Наименование
| Определение
|
Части и общие элементы корпуса
|
| Настил
| Поверхность из металлических листов, прикрепленных к набору, расположенная горизонтально или близко к этому
|
| Корпус
| Коробчатая металлическая конструкция, состоящая из набора, обшивки, настилов и переборок
|
| Обшивка
| Поверхность из металлических листов, прикрепленных к набору, формирующая обводы корпуса или внутренние вертикальные поверхности
|
| Бульб
| Выступающее каплевидное образование в подводной части носовой оконечности корпуса для улучшения ходовых качеств
|
| Транец
| Перекрытие, образующее срез кормы транцевой формы
|
| Кормовой подзор
| Часть кормовой оконечности, выступающая за ахтерштевень
|
| Форштевень
| Особо прочная балка, являющаяся продолжением киля и окончанием набора корпуса в носу
|
| Ахтерштевень
| Горизонтальная листовая деталь треугольной или трапецевидной формы для соединения штевней с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой
|
| Балка
| Жесткий элемент набора корпуса из катаного или составного профиля, предназначенный для восприятия поперечных и продольных нагрузок
|
| Набор
| Каркас из поперечных и продольных балок и ребер, обеспечивающий жесткость и прочность корпуса. Набор включает балки основного набора и рамные связи.
|
| Перекрытие
| Участок обшивки или настила, подкрепленный набором и ограниченный опорным контуром, образованным соседними перекрытиями
|
| Листовые элементы конструкции корпуса
| Под листовым элементом понимается участок обшивки или настила, ограниченный подкрепляющим набором. К листовым элементам относятся участки настилов палуб, платформ, второго дна и участки обшивки днища, борта, переборок, а также стенок балок рамного набора
|
| Балки основного набора
| Установленные через одну шпацию по листовому полотнищу перекрытия балки (ребра жесткости), по расположению которых определяется система набора перекрытия, и делящие обшивку и настилы корпуса судна на отдельные панели (пластины). К балкам основного набора относятся продольные балки по палубам, бортам, продольным переборкам, настилу второго дна и днищу, стойки и горизонтальные балки переборок, шпангоуты, бимсы, балки бракетных флоров и т. п.
|
| Рамные связи (балки)
| Усиленные по сравнению с балками основного набора связи перекрытия, служащие для них промежуточными опорами. К балкам рамного набора относятся рамные бимсы, карлингсы, рамные шпангоуты, бортовые стрингеры, флоры, днищевые стрингеры, вертикальный киль, рамные стойки и горизонтальные рамы переборок и т. п.
|
| Шпангоутная рама
| Поперечная рама, состоящая из флора, рамных шпангоутов и рамного бимса
|
| Стрингер
| Усиленная продольная балка набора днищевого или бортового перекрытия
|
| Комингс
| Конструкция, окаймляющая вырез в настиле или обшивке корпуса судна
|
| Ребро жесткости
| Профильный элемент, подкрепляющий лист обшивки, настила или стенки балки составного профиля для обеспечения местной жесткости
|
| Распорка корпуса судна
| Балка набора корпуса судна составного или катанного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких либо частей судна
|
| Съемный лист
| Деталь из листа с набором или без него для закрытия отверстия в корпусе, прикрепляемая при помощи разъемного соединения
|
| Бракета
| Листовая деталь прямоугольной или близкой к ней формы, предназначенная для соединения между собой балок набора или присоединения их к настилу или обшивке
|
| Кница
| Листовая деталь треугольной или близкой к ней формы, предназначенная для соединения набора
|
| Заделка
| Листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса, через которые проходит набор
|
| Фестонный лист
| Лист настила второго дна или обшивки второго борта, одна из кромок которого имеет зубчатую форму с язычками, переходящими в пояски балок смежного перекрытия
|
| Шпигат
| Отверстие в фальшборте или палубном настиле для стока воды с палубы судна
|
Наружная обшивка
|
| Наружная обшивка
