Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные размерения и общая терминология по судну




Корпус судна представляет собой коробчатую стальную конструкцию, состоящую из листов, подкрепленных системой металлических балок, и обеспечивающую возможность размещения людей, грузов и оборудования, обусловленных назначением судна, рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные конструктивные элементы корпуса судна

1 — ахтерштевень; 2 — кормовая оконечность с ахтерштевнем; 3 — надстройка юта (ют); 4— поперечный комингс люка; 5— грузовой люк; 6— штурманская рубка и навигационный мостик; 7— лебедочные ростры; 8— одностержневая мачта; 9 — переходная кница надстройки; 10— надстройка бака; 11 — носовая оконечность; 12 — наклонный ледокольный форштевень; 13— продольный комингс люка; 14— бортовая обшивка; 15 — днище; 16— секционный сварной шов; 17 –– продольный сварной шов, соединяющий поясья наружной обшивки (паз); 18 — скула

 

Он подразделяется на основной корпус (нижняя часть, ограниченная верхней палубой), надстройки (находящиеся на верхней палубе и идущие от борта до борта части, ограниченные наружными поперечными переборками) и рубки (находящиеся на верхней палубе, палубе надстройки или рубки части, не доходящие до бортов судна более чем на 0,04 его ширины). В зависимости от положения по длине надстройки имеют названия: бак (в носовой части от форштевня), средняя надстройка, ют (в кормовой части до крайней точки кормовой оконечности).

Поверхность, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька, называется теоретической поверхностью корпуса судна. Ее представляют теоретическим чертежом, который является одним из основных технических документов, необходимых на судне. На теоретическом чертеже изображается совокупность последовательных ортогональных проекций ряда сечений теоретической поверхности плоскостями, параллельными главным плоскостям судна и расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, на три взаимно перпендикулярные плоскости. Основой для построения теоретического чертежа является конструктивная ватерлиния (КВЛ), которая соответствует полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна.

Главные плоскости судна:

- диаметральная плоскость (ДП) – вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна;

- плоскость мидель-шпангоута () – вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине конструктивной длины судна;

- основная плоскость (ОП) – горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса в плоскости мидель-шпангоута.

Главные плоскости в статике судна принимаются в качестве координатных плоскостей, они же выбираются плоскостями проекций теоретического чертежа.

Линии, полученные от пересечения теоретической поверхности корпуса плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называют теоретическими шпангоутами или просто шпангоутами, а расстояние между ними -теоретической шпацией (1/20 или 1/10 конструктивной длины судна). Теоретические шпангоуты нумеруют обычно с носа в корму от 0 до 20. Для более подробного описания обводов корпуса в оконечностях применяют промежуточные шпангоуты с обозначением, кратным 1/2или 1/4(например, 203/4). Линии, полученные от пересечения плоскостями, параллельными основной плоскости, называют ватерлиниями, а параллельными диаметральной плоскости - батоксами.

Проекции теоретического чертежа судна имеют следующие наименования:

- бок – фронтальная проекция, на которой батоксы изображаются в виде кривых, а шпангоуты и ватерлинии - в виде вертикальных и горизонтальных прямых, причем нос судна всегда изображается справа;

- полуширота – горизонтальная проекция левой половины корпуса судна, на которой ватерлинии изображаются в виде кривых, а шпангоуты и батоксы – в виде вертикальных и горизонтальных прямых;

- корпус - боковая проекция, на которой шпангоуты изображаются в виде кривых, а батоксы и ватерлинии – в виде вертикальных и горизонтальных прямых, причем носовые шпангоуты показывают справа, а кормовые – слева.

Теоретический чертеж судна приведен на рис. 2.2.

 

Рис. 2.2 - Теоретический чертеж судна с цилиндрической вставкой

 

В качестве линий для установления главных размерений судна принимаются следующие:

- основная линия (ОЛ) – линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна;

- бортовая линия верхней палубы – линия пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом;

- носовой перпендикуляр (НП) – линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна;

- кормовой перпендикуляр (КП) – линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера руля с плоскостью конструктивной ватерлинии судна.

Главные размерения судна представляют собой совокупность конструктивных, наибольших, габаритных и расчетных линейных размерений судна: длины L, ширины В, высоты борта D и осадки d. Конструктивные размерения относятся к конструктивной ватерлинии и характеризуют подводную часть теоретической поверхности корпуса. Наибольшие размерения характеризуют теоретическую поверхность корпуса в целом, т.е. с учетом его надводной части. Габаритные размерения определяют размеры судна с учетом постоянных выступающих частей (металлическая наружная обшивка, рули, гребные винты, бушприт, аппарель, кринолин, привальный брус и т.п.). Расчетные размерения относятся к любой ватерлинии, кроме конструктивной.

Главные размерения судна показаны на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Главные размерения судна

 

За конструктивную длину может быть принята либо длина судна по конструктивной ватерлинии, либо длина судна между перпендикулярами:

- длина судна по конструктивной ватерлинии (L КВЛ) - расстояние между точками пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна;

- длина судна между перпендикулярами (L пп) - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами.

За конструктивную ширину В принимается наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна. За высоту борта D принимается вертикальное расстояние в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна. За конструктивную осадку d КВЛ принимается расстояние между основной плоскостью и плоскостью конструктивной ватерлинии. Конструктивные главные размерения приводятся на теоретическом чертеже судна.

