Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социально-педагогической деятельности




Под методами деятельности в социальной педагогике понимают совокупность приемов, операций, с помощью которых достигается поставленная цель, решается конкретная задача

Методический прием - это часть метода, которая выполняет частичный характер метода Операция - это действие направлено на выполнение поставленной задачи

Средство - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения цели

Разграничение между понятиями \"прием\", \"операция\" и \"средство\" почти отсутствует Метод одновременно может быть приемом, средством и наоборот

Методы, используемые в деятельности социального педагога носят междисциплинарный характер есть значительная часть методов заимствована из психологии, педагогики, социологии и социальной работы совокупный ность методов, приемов и средств образует методику социально-педагогической деятельности, которую следует рассматривать значительно шире чем метоод.

Методика социально-педагогической деятельности - это совокупность методов деятельности социального педагога и форм организации социального воспитания, направленных на решение проблем клиента

Методы социально-педагогической деятельности можно разделить на:

- педагогические направленные на воспитание, перевоспитание, коррекцию, реабилитацию, обучение социального опыта;

- социологические которые позволяют собрать необходимую информацию: анализ документов; наблюдение, опрос, анализ содержания газет, кинофильмов, публичных выступлений;

- психологические которые обеспечат снятия психологической нагрузки: тренинг; психотерапия: суггестивная, рациональная, аналитическая и групповая Суггестивная психотерапия используется для пациентов и клиентов как под гипнозом, так и в состоянии бодрости, подразумевает определение болезненных проявлений через внушение Рациональная психотерапия осуществляется при лечении больного в состоянии бодрости путем беседы, в ходе которой врач обсуждает с больным заболевания, а также обучает его приемам сопротивления болезни Аналитическая психотерапия учитывает реакцию человека на патогенное влияние среды, то есть влияние который вызывает заболевание Групповая психотерапия основывается на положительному влиянию, которое оказывают друг на друга члены группы;

- финансово-экономические методы направлены на решение материальных проблем: экономические льготы и санкции;

- правовые методы которые помогут восстановить права и обязанности клиента как члена общества, найти юридические документы, которые будут способствовать решению проблемы клиента;

- медико-социальные методы помогут изучить влияние социальных факторов на состояние здоровья населения и разработать профилактические меры для устранения вредного воздействия и предупредить возможные заболевания;

- организационные методы связанные с организацией трудовой деятельности клиента и общественной деятельностью незащищенных слоев населения;

- коммуникативные методы направляются на соблюдение этикета общения между клиентом и социальным педагогом;

- философские методы: метод эмпирического познания (наблюдение и эксперимент) позволит обосновать проблему с теоретических основ;

- логические методы позволят социальному педагогу строить структуру размышлений над проблемой, используя методы индукции, дедукции, традукции, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации

Выбор методов для социально-педагогической деятельности зависит от поставленных целей и задач

В отдельную группу методов будем относить нетрадиционные методы, которые должны быть в арсенале социального педагога

1 Методы лечебной педагогики Данная группа методов основывается на правилах: не навреди здоровью клиента, научи заботиться о своем здоровье: метод убеждений, помощь в формировании навыков саморегуляци ее, самодисциплины, укрепление здоровья средствами искусства (естетотерапия) - театр, кино, библиотекотераггия, пение, рисование (арттерапия) и т.д.; организация подвижных и интеллектуальных забав (имагот ераггия) воспитания на положительных примерах, поступках, идеалах (аретотерапия).

2 Воспитание природой, предполагает знакомство с природой и оздоровления средствами природы

3 Использование народной педагогики активными методами является слово, дело, религия, природа и искусство, традиции, игры и забавы, общественное мнение

Все методы социально-педагогической деятельности можно сгруппировать, учитывая цель назначения:

1 Методы исследования

2 Методы социального воспитания

3 Методы социально-психологической помощи

К первой группе методов относятся наблюдение (мониторинг), социологические методы, изучение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, метод социометрии, математические метод ди: ранжирование - размещение собранных данных в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания показателей, определение места в этом ряду каждого клиента; шкалирования - количественный метод, д ае возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогического явления, метод «дерева целейілей".