| Непроницаемая листовая оболочка корпуса, образующая борта, днище и оконечности судна
|
| Днищевая наружная обшивка
| Часть наружной обшивки, образующая со скуловым поясом днище судна
|
| Бортовая наружная обшивка
| Часть наружной обшивки выше скулового пояса
|
| Пояс наружной обшивки
| Ряд идущих в продольном направлении листов наружной обшивки, имеющих общие пазы
|
| Ширстрек
| Верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней палубе судна
|
| Скуловой пояс
| Пояс наружной обшивки в районе скулы
|
| Ледовый пояс
| Утолщенные листы наружной обшивки в районе действия ледовой нагрузки
|
Днищевое перекрытие
|
| Днищевое перекрытие судна
| Перекрытие судна, расположенное между верхними кромками скуловых поясов, простирающееся по длине судна до ближайших переборок или выгородок
|
| Скула
| Участок перехода от бортов к днищу
|
| Двойное дно
| Часть корпуса судна, ограниченная снаружи днищевой обшивкой, а изнутри - настилом второго дна и крайними междудонными листами
|
| Второе дно
| Настил с подкрепляющими балками, установленный на флорах, киле и днищевых стрингерах
|
| Настил второго дна
| Непроницаемый настил, ограничивающий двойное дно сверху
|
| Крайний междудонный лист
| Горизонтальный или наклонный пояс настила второго дна, примыкающий к наружной обшивке
|
| Киль
| Основная продольная балка корпуса в составе днищевого перекрытия, устанавливаемая в диаметральной плоскости судна
|
| Вертикальный киль
| Усиленный вертикальный днищевой стрингер, установленный в диаметральной плоскости
|
| Туннельный киль
| Киль, образованный двумя вертикальными стрингерами, обычно симметричными диаметральной плоскости, с расстоянием не более 1,8 м между ними
|
| Горизонтальный киль
| Утолщенный пояс днищевой обшивки, симметричный относительно диаметральной плоскости
|
| Флор
| Поперечная балка днищевого перекрытия, состоящая обычно из двух сплошных листов с вырезами, соединенных на вертикальном киле
|
| Непроницаемый флор
| Сплошной флор без вырезов, разделяющий двойное дно на непроницаемые отсеки
|
| Бракетный флор
| Флор, состоящий из верхней и нижней балок, соединенных на продольных связях бракетами
|
| Днищевой стрингер
| Стрингер днищевого перекрытия, устанавливаемый вертикально
|
| Полустрингер
| Днищевой стрингер не полной высоты, устанавливаемый по наружной обшивке или под настилом второго дна
|
| Разносящий стрингер
| Стрингер судна уменьшенной высоты и небольшой протяженности, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна
|
| Кильсон
| Днищевая продольная балка судна без второго дна из листа или составного профиля идущая параллельно килю, то же самое что стрингер
|
| Средний кильсон
| Основная днищевая продольная балка судна без второго дна из листа или составного профиля расположенная в диаметральной плоскости, то же самое что вертикальный киль
|
| Продольная днищевая балка
| Продольная балка днищевого перекрытия при продольной системе набора, подкрепляющая днищевую обшивку
|
| Продольная балка второго дна
| Продольная балка днищевого перекрытия при продольной системе набора, подкрепляющая настил второго дна
|
Бортовое перекрытие
|
| Бортовое перекрытие
| Перекрытие судна, расположенное от скулового пояса наружной обшивки вверх до ближайшей палубы или между палубами простирающееся по длине до ближайших поперечных переборок или выгородок
|
| Шпангоут
| Поперечная балка бортового перекрытия
|
| Рамный шпангоут
| Шпангоут судна увеличенных размеров, входящий в состав шпангоутной рамы
|
| Промежуточный шпангоут
| Шпангоут, устанавливаемый между основными шпангоутами
|
| Поворотный шпангоут
| Шпангоут в носовой или кормовой оконечности судна, стенка которого перпендикулярна бортовой обшивке и не лежит в поперечной плоскости
|
| Ветвь шпангоута
| Участок шпангоута судна, проходящий в помещении, ограниченном палубами, либо палубой и настилом второго дна или днищевым перекрытием
|
| Трюмный шпангоут
