесли женщины в культуру, а также о тех сферах нашей жизни, которые по традиции считаются женскими. В-третьих, на индивидуальном уровне стереотипы, содержащиеся в образовательных программах, в большей степени поощряют на достижения мужчин, тогда как женщины выучивают модели поведения, в меньшей степени соотносящиеся с лидерством и управлением.

III. Коммуникационные процессы. Стиль преподавания, формы отношений в учебной аудитории влияют на гендерную социализацию учащихся, часто недооценивают женщин, их способ учиться и выражать знания. В 1982 г. в США Р. Холл и Б. Сэндлер провели первое исследование вербальных и невербальных коммуникационных практик в образовании (Hall, Sandler). Это исследование стало классическим образцом подобных проектов, которые проводились в школах и колледжах, на образовательных сессиях для взрослых и в университетах. Скрытый учебный план, таким образом, отождествляется с метакоммуникацией как языком, посредством которого осуществляется социальный контроль (Stubbs). Прежде всего, это выражается в том, что педагоги поощряют мальчиков к самовыражению и активности, а девочек - к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду; с мальчиками проводится больше индивидуальных занятий, им посвящается больше времени, чем девочкам (Wood). Кроме того, господствующие формы преподавания опираются на маскулинные способы общения. Например, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за оценки поощряют пресловутую "мужественность". От этого страдают как девочки, так и мальчики, хотя бы потому, что у тех и у других не развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать и решать проблему.

На существующее положение вещей, например, на стойкость гендерных стереотипов о способностях и образовательных предпочтениях женщин и мужчин влияет и популяризация выводов научных исследований (критику таких работ см.: Ходырева; Попова). Новые возможности для женщин и мужчин, принципы гендерного равенства в образовании могут осуществляться в пространстве рефлексивной игры и свободы, где отказываются от муштры, агрессии и дрессировки в пользу мягкости, деликатности и уважения. Учащийся и преподаватель выступают партнерами, которые совместно и активно планируют изменения, контролируют успехи и оценивают качество достигнутого, открыто обсуждают конфликты и находят способы их разрешения. Поэтому сама организация учебного процесса предполагает открытость и гибкость, возможность экспериментов и альтернативных решений наряду с традиционными. Малый размер групп обеспечивает индивидуальный контакт и сокращает властную дистанцию. Таким образом, оказывается возможным дифференцировать задачи в зависимости от уровня подготовленности, при этом как со стороны учителя, так и учеников важны терпимость и понимание другого, возможно, более слабого или нетипичного. Скрытый учебный план в этом случае "работает" на формирование толерантности, способствует критическому мышлению, творчеству и уважению человеческого достоинства.

Gender socialization in education (англ.)

Литература:

Барчунова Т. Сексизм в букваре // ЭКО. Новосибирск. 1995. N 3.
Воронина О. А. Права женщин в сфере образования // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. В 2-х тт. М.: МЦГИ, 1998. С. 301-305.
Горшкова И., Беляева Г. Профессиональное самочувствие женских научно-педагогических кадров МГУ (Результаты опроса 1998 года) // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 194-207.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 119-130.
Ходырева Н. Как проводятся психологические исследования или почему женщины получаются всегда такими непохожими на мужчин? // Все люди - сестры. Санкт-Петербургский центр гендерных проблем. Бюллетень N 3, 1994. С. 59-67.
Шереги Ф. Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юристъ, 1997.
Hall R. M., Sandler B. R. The classroom climate: a chilly one for women? Washington, DC: Association of American Colleges, Project on the Status and Education of Women, 1982.
Stubbs M. Language, Schools and Classrooms. London: Willey, 1976.
Wood J. W. Gendered Lives. Communication, Gender, and Culture. Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1994.

Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается в уровне, причинах и формах суицидального поведения мужчин и женщин. Исследования гендерных аспектов суицида концентрируются вокруг: 1) статистического преобладания мужских суицидов над женскими (соотношение в последние десятилетия 3:1 или 4:1 в большинстве стран, в России в середине 1990-х - 5,5:1); 2) социальной и культурной обусловленности гендерных различий суицидального поведения.