Вторую группу методов составляют педагогические методы, а именно:

1 Методы формирования сознания: пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и другие

2 Методы организации деятельности: педагогическая требование, общественное мнение, упражнения, организация общественно полезной деятельности, творческие игры и др.

3 Методы стимулирования деятельности: поощрение, наказание, \"взрыв\" Методы социально-психологической помощи, относятся к третьей

группы, содержащие психологическое консультирование, аутотренинг, психологические методы, симуляционных игры (деловые и ролевые игры)

Специальными методами в социально-педагогической деятельности выступают: патронат, сопровождение, консультирование по телефону, реализация психотерапевтической функции, медиация, тренинг

Патронат - форма опеки, при которой дети, оставшиеся без опеки, передаются на воспитание другим гражданам по договору на определенный срок (дети до 4-х лет передаются органам здравоохранения, а дети от 4-х до 14 лет - органам образования.

Социальное сопровождение - это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия решений в сложных жизненных ситуациях Сопровождение включает: диагностику проблемы; информацию о способах решения проблемы; консультацию на этапе принятия решения и разработку плана действий; первичную помощь при реализации плана Основной принцип сопровождения \"Не навреди\", обеспечь условия оказать помощь \"самому себе\"

Консультирование телефону - это процесс телефонного диалога

Медиация - методика посредничества при разрешении конфликта - это создание атмосферы, при которой люди могут открыться, найти общий язык и выработать свои собственные решения

Тренинг - это обучение опытом Обучение опытом предусматривает, присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой своими знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения

 

11. Технология гармонизации межличностных взаимодействий в коллективе.

Гармонизация межличностных взаимоотношений дошкольников

В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009) школьный принцип обучения детей в детском саду уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников:

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Данные модели можно реализовывать только при наличии у ребенка сформированных коммуникативных навыков, в число которых входит и навык построения межличностных отношений.

Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения (А. Рузская).

Отношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Для подтверждения результатов наблюдения в сентябре 2012г. я провела диагностику по методике «Два домика» и «День рождения». Анализ данных показал, что из 34 детей 5-6 лет 5 человек (15%) оказались в категории «игнорируемые», 3 (9%) - «отвергаемыми».

Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников в нашем учреждении является одной из актуальнейших. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном детстве возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

Поэтому наряду с традиционными методами и приемами формирования у детей положительного отношения к окружающим (чтение художественной литературы, беседа о прочитанном, пантомимические этюды, дидактические игры, игры-беседы детей с персонажами сказок, игры-драматизации) я использую психологическую методику В. Холмогоровой «Школа добрых волшебников» для детей 4-6 лет. В основе данной методики лежат игры на сплочение коллектива. Главной задачей данной методики является сформировать чувство общности и развитие эмоций и чувств, направленных на другого.

Методика базируется на следующих принципах:

· Безоценочность. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.

· Отсутствие соревновательности. Конкурсы, игры – соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества, порождают яркую демонстративность, конкурентность и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками.

· Отказ от игрушек и предметов. Часто многочисленные конфликты и ссоры возникают на почве обладания игрушками. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.

· Минимизация речевого взаимодействия. Еще один повод для ссор и конфликтов детей – словесная агрессия. Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому речевое взаимодействие сводится к минимуму. Вместо этого используются условные сигналы, мимика, жесты.

· Исключение принуждения. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Методика проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру: приветствие, набор игр, прощание.

Методика состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:

· Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. (Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки»).

· Задача второго этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника самого по себе вне контекста их взаимоотношений. («Зеркало», «Эхо», «Выбери партнера»)

· Задача этого этапа – добиться максимальной согласованности действий. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. («Сороконожка», «Слепой и поводырь», «Змейка»)

· Задача – пережить сближающие их общие одинаковые чувства. («Злой дракон», «Уходи, злость», «Дискотека зайчиков»).

