№ п/п
| Понятия и термины
| Что означает
| Математическая запись
|
| Общая прочность судна
| Это способность корпуса при общем изгибе судна воспринимать внешние нагрузки в предусмотренных проектом условиях эксплуатации без разрушения, с сохранением непроницаемости и формы конструкций (с возможными деформациями в допустимых пределах)
|
|
| Надежность
| Гарантированная способность конструкции корпуса нормально выполнять предусмотренные функции в течение заданного срока службы в условиях обычной эксплуатации
|
|
| Устойчивость
| Способность элементов конструкций сохранять свою первоначальную равновесную форму при действии:
для стержневых элементов – сжимающих и/или поперечных нагрузок;
для листовых элементов (пластин) – сжимающих и/или касательных напряжений.
|
|
| Потеря устойчивости
| Изменение исходной равновесной формы конструкции, качественно меняющей характер ее деформации. Например, сжатый стержень наряду с осевой деформацией сжатия при потере устойчивости получает еще деформацию изгиба, что резко снижает его способность воспринимать сжимающие усилия.
|
|
| Эйлерова (критическая) сила
| Наименьшее значение сжимающей нагрузки, при которой исходная равновесная форма перестает быть формой устойчивого равновесия
|
|
| Усталостная (эксплуатационная) прочность
| Способность конструкции противостоять появлению трещин при многократном действии переменных нагрузок с числом циклов порядка 105¸106
|
|
| Предел усталости (выносливости)
| Верхняя граница напряжений, при которых разрушение конструкции не происходит при неограниченном возрастании числа циклов (порядка 107¸108)
|
|
| Предельная прочность
| Прочность конструкции, рассчитанная по критерию наступления пластических деформаций при достижении номинальными напряжениями предела текучести
|
|
| Деформация
| 1) Любое изменение размеров или формы конструкции;
2) Компоненты тензора деформаций.
|
|
| Напряжение
| Мера взаимодействия частиц тела (конструкции) при действии на него внешних сил. Определяется как интенсивность внутренних сил упругости и представляет собой реакции, возникающие во внутренних связях тела при внешних воздействиях. При сложном напряженном состоянии напряжения определяют методами теории упругости. Для простых напряженных состояний используют упрощенные инженерные расчетные схемы:
при растяжении-сжатии s = P/F;
при изгибе s = Mz/I
|
|
| Опасное состояние
| Состояние пограничное между нормальными условиями работы конструкции и моментом появления повреждений. Определяется системой нагрузок и других воздействий на конструкцию, свойствами материала и геометрии конструкции.
Различают два вида опасных состояний конструкций корпуса: искажение формы и нарушение целостности. В качестве признаков наступления этих опасных состояний рассматривают пластическое деформирование, потерю устойчивости, усталостное и хрупкое разрушение.
|
|
| Критерий прочности
| Физическое явление являющееся основой для принятия решения о наступлении опасного состояния. Для оценки прочности судовых конструкций в зависимости от условий и характера работы конструкции используются четыре критерия: критерий предельной прочности, критерий устойчивости, и критерий хрупкого разрушения
|
|
| Условие прочности
| Соотношение между расчетными напряжениями в конструкции и опасными значениями напряжений, гарантирующее в соответствии с принятым критерием нормальную работу конструкции. Условие прочности записывается в виде
s £ sдоп = k ssоп,
где sоп – опасное напряжение, выбираемое в соответствии с принятым критерием прочности, k s.– коэффициент допускаемых напряжений.