Первая группа предположений о причинах сверхсуицидальности мужчин ориентируется на различия в биосоциальной адаптации. Считается, что мужчины острее реагируют на ухудшение условий жизни, безработицу, дезорганизацию рабочего процесса. Индекс сверхсуицидальности мужчин описывает "среднетипичное в социально типических системах", его превышение свидетельствует о нарастающем социальном неблагополучии. В периоды экономического подъема возрастают возможности общества по удовлетворению потребностей мужчин в самореализации, и уровень сверхсуицидальности снижается (Давыдов; Орлова). Вторая группа мнений основывается на особенностях детского развития и культурных требований к мальчикам, в результате которых мужчины приобретают негибкую жизненную парадигму. Роль мужчины стереотипизируется - настоящий мужчина должен и умирать как мужчина, шагая навстречу своей судьбе. Как только мужчины становятся чувствительными к несчастьям, вероятность суицидальных проявлений повышается, этому соответствуют два пика суицидальной активности - в подростковом возрасте и после 60 лет (Miles. Р. 202-204). Некритичная интериоризация некоторых мужских стереотипов определяет положительную оценку самоубийства ради сохранения чести и достоинства, максимализм и принятие суицида в качестве мужественного поступка.

Третья группа исследований мужской сверхсуицидальности рассматривает взаимосвязь ауто- и гетероагрессии, полагая наиболее суицидоопасным контингентом "людей с оружием": военнослужащих, солдат срочного призыва, работников правоохранительных органов. Антропологические факты предоставляют нам несколько примеров амбивалентных устремлений. Среди равнинных индейцев Северной Америки, племен Дакота (Dakota) и Шайен (Cheyenne) встречается модель "Crazy-Dog-Wishing-To-Die" ("Сумасшедшая собака, стремящаяся к смерти"). Член племени, назвавший себя Crazy-Dog должен атаковать врага до тех пор, пока не будет убит. Среди малайцев существуют некоторые формы душевной болезни, известной как "амок". Феномен характеризуется глубокой начальной депрессией, за которой следуют внезапные агрессивные действия. Охваченный этой болезнью может убить нескольких человек, прежде чем уничтожит себя (Webb, Willard. Р. 21; Mead. Р. 237). Схожие поведенческие комплексы существуют не только в традиционных культурах, но и в современном обществе, часто мужчины становятся их жертвами.

Четвертая группа исследований ищет причины более жизнеспособного женского поведения, которое, согласно гипотезе, может иметь характер сопротивления культурным суицидальным требованиям. Культурные традиции на протяжении веков предписывали женщинам приемлемые для общества модели суицидального поведения. Как правило, они носили характер альтруистических самоубийств, разрешенных и ожидаемых ритуальных действий, например, жертвоприношения женщин на могиле мужа или вождя. Обычай жертвоприношения жен умерших мужей приобрел наиболее институциональный характер у индоарийцев в самосожжении вдов - сати. Считалось, что жена - это собственность мужа, и вдова совершала самоубийство, чтобы избежать риска снова выйти замуж или каким-либо другим способом нарушить верность и целомудрие, а также чтобы обеспечивать мужа всем необходимым в загробном мире (Леви-Брюль. С. 262).

В традиционной русской культуре также существовали установки самоотречения. Славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Живая вдова бесчестила семейство, а женщина, лишившая себя жизни для спасения от грозившего насилия, не подвергалась осуждению (Социальные отклонения). Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что жизнь женщины в ряде культур признавалась меньшей ценностью, чем жизнь мужчины. В начале XX в., когда стали явными первые успехи женского движения за независимость и свободу, количество суицидов среди женщин резко уменьшилось, борьба за эмансипацию оказала видимый благополучный эффект на социальное здоровье женщин (Achte, Lonnqvist. P. 201). Более низкий показатель женских суицидов может быть объяснен стремлением выжить вопреки суицидальным установлениям. Веками воспитанные в женщинах жизнеспособность, желание жить и нести ответственность за себя и семью, открытость к помощи в кризисной ситуации являются мощными антисуицидальными факторами.

Тем не менее, остается необъясненным гендерное соотношение попыток самоубийства к завершенным суицидам с преобладанием женских попыток (1:10). Некоторые авторы рассматривают суицидальную попытку и способ суицида - отравление - в качестве "феминного" пути агрессивности, отмечается реактивный нехарактерный паттерн попытки самоубийства (Yampey. Р. 51).

