Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глубокая забота и понимание других




Пульс жизни

 

Огромная жизнь приходит к трех-четырехлетним детям. Им приходится отделять реальное от нереального. Ребенок начинает чувствовать других людей. Каждый ребенок вводится в таинства Вселенной. Это может быть замечательный волнующий мир. Это может быть поющий мир.


Глава 3. Как развивается здоровая совесть

 

Мы заботимся о развитии здоровой совести, которая позволяет ребенку развить потенциальные возможности и ярко жить среди людей. Совесть — это центральная задача дошкольного возраста.

Здоровая совесть — это прежде всего забота — забота о своем Я, которое отвечает на радость полного функционирования и проектирования будущего. Забота о других, так как они тоже имеют Я с чувствами, намерениями и желаниями. Такая забота рождается в игре и возрастает по мере понимания других. Совесть делает возможными конструктивные примирения. Это укрепляет Я в гуманности.

Здоровая совесть обязывает Я к честной целостности. Она служит объединению Я. Она объединяет поведение и мысли так, чтобы они шли в одном направлении. Она постоянно «регулирует» Я и одобряет Я, если поведение правильно. Такая совесть не разрушится под давлением или искажениями, возможными в ходе последующего развития.

Здоровая совесть помогает личности выходить за пределы уже достигнутого. Она открывает будущее. Совесть — это зов возможности. Детский сад — это оптимальное место для воспитания совести и модель того, как развить совесть в желательном направлении.

Процесс роста, в котором развивается здоровая совесть, включает в себя:

1. глубокую заботу и понимание других;

2. становление возможности чувствовать, распознавать свои чувства и управлять ими;

3. становление личностного центра и осознание возможностей;

4. помощь в становлении культуры справедливости;

5. честную внутреннюю речь;

6. регулирование Я;

7. слышание зова возможности;

8. предпочтение высшего и лучшего;

9. интериоризацию значимых взрослых.

Это не ступени или кирпичи, которые помещают один на другой. Это процесс роста, в котором все развивается одновременно. И это не абстракции, которым обучают. Чувства, значения и мысли — это часть жизненного опыта.

 

 

Совесть развивается по мере того, как ребенок начинает заботиться о ком-либо.

Жизненные миры Джилла и Джо стали хрупкими, так как напряжение в их семьях вышло из-под контроля родителей. Как-то утром в декабре Джилл и Джо одновременно захотели играть с куклой, кукольной коляской и одеяльцем. С этими игрушками они прежде не играли.

Джо катал коляску с куклой по двору. Джилл сказала мне, что она хочет тоже. Я ответила, что Джо уже играет, но она может взять другую куклу, посадить ее в тележку и катать. Она так и сделала, но потом подошла к Джо.

 

Джилл: «Джо, ты хочешь катать тележку?»

Джо: «Нет».

 

Джилл пытается отнять куклу и коляску у Джо. Они начинают настоящую драку — дерутся, кричат, пинаются. Я обхватываю руками Джилл и обращаюсь к Джо:

 

Мис-с С.: «Джо, ты очень хочешь коляску и куклу?»

Джо: (все еще плача) «Да, да».

Мис-с С: «Тебе так нравится эта кукла, что хотелось бы катать ее все утро?»

Джо: «Да». (Он перестает плакать).

Мис-с С: «Джо, Джилл тоже нравится эта кукла. Ей бы тоже хотелось ее покатать. Джо, ты покатаешь ее еще 5 минут, а потом пусть наступит очередь Джилл».

Джилл: «Пусть катает 7 минут».

Мис-с С: «Джилл, 7 минут больше, чем 5».

Джилл: «Да».

Мис-с С: «Джо, Джилл говорит, что ты можешь катать 7 минут».

 

Довольный Джо начинает катать коляску. Но затем он поворачивается и возвращается:

 

Джо: «Вот, Джилл, возьми».

Джилл: «Но 7 минут еще не прошли, да, мис-с Снайдер? Он глупый, что не пользуется своей очередью».

Мис-с С: «Нет, Джилл, Джо не глупый. Он знает, что тебе очень хочется покатать куклу, поэтому он уступает тебе свою очередь».

 

Подобные моменты раскрывают то, что подталкивает к заботе о другом. Воспитательнице потребовалось время для понимания того, что происходило в данной ситуации с каждым ребенком. Передавая эту информацию детям, она предложила им объединить усилия. Поскольку они поняли значение происходящего и почувствовали заботу о себе, они начали заботиться о других.

Джо понял, что воспитательница понимает, как много значит кукольная коляска для него. «Джо, ты очень хочешь коляску и куклу, не так ли?», «Тебе так нравится кукла, что ты бы катал ее все утро?» Поскольку воспитательница признала его чувства, он смог услышать то, что воспитательница говорила о чувствах Джилл, и позаботиться о них тоже. Процесс переживания заботы был для него справедливым.

Слыша о чувствах Джилл, выраженных в словах человека, который заботится о них обоих, он слышит и понимает ее чувства и нужды. Он начинает воспринимать ее как личность с чувствами и потребностями. Он видит, что она так же страдает, как и он. Он заботится о Я другого. В то же время Джилл понимает как много кукла и коляска означают для Джо и говорит: «Можешь катать 7 минут». Она, таким образом, тоже личность, а не враг. Несмотря на их собственные нужды, для каждого из них другая личность становится частью ее или его жизненного мира как человеческого существа. Они начинают видеть друг друга как личности.

Основа совести — это способность заботиться о другом Я, потому что Я имеет чувства.

Конечно, один эпизод не построит заботливую совесть, но продолжительный и достаточно регулярный опыт научит ребенка различать свои чувства и чувства других.

Когда дети приходят в детский сад, у них есть задатки любящей (заботливой) совести. Они продолжают работу над углублением способности любить и заботиться.

Однажды утром Дик снимает пальто в раздевалке. Он в счастливом расположении духа.

 

Дик: «Моя мама никого не убьет. Ни бакалейщика, ни Энн (его маленькая сестра). Она всех любит».

Мис-с С: «Твоя мама никого не убьет, Дик?»

Дик: «Да, она всех любит. Она не убьет Дору, хотя у нее дыра на лице. Она работает на нашей ферме. Мама любит ее».

Мис-с С: «Твоя мама любит Дору, несмотря на то, что у нее что-то с лицом?»

Дик: «Да, она любит ее».

Мис-с С: «Ты чувствуешь себя хорошо, когда у тебя есть мама, которая всех любит?»

Дик: «Да».

 

Когда Дик пришел в детский сад, он проявил большие способности заботиться о других людях. В этом разговоре он пытался принять в сферу своей заботы людей с физическими недостатками. Совесть такого рода — это основа морального общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.