Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каждый ребенок хочет действовать




ЧАСТЬ 1. К ДУХОВНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ

 

Глава 1. Основные представления о ребенке

 

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ.

ВОКРУГ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Эти три представления являются основными для работы с детьми. Здоровый рост ребенка возможен с некоторой помощью и при поддерживающем окружении. В хорошем детском саду часто повторяются события подобные этому:

Однажды утром четырехлетний Денни, надев шапку пожарника, выходит навстречу четырехлетнему Сэму, который только что пришел. Лицо Денни оживлено ожиданием.

 

Денни: «Хочешь играть в спасателей?»

 

Они улыбаются друг другу. Энергично и непосредственно обмениваются рукопожатиями. Сэм берет шапку пожарника, и они запрыгивают на зеленый ящик, который служит им вертолетом. Они «улетают» спасать воображаемых пострадавших. Другие дети присоединяются к игре. Они жмут друг другу руки после каждой важной победы.

Потенциальное встречается с потенциальным — каждое обогащается встречей с другим. Равные по возможностям вместе совершают великое. Мир наполнен возможностями.

 

 

Каждый ребенок стремится актуализировать свои потенциальные возможности, которые всегда наготове и стремятся к выражению. Когда ребенок видит, что другим детям интересно, он хочет пережить это тоже.

Сьюзен наблюдает за мальчиками, играющими в суперменов. Они прыгают с зеленого ящика. Двое из них держатся за концы короткой веревки и прыгают вместе. Сьюзен это кажется интересным. Она очень старается вскарабкаться на ящик.

 

Сэм: «Ты не можешь быть суперменом. Ты — девочка».

Сьюзен: «Я — супер девочка».

 

Сэм соглашается. Когда мальчики прыгают, Сьюзен прыгать не решается, ей кажется, что слишком высоко. Я мягко обращаюсь к ней.

 

Мис-с С: «Сьюзен, если ты ляжешь на живот, то сможешь спуститься».

(Она делает это.)

Сьюзен: «Я спустилась так, миссис Снайдер».

Мис-с С: «Да, теперь ты знаешь, как забираться и

как спускаться».

 

Мальчики так заняты игрой, что не замечают, как Сьюзен забирается и спускается. Через некоторое время она тоже прыгает с ящика. Это важное утро для Сьюзен. Она узнала, что она может рисковать, принимая вызов, и что ей интересно играть с сильными мальчиками.

Потенциальное было богато представлено в Сьюзен. Для его пробуждения она нуждалась в стимуляции чем-то захватывающим. Ей нужна была небольшая помощь, которая подтолкнула бы ее к успеху.

Некоторым детям прошлый опыт мешает актуализировать их потенциальные возможности.

Карл — привлекательный и хорошо физически развитый мальчик. Он без конца говорит о своей силе, расхаживает в бейсбольной шапочке и демонстрирует мускулы. Если игра становится грубой, он уходит в более спокойный угол комнаты. Джону нравится Карл и ему хотелось бы поиграть с ним, поэтому Джон подходит к Карлу и затевает с ним дружескую потасовку. Карл пятится от него.

 

Мис-с С: «Джон, ты хочешь поиграть с Карлом. Ты не хочешь сделать ему больно. Карл, если ты немного оттолкнешь Джона назад, вот так, вы поборетесь, и тебе будет интересно.»

Карл: «Посмотрите на мои мускулы.»

(Обращаясь ко мне, а не к Джону, он сгибает руку и «играет» мускулами).

Мис-с С: «Если игра станет слишком грубой, ты всегда сможешь сказать: «Стой, я больше не хочу играть», и ты остановишься, не так ли, Джон?»

Джон: «Да.»

 

Но Карл уходит, демонстрируя мускулы девочкам и рассказывая им, какой он сильный.

Карл очень любит быть сильным. Он старается уговорить себя поверить этому, но он боится. В этом есть и потенциальные возможности и желание. Через свои прошлые чувства он знает, что неудачная попытка будет катастрофой. Он боится, что его ударят, хотя он так же силен, как Джон. Он не станет пробовать, чтобы не потерпеть неудачу. Он не осознает потенциальное в себе. Ему нужен опыт успеха, чтобы пережить чувство полноценности, прежде чем он будет готов получить удовольствие в борьбе с Джоном.

В некоторых детях потенциальное прекрасно готово к использованию.

Осень. Самая младшая девочка, Бекки, наблюдает за мальчиками, карабкающимися на дерево во дворе. Джон лазает очень ловко и забирается высоко. Мелвин старается подражать ему. Он поднялся на самый верх алюминиевой лестницы, но боится перебраться на дерево. Он поворачивается и начинает спускаться.

 

Мис-с С: «Через некоторое время ты поймешь, как это сделать, не так ли, Мелвин?»

 

Бекки внимательно наблюдает. Она подходит к лестнице ' и поднимается на дерево. Она кажется слишком маленькой и хрупкой, чтобы карабкаться по деревьям, но она делает это очень уверенно. Ее темные глаза сверкают от волнения и удовлетворения.

В некоторых случаях, когда ребенок пытается реализовать свой потенциал, внешние силы работают против него.

Рано утром Джон приходит с Беллой, одной из ухаживающих за ним женщин. Она говорит, что вчера дома Джон испачкал штанишки. Я вижу, что Джону тяжело слышать, как Белла говорит мне это. Он опускает голову. (В начале учебного года я говорю родителям, что я всегда рада говорить с ними об их детях, но только, если ребенка нет рядом).

 

Мис-с С. (когда Белла ушла): «Тебе не нравится, когда Белла говорит мне такое о тебе, не так ли, Джон?»

 

Джон не отвечает.

 

Мис-с С: «Ты всегда оправляешься в туалете. Это было случайно, правда?»

Джон: (полным голосом) «Да.»

 

Джон никогда не пачкал штанишки в детском саду. Зная это, я могу быть уверена, что эпизод дома был лишь случайностью.

Позднее утро. Джон все еще поглощен своими переживаниями. Он играет, запуская в раковине маленькую красную подводную лодку.

 

Джон: «Миссис Уивер, это моторист. Он очень сильный. Никто не может обидеть его.»

(Так, будто таким он и хотел бы быть).

Мис-с Уивер: «Ты действительно очень сильный, Джон».

Джон: «Да.»

 

Он не хочет чувствовать себя обиженным Беллой. Он стремится избавиться от чувств, которые она навязывает ему.

Ребенку трудно использовать свои потенциальные возможности без самоуважения. Белла вторглась в мир детского сада, в котором он чувствует себя уверенно и где у него есть возможность реализовать воображение и силы. Мы были вынуждены помочь Джону вернуть самоуважение и постоять за себя. Образование — это помощь детям в том, чтобы соответствовать требованиям жизни. Мы старались помочь Джону так, чтобы он имел возможность справиться с любой ситуацией, в которой он может оказаться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.