Gender differences of suicide (англ.)

Литература:

Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические исследования. 1991. N 5.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Орлова И. Б. Самоубийство - явление социальное // Социс. 1998. N 8.
Социальные отклонения. М.: Юрид. лит., 1989.
Achte K. A., Lonnqvist J. Suicide in Finnish Culture // Suicide in different cultures. Edited by N. Farberow / Copyright 1975 by University Park Press.
Mead M. Some personal views. Copyright 1979. Printed in USA.
Miles R. The Rites of Man. Love, Sex and Death in Making of the Male. Graftonbooks. 1991.
Webb J., Willard W. Six American Indian Patterns of Suicide // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow / Copyright 1975 by University Park Press.
Yampey N. Suicide in Buenos Aires: Social and Cultural Influences // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow / Copyright 1975 by University Park Press.

Гендерная статистика - это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся дисциплиной, которая зависит от базовых демографических данных, а также социальных и экономических показателей. Одновременно важную роль играет готовность стран усилить требования к сбору данных, следовать рекомендациям всемирных конференций.

На Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) были определены направления по усилению гендерной статистики и ее интеграции в различные сферы жизнедеятельности женщин и мужчин.

За последние годы правительствами стран, неправительственными организациями и другими институтами многое сделано для включения рекомендаций этих конференций в национальные программы действий, в том числе и рекомендаций по сбору и обработке гендерной статистики - как для мониторинга гендерных изменений в стране, так и в качестве средства выявления гендерных проблем. В период с 1996 по 1998 гг. некоторые страны издали статистические сборники "Положение женщин" или "Женщины и дети". Статистическое отделение Экономической Комиссии Европы (ЭКЕ) ООН рекомендовало избегать дискриминации по признаку пола и издавать статистические сборники о положении и мужчин и женщин (Алма-Ата, 1999). С тех пор почти все страны СНГ опубликовали статистические сборники по положению мужчин и женщин.

ООН играет уникальную роль в сборе и анализе гендерной статистики по всему миру. Точное понимание экономических и социальных ролей женщин и мужчин в разных обществах, а также сравнение показателей гендерного развития в разных странах является существенным моментом в процессе определения политики и разработки программ продвижения гендерного равенства (см. Равенство полов) на национальном и международном уровнях. Статистическое отделение ООН издает отчет "Женщины мира: тенденции и статистика" (1991, 1995, 2000 гг.), позволяющий осознать успехи женщин по сравнению с мужчинами во всем мире и в отдельных странах, а также проблемы, которые еще предстоит решать. В последнем отчете отмечены следующие тенденции: возраст вступления в первый брак увеличивается как у мужчин, так и у женщин; темпы рождаемости снижаются во всех регионах мира; растут темпы рождаемости внебрачных детей, особенно в развитых странах; продолжительность жизни и женщин и мужчин увеличивается во всех странах, кроме Южной Африки, где высок уровень заболеваемости СПИДом; младенческая смертность почти во всем мире среди мальчиков выше, чем среди девочек; разрыв в уровне образования между женщинами и мужчинами сокращается во всем мире, исключая Африку и Южную Азию; две трети из 876 млн неграмотных в мире составляют женщины, и в ближайшие 20 лет сокращения числа неграмотных в мире не ожидается; доступная статистика до сих пор не имеет сильной методической базы для получения качественной и количественной информации об изменениях в занятости женщин; несмотря на призывы к гендерному равенству, женщины до сих пор слабо представлены в правительствах, политических партиях, ООН.

При ООН функционирует ряд экономических комиссий (ЭК), сформированных по региональному принципу. ЭКЕ охватывает страны Северной Америки, Европы и все страны СНГ, включая центрально-азиатские. Статистическое отделение ЭКЕ издает отчет "Женщины и мужчины в Европе и Северной Америке" (1995, 2000 гг.). Регион ЭКЕ характеризуется высокой долей пожилых в общей численности населения. Поэтому в отчете особое внимание уделяется гендерным проблемам старости. Женщины составляют большинство среди лиц пожилого возраста в большинстве стран региона. Часто они имеют мизерную пенсию, которая не может обеспечить даже минимальных потребностей. И это несмотря на то, что им приходилось всю свою жизнь усердно работать.