 

Наименование Определение
Аппарель Наклонная платформа в носу или корме судна для погрузки самоходной техники на борт судна
Бак Надстройка в носовой части верхней палубы идущая от форштевня
Верхняя палуба Самая верхняя непрерывная по всей длине судна палуба
Высота борта судна D Расстояние по вертикали, м, измеренное на миделе, от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до верхней кромки бимса верхней палубы у борта. На судах, имеющих закругленное соединение верхней палубы с бортом, высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым
Длина судна L Расстояние, м, измеренное на уровне летней грузовой ватер-линии от передней кромки форштевня до кормовой кромки рудерпоста или оси баллера руля (если рудерпост отсутствует), или 96 % длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше. Однако при этом L может приниматься не более 97 % длины судна, измеренной на уровне летней грузовой ватерлинии. При необычной форме носовой или кормовой оконечности судна L является предметом специального рассмотрения Регистром
Диптанк Цистерна расположенная выше настила второго дна
Кормовой перпендикуляр Вертикальная линия в диаметральной плоскости судна, ограничивающая в кормовой оконечности длину судна
Коэффициент общей полноты Коэффициент, определяемый при осадке d по летнюю грузовую ватерлинию, длине L и ширине В по формуле: Сb = LBD/ D, где D – объемное водоизмещение судна
Летняя грузовая ватерлиния Ватерлиния, находящаяся на уровне центра круга грузовой марки при положении судна без крена и дифферента
Машинное отделение в корме Означает, что середина длины машинного отделения находится за пределами 0,3 L в корму от миделя
Мидель Поперечное сечение корпуса, проходящее через середину длины L
Надстройка Закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстояние не более 4 % ширины судна
Непроницаемая конструкция Конструкция, не пропускающая воду или другие жидкости
Нижние палубы Палубы, расположенные ниже верхней палубы. При наличии нескольких нижних палуб они называются: вторая, третья и т.д., считая от верхней палубы
Носовой перпендикуляр Вертикальная линия в диаметральной плоскости судна, проходящая через точку пересечения летней грузовой ватерлинии с передней кромкой форштевня
Оконечности, пики Части корпуса судна, расположенные за пределами средней части длины судна, общее название форпика и ахтерпика
Осадка судна d Расстояние по вертикали, м, измеренное на миделе, от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до летней грузовой ватерлинии
Основные шпангоуты Вертикальные связи бортового набора, установленные в плоскости флоров или скуловых бракет на расстояние одной шпации друг от друга.
Паз Продольный сварной шов, соединяющий поясья наружной обшивки
Палуба надводного борта Палуба, от которой рассчитывается надводный борт
Палуба надстройки Палуба, ограничивающая ярус надстройки сверху. При наличии нескольких ярусов надстройки палубы надстройки называются: палуба надстройки первого, второго и т.д. яруса, считая от верхней палубы
Палуба переборок Палуба, до которой доведены главные поперечные водонепроницаемые переборки деления судна на отсеки.
Палуба рубки Палуба, ограничивающая ярус рубки сверху. При наличии нескольких ярусов рубки палубы рубки называются: палуба рубки первого, второго и т.д. яруса, считая от верхней палубы. Если рубка устанавливается на палубе надстройки первого, второго и т.п. яруса, палуба рубки называется соответственно палубой рубки второго, третьего и т.д. яруса
Переходный район Участок длины судна между форпиковой переборкой и сечением 0,2 L в корму от носового перпендикуляра
Платформа Нижняя палуба, простирающаяся лишь на части длины или ширины судна
Расчетная палуба Палуба, составляющая верхний пояс поперечного сечения корпуса судна. Такой палубой может быть самая верхняя непрерывная палуба или палуба длинной средней надстройки, удлиненных бака и юта вне концевых участков или палуба квартердека вне переходного участка
Рампа Устройство, предназначенное для перемещения грузов с причала на палубы судна с доступным для передвижения уклоном
Рубка Закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстоянии более 4 % ширины судна
Система набора перекрытия Характеристика расположения балок основного набора перекрытия относительно главных плоскостей судна, определяющая условия работы его конструктивных элементов по восприятию поперечных и продольных усилий. Различают поперечную, продольную, клеточную и смешанную системы набора перекрытия
Система набора корпуса судна Конструктивный признак, характеризующий особенности набора перекрытий входящих в поперечное сечение судна. Различают поперечную, продольную и комбинированную системы набора корпуса судна
Спецификационная скорость v 0 Наибольшая скорость судна, уз, на тихой воде при осадке по летнюю грузовую ватерлинию и номинальной мощности энергетической установки
Средняя часть корпуса судна Часть корпуса судна длиной 0,4 L по 0,2 L от миделя в нос и корму
Стык Сварной шов, соединяющий поперечные кромки листов обшивки или настилов
Танк Грузовое пространство между поперечными переборками для перевозки жидкостей на наливном судне
Твиндек Грузовое пространство между палубами сухогрузного судна
Трюм Пространство между вторым дном и ближайшей к нему палубой сухогрузного судна, служащее для размещения грузов
g = 9,81 м/с2 Ускорение свободного падения
r = 1,025 т/м3 Плотность морской воды
Цистерна Емкость на судне для размещения воды, топлива, масла и других жидких запасов, расположенная в междудонном или межбортном пространстве
Ширина судна Наибольшая ширина, м, измеренная на миделе между наружными кромками шпангоутов
Шпация Расстояние между балками основного набора, принимаемое исходя из нормальной шпации а 0, м, определяемой по формуле а 0= 0,002 L +0,48. Отклонение от нормальной шпации может быть допущено в пределах от 0,75 а 0 до 1,25 а 0; В форпике и ахтерпике шпация должна быть не более 0,6 м, между переборкой форпика и сечением 0,2 L в корму от носового перпендикуляра - не более 0,7 м. Отклонение от указанных шпаций является предметом специального рассмотрения Регистром. Во всех случаях шпация основного набора не должна превышать 1 м
Ют Надстройка в кормовой части верхней палубы

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.