Принимают
sоп = s n – критерий предельной прочности, где s n – предел текучести материала;
sоп = s cr – критерий устойчивости, где s cr – критическое напряжение для конструкции;
sоп = s - 1– критерий усталостного разрушения, где s - 1 – предел усталости;
sоп = s1 – критерий хрупкого разрушения, где s1 – напряжение отрыва
|
|
| Допускаемое напряжение
| Величина, определяющая допустимый уровень напряжений, при превышении которого нельзя гарантировать безопасную работу конструкции при эксплуатационных и предусмотренных аварийных нагрузках. Определяется как часть опасного напряжения путем его деления на коэффициент запаса прочности или умножения на коэффициент допускаемого напряжения, т.е. sдоп = sоп/ n s или sдоп = k ssоп, где n s – коэффициент запаса прочности, k s – коэффициент допускаемых напряжений
|
|
| Механические свойства сталей
|
|
|
| Верхний предел текучести
|
|
|
| Нормативный предел текучести
|
|
|
| Относительное удлинение
|
|
|
| Вязкость
|
|
|
| Упругость
|
|
|
| Пластичность
|
|
|
| Модуль упругости
|
|
|
| Нагрузки
различают
|
|
|
| по длительности
| длительная
| нагрузка, время действия которой соизмеримо или больше времени одного рейса;
|
|
кратковременная
| нагрузка, время действия которой существенно меньше времени одного рейса
|
|
по изменению во времени
| постоянная
| нагрузка, величина и направление действия которой не изменяются или мало изменяются во времени
|
|
переменная
| нагрузка, величина и направление действия которой изменяются во времени
|
|
по воздействию на конструкцию
| статическая
| нагрузка, время изменения которой в 2,5 раза и более превышает период первого тона свободных колебаний конструкции;
|
|
динамическая
| нагрузка, время изменения которой соизмеримо или меньше периода первого тона свободных упругих колебаний конструкции
|
|
гидростатическая нагрузка
| Постоянная нагрузка от воздействия внешней морской среды и жидких грузов при отсутствии волнения и качки судна, а также ее постоянная (либо мало изменяющаяся во времени) составляющая при наличии волнения и качки.
|
|
волновая или гидродинамическая нагрузка
| Переменная нагрузка от воздействия внешней морской среды и жидких грузов при наличии волнения и качки судна
|
|
Эксплуатационные нагрузки
| Переменные волновые нагрузки, имеющие обеспеченность порядка 10-5 и соответствующие осредненному за время эксплуатации судна уровню нагрузок, исходя из которых устанавливаются требования к работоспособности конструкций в условиях многократного нагружения
|
|
экстремальные нагрузки
| Переменные волновые нагрузки, имеющие обеспеченность порядка 10-8 и соответствующие практически наибольшим нагрузкам, определяющим требования к предельной прочности конструкций
|
|
|
|
|
|
| Слемминг днищевой
| Удар плоской оголенной части носовой оконечности о встречную волну. Имеет место при малой осадке, обычно при переходе судна в балласте. Возникающие динамические нагрузки порождают значительный ударный изгибающий момент особо опасный при наличии у судна прогиба на тихой воде.
|
|
| Слемминг бортовой
| Удар набегающей волны в развал бортов носовой оконечности судна при его движении с высокой скоростью навстречу распространению волн.
|
|
| Эквивалентный брус
| Условная двух- или многотавровая монолитная тонкостенная балка, используемая при оценке общей продольной прочности, для которой справедлива гипотеза плоских сечений и имеющая формально такие же геометрические характеристики поперечного сечения, что и корпус проектируемого судна. Эквивалентный брус состоит из совокупности одноосно нагруженных продольных конструктивных связей, принимающих эффективное совместное участие в общем продольном изгибе
|
|
| Изгибающий момент на тихой воде
| Изгибающий момент, возникающий в поперечных сечения корпуса судна при его изгибе в диаметральной плоскости под действием сил тяжести и сил поддержания в условиях спокойного моря
|
|
| Волновой изгибающий момент
| Дополнительный к моменту на тихой воде изгибающий момент, связанный с перераспределением сил поддержания в условиях волнения и вызванных им гидродинамическими эффектами. В настоящее время определяется с учетом нерегулярности морского волнения.
|
|
| Ударный изгибающий момент
| Дополнительный к волновому и моменту на тихой воде изгибающий момент, связанный динамическим воздействием морского волнения на корпус судна при днищевом и бортовом слеминге
|
|
| Суммарный изгибающий момент
|
|
|
| Расчетный изгибающий момент при оценке общей продольной прочности
|
|
|
| Минимально-допустимые толщины листовых конструкций
|
|
|
| Определение напряжений в балочных элементах корпуса судна
|
|
|
| Определение напряжений в листовых элементах конструкций
|
|
|
| Определение размеров листовых конструкций
|
|
|
| Определение размеров балочных элементов корпуса судна
|
|
|
| Определение момента сопротивления балочных элементов
|
|
|
| Определение площади поперечного сечения балки при ее работе на срез
|
|
|
| Определение добавки на коррозионный износ для листовых конструкций
|
|
|
| Определение добавки на коррозионный износ для балочных элементов
|
|
|
| Длина балки
|
|
|
| Присоединенный поясок обшивки
|
|
|
| Унификация
| Установление и применение однотипных конструкций в целях увеличения серийности изготовления с применением наиболее рационального способа изготовления для судов различного назначения и разных размеров
|
|
|
|
|
|