Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Психодиагностика — раздел психологического знания, сформировавшийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни




 

Психодиагностика — раздел психологического знания, сформировавшийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни. Оказание эффективной психологической помощи невозможно без индивидуализации ее направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Однако для такой индивидуализации часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные средства. Психодиагностические методики являются важнейшим инструментом как исследовательской, так и практической деятельности психолога. Они являются профессиональными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей людей, овладение которыми необходимо каждому профессионалу-психологу и социальному работнику.

Современная психодиагностика используется очень широко в таких областях практической психологии как: 1) расстановка кадров, профподбор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведения как отдельных людей, так и их групп; 3) оптимизация учебно-воспитательных воздействий; 4) консультативная, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь; 5) различные виды экспертизы, в том числе и медико-психолого-педагогическая; 6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Обучение по учебной дисциплине «Психодиагностика» является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 – Психология с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда базовых культурных, личностно-ориентированных культурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики психологической работы. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины «Психодиагностика», могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра психологии. Исходя из этого в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия программы):

Цель изучения дисциплины -дать студентам систему теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих ориентироваться в мире современных психодиагностических методик и уметь с ними работать для использования этих знаний и умений в общепрофессиональных и специальных дисциплинах, а также в будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с методологическими, теоретическими и конкретно-методическими принципами построения психодиагностических инструментов;

- сформировать представление об этических принципах работы психодиагноста, выработать понимание необходимости их соблюдения;

- научить ориентироваться во всем многообразии психодиагностических методов, понимать их преимущества и недостатки, уметь производить обоснованный выбор методик в соответствии с конкретными практическими задачами;

- выработать умения постановки психодиагностических задач и комплектования психодиагностических батарей;

- сформировать у студентов представление об особенностях формулирования психодиагностических заключений, принципах построения комплексного психологического портрета (профиля) личности и о психологическом диагнозе;

- сформировать понимание необходимости проведения всего комплекса мероприятий, обеспечивающих адекватность методики в конкретных условиях ее применения;

- ознакомить с основными понятиями и символами, технологиями, необходимыми и достаточными для проведения психодиагностического исследования;

- выработать навыки самостоятельного психодиагностического обследования людей.

 

В случае успешного овладения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

§ понятие индивидуально-психологических различий;

§ научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза;

§ психометрию и ее основные параметры: тестовые нормы и проверку их репрезентативности; границы применения норм, надежность, валидность, достоверность;

§ 8-10 универсальных психодиагностических методик исследования личности и интеллекта, их возможности и ограничения: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттелла (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (МЦВ Люшера, ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера);

§ профессионально-этические нормы в психодиагностике;

уметь:

§ поставить психодиагностическую задачу;

§ составить психодиагностическую батарею в соответствии с задачей психодиагностического обследования;

§ работать с 8-10 универсальными психодиагностическими методиками;

владеть навыками:

§ проведения и обработки результатов объективных, субъективных и проективных методик.

иметь представление:

§ о технологии конструирования тестов;

§ о психологическом диагнозе и принципах представления психологического портрета личности;

§ об арсенале психодиагностических методик, существующих в настоящее время в психологии.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.