· Задача – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника. («Старенькая бабушка», «День помощника»)

· Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Данный этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. («Обзывашка», «Спящая красавица», «Волшебные очки»)

Первые результаты уже есть. Воспитатели отмечают, что дети стали больше играть, начинают решать конфликты самостоятельно, застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной методике с детьми 5-6 лет, а так же продолжить ознакомление с методикой педагогов детского сада на семинарах – практикума и, тренингах

 

12. Технология социально-педагогической профилактики отклонений в поведении детей и подростков.

Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы (Т. В. Базайкина, [2]; Е. Ю. Ляпина, [6];И. И. Хажилина, [7] и другие). Исследование М. И. Рожкова, проведенный в 2004 году, им опрос 610 учителей общеобразовательных учреждений показал, что наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения среди подростков: табакокурение — 65 %; грубость, сквернословие — 50 %; срывы уроков, пропуски уроков — 25 %; употребление алкоголя — 13 %; уходы из дома — 12 %; наркомания — 10 %; токсикомания — 10 %. [8, с.120].

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. [1, с.8].

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивное поведение, во втором случае — внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение [4, с.34].

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Так Е. В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное; асоциальное; аутодеструктивное поведение

Антисоциальное (делинквентное) — это поведение, противоречащее правовым нормам.

Похожая статья: Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Асоциальное — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений

Аутодеструктивное — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Его основные формы: пищевая и химическая зависимость, суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни. [3, с.102].

На основе вышеуказанного нами была проведена первичная диагностика:«Программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения». Которая опиралась на концептуальные положения и методические разработки, изложенные в трудах М. Г. Дмитриева, Г. И. Макартычевой, Н. В. Перешеиной, А. Г. Петрынина, Е. Ю. Ляпиной, П. А. Шептенко и других. Организация опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков проходила в течение года на базе МОУ СОШ № 16 г. Владимира с учащимися 8-х (А, Б, В) классов.

Цель программы: социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков.

Задачи:

- осуществить социально-педагогическую диагностику по выявлению склонности к девиантному поведению и его причин у учащихся 8 (А, Б, В) классов;

- осуществить информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;

- осуществить социально-профилактическую работу с учащимися, склонными к девиантному поведению.

Программа предполагает следующие направления работы:

Похожая статья: Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений

- социально-педагогическая диагностика;

- информационно-просветительская работа;

- социально-профилактическая работа.

Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:

Формы работы: совет профилактики школы; родительские собрания; лекции; диагностика; индивидуальные и групповые консультации.

Методы работы: анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; рефлексия; убеждение; метод дилемм (обсуждение ситуаций); дискуссия.

Социально-педагогическая диагностика проводилась с помощью следующих методик: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению»(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году) «Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростков», автор — Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева [5].

Результаты психолого-педагогической диагностики среди учащихся 8-х классов школы (71 человек) на начальном этапе экспериментальной работы показали следующее.

По первой методике была выявлена выраженность следующих черт:

Похожая статья: Почта: социально-психологическая игра для детей 8–12 лет девиантного поведения

1. Установка на социальную желательность — (8 %);

2. Склонность к нарушению норм и правил — (17 %);

3. Склонность к аддиктивному поведению — (14 %);

4. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — (1,4 %);

5. Склонность к агрессии и насилию — (7 %);

6. Волевой контроль эмоциональных реакций — (49 %);

7. Склонность к делинквентному поведению — (10 %).

По второй методике, проведенной среди подростков с выявленной склонностью к отклоняющемуся поведению (20 человек), классными руководителями были отмечены следующие причины отклоняющегося поведения:

1. Влияние семьи — (30 %);

2. Влияние среды — (30 %);

3. Пробелы в воспитательной работе школы — (15 %);

4. Пробелы в работе общественности — (25 %).