| Ветвь шпангоута судна, проходящая в твиндеке
|
| Твиндечный шпангоут
| Ветвь шпангоута судна, проходящая в трюме
|
| Скуловая кница
| Кница, соединяющая нижний конец шпангоута с крайним междудонным листом, а при отсутствии второго дна – с флором или крайней днищевой продольной балкой, либо крайние днищевые балки с нижними бортовыми продольными балками судна
|
| Бортовой стрингер
| Стрингер бортового перекрытия, входящий в состав горизонтальной рамы
|
| Продольная бортовая балка
| Продольная балка бортового перекрытия при продольной системе набора, подкрепляющая бортовую обшивку
|
| Брештук
| Треугольный или трапециевидный горизонтальный лист, соединяющий форштевень или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна
|
Палубное перекрытие
|
| Палуба
| Горизонтальная конструкция, идущая по всей длине судна или между пиковыми переборками и ограничивающая основной корпус сверху или разделяющая на пространства (трюмное, твиндечные)
|
| Палубное перекрытие
| Перекрытие судна, опирающееся на бортовые перекрытия, а также переборки корпуса или пиллерсы судна, в случае их наличия, либо только на переборки и разделяющее корпус судна на помещения по вертикали
|
| Верхняя палуба
| Непрерывная по всей длине верхняя палуба судна
|
| Палуба переборок
| Самая верхняя палуба, до которой доведены непроницаемые переборки, делящие основной корпус на отсеки
|
| Вторая палуба
| Палуба, расположенная непосредственно ниже верхней палубы
|
| Палуба бака
| Палуба, ограничивающая бак сверху
|
| Палуба юта
| Палуба, ограничивающая ют сверху
|
| Настил палубы
| Настил из листов, образующий вместе с подкрепляющим его набором палубные перекрытия
|
| Палубный стрингер
| Крайний пояс настила палубы, примыкающий к бортовой обшивке
|
| Стрингерный угольник
| Угловой профиль, обеспечивающий клепаное соединение палубного стрингера с бортовой обшивкой
|
| Бимс
| Поперечная балка бортового перекрытия или платформы, идущая от борта до борта
|
| Рамный бимс
| Бимс увеличенных размеров, входящий в состав шпангоутной рамы
|
| Концевой люковый бимс (концевой бимс)
| Усиленный бимс, совпадающий с поперечной кромкой выреза грузового люка
|
| Полубимс
| Бимс, идущий не по всей ширине судна (от борта до карлингса или между карлингсами)
|
| Бимсовая кница
| Кница, соединяющая шпангоут с балками палубных перекрытий
|
| Комингс люка
| Комингс, окаймляющий на палубе по периметру вырез люка
|
| Карлингс
| Усиленная продольная балка палубного перекрытия, входящая в состав продольной рамы
|
| Коминг-карлингс
| Усиленная продольная балка совпадающая с продольной кромкой выреза грузового люка
|
| Продольная подпалубная балка
| Продольная балка палубного перекрытия при продольной системе набора, подкрепляющая палубный настил
|
| Платформа
| Внутренняя палуба, простирающаяся на часть длины или ширины судна
|
| Пиллерс
| Отдельно стоящая стойка для поддержания палуб или других конструкций
|
| Пандус
| Пологая наклонная плоскость между палубами для проезда колесной или гусеничной техники
|
| Квартердек
| Возвышающаяся уступом на неполную высоту междупалубного расстояния кормовая часть верхней палубы
|
| Спонсон
| Выступающий за линию борта участок верхней палубы судна с подкрепляющими его конструкциями
|
| Слип судна
| Конструкция в кормовой оконечности судна, образованная наклонным участком палубы и ограничивающими вертикальными продольными переборками, для подъема на палубу судна орудий лова рыбы на небольших судах
|
90 7
| Полоса ватервейса
| Вертикальная полоса на палубе или платформе у борта для ограждения водопротока
|
Переборки
|
| Переборка
| Вертикальная стенка из листов и набора, разделяющая основной корпус на отсеки или ограничивающая надстройки и рубки судна
|
| Непроницаемая переборка
| Переборка корпуса, которая в эксплуатации или в аварийных случаях, предусмотренных расчетом, является непроницаемой
|
| Огнестойкая переборка