С точки зрения концептуальной новизны и методов сбора информации в гендерной статистике требует особого внимания раздел "Использованное время". Сбор данных для этого раздела осуществляется методом выборочного социологического обследования. Цель такого рода обследования - определить время, затрачиваемое женщинами и мужчинами на оплачиваемую и неоплачиваемую работу (см. Работа, Неоплачиваемый труд женщин), а также время, потраченное на себя, на досуг и т. п. Такие обследования в разных странах показали, что занятость женщин превышает занятость мужчин, однако оплачиваемая занятость даже в самых продвинутых, с точки зрения гендерного равенства, странах у женщин ниже, чем у мужчин. Это одна из основных причин недооценки трудового вклада женщин, вытекающая отсюда экономическая дискриминация (см. Дискриминация в сфере труда, Гендерная дифференциация оплаты труда), а также распространенный стереотип о "мужчинах-кормильцах" и "женщинах-иждивенках". Оценка распределения времени на оплачиваемую и неоплачиваемую части необходима с точки зрения продвижения гендерного равенства в обществе: статистика является той базой, которая может быть представлена для доказательства экономической дискриминации женщин; результаты регулярных обследований формируют общественное мнение об экономическом вкладе женщин в семейный бюджет, который должен измеряться не только денежными показателями, но и количеством оказываемых услуг; динамика результатов позволит отслеживать изменения гендерных отношений в обществе.

Gender statistics (англ.)

Литература:

Гендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факльтетов / Отв. ред. М. Хегай. Душанбе, 1999. 242 с.: <http://tm2001.by.ru/>
Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. 138 с.
The World's Women 2000. Trends and Statistics. UN. New York. 180 p.
Women and Men in Europe and North America 2000. UN. New York and Geneva. 252 p.: <http://www/unece/org/stats>

Гендерная цензура - цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Тэкс "Сила слова", изданной при участии интернациональной группы писательниц - членов международной писательской организации "Женский мир" ("Women's World") - Всемирной организации женщин в защиту прав, литературы и развития. Группа писательниц проводит изучение гендерной цензуры с 1986 г. При этом они исходят из определения цензуры, которое шире традиционного, используемого большинством правозащитных организаций. По их мнению, цензура - это всякий способ, с помощью которого идеи и произведения искусства, отражающие взгляды, которые не совпадают с доминирующей идеологией, не допускаются к предполагаемой аудитории. Такие произведения могут быть конфискованы или запрещены, проигнорированы, оклеветаны, осмеяны или намеренно ложно истолкованы.

В любом обществе существует определенный уровень цензуры. При военной диктатуре цензура осуществляется военными властями, в коммунистической стране - государством и его институтами (вспомните "Министерство правды" у Дж. Оруэлла), в обществе с рыночной экономикой - силами рынка, хотя в тех случаях, когда их недостаточно, может также применяться вмешательство государства. Но гендерная цензура значительно шире, распространенней и изощренней, чем официально организованный контроль. Она встроена в целый ряд общественных механизмов, которые заглушают голоса женщин, отрицают ценность их опыта и исключают женщин из политического дискурса. Она ставит своей задачей запугать писательниц, избирая своей мишенью тех женщин, которые не соглашаются "знать свое место". Среди тех, кто не позволяет женщинам говорить в полный голос, есть и государственные чиновники, и религиозные фанатики. Однако бывают и совершенно другие виды давления: родители, не желающие тратить деньги на образование и поддержку творчества дочерей, учителя, которые советуют ограничить свои амбиции материнством, издатели, не желающие публиковать смелые и откровенные произведения писательниц и журналисток, и критики, не готовые их воспринять всерьез. Такое давление со стороны семьи и общества приводит к еще одной форме цензуры - самоцензуре женщин, когда женщины не решаются говорить вслух или прямо писать о том, что их волнует.