Таким образом, мы видим, что у большинства учащихся нет выраженных черт девиантности, основными причинами отклоняющегося поведения, по мнению классных руководителей, среди учащихся являются влияние семьи и влияние среды. Влияние семьи нередко отмечено склонностью к алкоголизму, отсутствию дружбы между родителями и ребенком, безнаказанность ребенка, вседозволенность. После анализа результатов диагностики нами была проведена социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков, рассчитанная на один учебный год. Работа проводилась комплексно по трем направлениям: родители, педагоги, учащиеся с учетом индивидуальных результатов диагностики.

1. Информационно-просветительская работа с родителями имела целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей знакомили с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Формами такой работы были лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Информационно-просветительская работа с педагогами включала лекции и семинары об особенностях работы с подростками девиантного поведения.

Информационно-просветительская работа с учащимися. Именно в школе такая форма работы, по нашему мнению, может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.

2. Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий.

При разработке социально-профилактических мероприятий мы учитывали:

- особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

- уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации;

- степень выраженности аномально-личностных проявлений.

Сделав социально-педагогическую профилактику с учащимися 8-х классов, была проведена повторная диагностика.

Результаты психолого-педагогической диагностики на заключительном этапе экспериментальной работы показали следующее.

По методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению была выявлена выраженность следующих черт:

1. Установка на социальную желательность — (8 %);

2. Склонность к нарушению норм и правил — (8 %);

3. Склонность к аддиктивному поведению — (8 %);

4. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — не выявлено.

5. Склонность к агрессии и насилию — (4 %);

6. Волевой контроль эмоциональных реакций — (56 %);

7. Склонность к делинквентному поведению –(6 %).

Сравнение результатов повторной диагностики с результатами диагностики на начальном этапе, показало, что количество детей с выраженной склонностью к нарушению правил и норм за год снизилось с 17 % до 8 %; к аддиктивному поведению с 14 % до 8 %; к делинквентному поведению с 10 % до 6 %; к агрессии и насилию с 7 % до 4 %.

По второй методике, проведенной среди подростков с выявленной склонностью к отклоняющемуся поведению (11 человек), классными руководителями были отмечены следующие причины отклоняющегося поведения:

1. Влияние семьи — (25 %);

2. Влияние среды — (40 %);

3. Пробелы в воспитательной работе школы — 5 %;

4. Пробелы в работе общественности –(30 %).

Таким образом, основными причинами отклоняющегося поведения, по мнению классных руководителей, среди учащихся являются влияние среды и пробелы в работе общественности.

Сравнение результатов повторной диагностики причин отклоняющегося поведения среди подростков, склонных к девиации, показало, что основными причинами отклоняющегося поведения являются влияние среды, а так же проблемы в работе общественности, которые следует улучшать.

Таким образом, анализ результатов диагностик на начальном и заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, позволил сделать нам вывод о том, что программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, основанная на комплексном подходе, учете индивидуальных результатов диагностики, использовании активных форм работы с подростками, является эффективной.

 

13. Технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях

В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность.

Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно – психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться в своей деятельности решениями учителей, родителей многие учащиеся перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться найти выход. Один из путей разрешения данной проблемы нам видится в активном использовании социально-педагогическими службами школ технологий социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка рассматривается как оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем связанных с физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным, профессиональным или этическим выбором.

Вмешательство в кризисную ситуацию – общепризнанный и общепринятый метод в практике социального педагога с индивидами, семьями. Надежная форма первичного вмешательства при работе с детьми и подростками, находящимися в ситуации стресса.

Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:

- психологические (одиночество, смерть родителей, высмеивание, оскорбление, пренебрежение);

- социальные (развод родителей, создание родителями новой семьи, резкое изменение статуса жизни, неспособность родителей обеспечить потребности ребенка, отсутствие у родителей привязанности к ребенку);

- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, выставление учителем необъективных оценок, непонимание учеником темы урока, недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе, несформированность у учащихся навыков общения).

Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок: - кризисы развития (возрастные кризисы); - кризисы утраты и разлуки; - кризисы отношений и состояния души;

Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамента), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами. Чтобы не допустить подобные кризисные ситуации, проводим профилактические занятия, с учащимися 7-9 классы на которых рассматриваются и проигрываются кризисные ситуации и предлагаются пути их решения. Проводя упражнение «Золотая рыбка» ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?». Также учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?». Все сочинения зачитываются учащимися по очереди, важно комментировать каждое сочинение, демонстрируя преимущества позитивного отношения к жизни, к данной ситуации. Учащимся предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что...». При этом необходимо создать им атмосферу оптимизма, развить в детях умение видеть позитивное.

Рассматриваются вопросы: Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Обсудив с детьми их ответы, важно подчеркнуть то, что необходимо человеку, и что окружающие их люди могут оказать помощь в трудной ситуации.

Следующий вид кризиса:

Утрата –это переживание, связанное со смертью близкого человека.

На примере рассмотрим кризис утраты. За помощью обратилась учительница 1 «а» класса по поводу своего ученика Алишера в связи с его кризисным состоянием: у Алишера горе – смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к одноклассникам, отторгает всякую любовь и внимание окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у мальчика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои переживания. Бабушки, брат и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки. Алишеру необходима была помощь и поддержка. Работа социального педагога в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца и старшего брата Алишера, учителей и других людей, с которыми он непосредственно общается, для создания благоприятных адаптационных условий выхода мальчика из этого кризиса. Никому из них не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря «Ты уже большой, мужчина». Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смерти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули. В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и деликатная работа с отцом, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне. Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился говорить о своих чувствах друг другу.

Папа Алишера прислушался к нашим советам. Все мужчины в семье стали очень дружны. Разговоры о маме больше не стали запретом в их семье, наоборот выполняя любую работу, они задавали вопрос, как бы на это отреагировала мама. Все многочисленные родственники окружили Алишера вниманием. На каникулы забирают его в гости в Астану и Кокшетау. Среди одноклассников мальчик больше не испытывает дискомфорта. Классный руководитель отмечает положительные изменения в учебе мальчика.

 

14. Профессиональная деятельность социального педагога и социального работника.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).

Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

 

Методы
Социальной работы Психологические Педагогические
Методы социальной диагностики: - интервью - мониторинг - социологический опрос - экспертная оценка - экспертный прогноз - биографический метод Психодиагностические: - тесты интеллекта и способностей - личностные опросники - тесты достижений - проективные тесты - рисуночные тесты - социометрия Организационные: - педагогический эксперимент
Методы социальной профилактики: - превентивный метод - социальная терапия - социодрама - группа поддержки Психокоррекционные: - психогимнастика - игровая коррекция - игротерапия - арттерапия - диагностический обучающий эксперимент -социально-психологический тренинг Педагогической диагностики: - педагогическое наблюдение - естественный эксперимент
Методы социального контроля: - социальный надзор - социальная опека - социально-медицинский уход - социальное обслуживание Методы психологического консультирования: - эмпатическое слушание - интерпретация - идентификация - фасилитация - выдвижение гипотез Обучения: - словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) - наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником) - практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)
Методы социальной реабилитации: - трудотерапия - статусное перемещение - групповая терапия - кризисная интервенция Метод психотерапии: - самовнушение - рационализация - психоанализ - транзактный анализ - групповая терапия - семейная терапия Воспитания: - положительный пример - убеждение - приучение - поощрение и наказание - внушение - упражнение - перспектива - игра - доверие - организация успеха самовоспитание
Социально-экономические методы: - метод льгот и пособий - метод компенсаций - социальный патронаж - медицинский патронаж - социально-экономические санкции    
Организационно-распорядительные методы: - регламентирование - нормирование - инструктирование - критика - контроль и проверка исполнения
Социально-педагогические методы
Методы как элемент социального воспитания: - метод мотивирования и поощрения к действию - метод репродуцирования - метод закрепления и обогащения - метод содействия и сотворчества Методы воздействия: - методы, воздействующие на сознание - методы, воздействующие на чувства - методы, воздействующие на поведение Методы организации социально-педагогического взаимодействия: - метод целеполагания - метод ценностного ориентирования - метод организации деятельности - методы общения - методы оценки - методы самореализации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 9540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.