| Переборка с изоляцией, которая выдерживает действие пламени и не допускает значительного нагрева по другую сторону
|
| Проницаемая переборка
| Переборка, к которой не предъявляется требование непроницаемости
|
| Поперечная переборка
| Переборка корпуса судна, установленная в поперечном направлении судна
|
| Форпиковая переборка
| Непроницаемая поперечная переборка, отделяющая форпик
|
| Ахтерпиковая переборка
| Непроницаемая поперечная переборка, отделяющая ахтерпик
|
| Продольная переборка
| Переборка, идущая вдоль судна
|
| Главная поперечная переборка
| Непроницаемая поперечная переборка корпуса, доходящая до палубы переборок, идущая от борта до борта и делящая судно на отсеки, обеспечивающие его непотопляемость
|
| Главная продольная переборка
| Непроницаемая продольная переборка корпуса, доходящая до палубы переборок, идущая на большей части длины судна и делящая судно на отсеки, обеспечивающая его непотопляемость и участвующая в обеспечении общей продольной прочности корпуса судна
|
| Отбойная переборка
| Переборка корпуса судна с вырезами, устанавливаемая в средней части танка или внутри цистерн, для уменьшения динамической нагрузки от перемещения жидкости
|
| Полупереборка
| Переборка корпуса судна, проходящая по части его длины или ширины или не по всей высоте отсека
|
| Горизонтальная балка переборки
| Горизонтальная балка катаного или составного профиля набора переборки
|
| Горизонтальная рама переборки, шельф
| Усиленная горизонтальная балка переборки, входящая в состав горизонтальной рамы
|
| Стойка переборки
| Вертикальная балка катаного или составного профиля набора переборки
|
| Рамная стойка переборки
| Усиленная стойка переборки, входящая в состав продольной рамы
|
| Доковая стойка переборки
| Усиленная стойка поперечной переборки, соединенная с вертикальным килем или днищевыми стрингерами, под которыми располагают кильблоки при постановке судна в док
|
| Выгородка
| Стенка снабором или без него, разделяющая помещения внутри отсека, надстройки или рубки
|
| Комингс двери
| Участок переборки или выгородки ниже выреза двери с деталями оформления этого выреза
|
Надстройки и рубки
|
| Надстройка
| Часть корпуса над верхней палубой, образованная продолжением бортов основного корпуса, палубой и поперечными переборками
|
| Бак
| Надстройка в носовой части, начинающаяся от форштевня
|
| Удлиненный бак
| Бак, длина которого не менее 0,25 длины судна
|
| Ют
| Надстройка в кормовой части, доходящая до ее окончания
|
| Рубка
| Конструкция из продольных и поперечных переборок и палуб, расположенная на верхней палубе или палубе надстройки, не доходящая до бортов более чем на 0,04 ширины судна
|
| Мостик
| Палуба надстройки, на которой расположены приборы управления судном, а также штурманская и рулевая рубки
|
| Фальшборт
| Конструкция из листов с подкрепляющим набором для ограждения открытых частей палуб судна
|
| Стойка фальшборта
| Стойка для подкрепления фальшборта и присоединения его к палубе судна
|
| Планширь
| Деталь из листового или профильного материала, окаймляющая верхнюю кромку фальшборта или другого ограждения
|
| Переходной мостик
| Конструкция на верхней палубе для сообщения между надстройками или перехода с борта на борт
|
Выступающие части и специальные конструкции
|
| Козырек
| Конструкция, являющаяся продолжением бортовой обшивки над уровнем открытой верхней палубы или палубы бака в носовой оконечности для уменьшения заливаемости при встречном волнении
|
| Выкружка
| Изогнутая часть наружной обшивки в районе выхода гребного вала
|
| Кронштейн гребного вала
| Наружная конструкция для создания опоры гребному валу, состоящая из ступицы и одной или двух лап для крепления к корпусу
|
| Скуловой киль
| Киль судна в виде наружной продольной листовой или профильной связи из бруса или нескольких полос, проходящий между форштевнем и ахтерштевнем по всей длине судна. Служит пассивным успокоителем качки
|
| | | | | |