Гендерную цензуру можно также проследить в политических и экономических приоритетах, которые попустительствуют глобальной женской неграмотности. Неграмотность многих женщин в современном технологичном мире - не просто следствие бедности и непосильного труда, но и общественный механизм, направленный на сохранение дискриминации. Нападки на женское образование в странах, где господствует фундаментализм - звенья все той же цепи (самая сильная метафора гендерной цензуры - это паранджа). Однако гендерная цензура существует и ярко проявляет себя и в Европе, и в Северной Америке, и в России - и находит отпор со стороны женских организаций. Примеры гендерной цензуры - унизительные для женщин слоганы рекламы типа "Женщина - друг бизнесмена", или заявления политиков о том, что "не для женщин и детей пишется Конституция"; трудности, с которыми женщины сталкиваются в продвижении по службе или в политике; тот факт, что большинство российских критиков искусства до сих пор не признает за женщинами права на собственный голос, на отражение в искусстве и журналистике правды о женской душе и женском теле, ожиданиях и проблемах. Свободу печати и права женщин в СМИ нельзя рассматривать изолированно - ведь если женщины как социальная гендерная группа не имеют тех же возможностей в этой сфере, что и мужчины, то истинной свободы СМИ в таком обществе не существует.

Gender censorship (англ.)

Литература:

Ажгихина Н. И. А кони все скачут и скачут // В России что-то происходит. М., 2000.
Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в масс-медиа // Женщины и СМИ: свобода слова и свобода творчества. М., 2001.
Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / Проект "Гендерная экспертиза Московского центра гендерных исследований". М., 1998.
Образы женщин в журналистике / Ассоциация журналисток. М.: Эслан, 1998.
Женщины и журналистика. Сборник материалов международной конференции / Ассоциация журналисток. М, 2000.
Сила слова // Альманах "WЕ \ МЫ". 1997, N 4 (16).
Тэкс М. Сила слова. Культура, цензура и свобода слова / Пер. с англ. М.: Женский мир, 1997.
Steinem Gloria. Revolution from within. New York, 1999.

Гендерная экономика - новое направление экономических исследований, которое раскрывает механизмы гендерного неравенства в формальном и неформальном секторах занятости, рассматривает функционирование политических, торговых, финансовых институтов с точки зрения их воздействия на социально-экономические статусы мужчин и женщин, а также разрабатывает индексы и показатели экономического развития с учетом роста/преодоления гендерной асимметрии.

Речь идет не о становлении нового подраздела экономической теории, а о качественном приращении экономической науки как таковой, которая вне гендерных параметров не может претендовать на полноту и адекватность объяснения экономических процессов. В отличие от классических представлений об экономике как науке, касающейся способов производства товаров и услуг, гендерная экономика концентрирует внимание на участниках экономического процесса и измеряет достижения цивилизации тем, какой объем капитала, товаров и услуг оказывается в распоряжении людей разного пола, и как это влияет на их позиции в системе стратификации общества. Экономические достижения здесь подвергаются проверке сквозь призму соблюдения основных международных договоренностей по правам человека и правам женщин (см. Права человека женщин). Публикации такого рода сегодня чаще всего называют " литературой по гендеру и развитию ".

Гендерную экономику следует отличать от экофеминизма, который основывается на идее о том, что биология женщин предопределяет их отличие в сфере экономической активности.

Gender economics (англ.)

Литература:

Blau F., Ferber M., Winkler A. The Economics of Women, Men and Work. 3-d ed. New Jersey, 1998.
Braidotti R. et al. Women, the Environment and Sustainable Development: Towards a Theoretical Synthesis. London: Zed Books in association with INSTRAW, 1994.
Dijkstra A., Plantenga J. (eds.). Gender and Economics - A European Perspective. London - New York, 1997. P. 36-53.
Ferber M., Nelson J. (eds.). Beyond Economic Men - Feminist Theory and Economics. Chicago, 1993.
Humphries J., Rubery J. The Reconstruction of the Supply Side of the Labor Market: the Relative Autonomy of Social Reproduction. Cambridge Journal of Economics. P. 331-346.
Jacobsen J. The Economics of Gender. Cambridge: Mass, 1994.
Kuiper E., Sap J. (eds.). Out of the Margin - Feminist perspectives on Economics. London - New York, 1995.
Parker K., Leghorn L. Women's Work: Sexual Economics and the World of Women. Routledge and Kegan Paul. Boston: Mass, 1981.
Woolley F. R. The Feminist Challenge to Neo-classical Economics // Cambridge Journal of Economics. Vol. 17. P. 488-500.
Young K. Planning Development with Women: Making a World of Difference. London: Macmillan, 1993.

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.