КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность психодиагноста
Главная цель современной психодиагностики — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик. Применяя старую психологическую схему анализа, выделим в профессиональной деятельности психодиагноста когнитивные, аффективно-коммуникативные и практические компоненты. Когнитивный компонент предполагает знание психологических теорий, так как любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной «диагностической концепции» — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Соответственно любая методика предполагает наличие у пользователя знания об общих и частных психических свойствах. Известно, что более обобщенные диагностические свойства обладают более широким полем прогноза, но при увеличении «ширины» поля прогноза точность прогноза, как правило, снижается. И в одном случае необходим, например, тест на общий интеллект, а в другом — на логическое мышление. Грамотная интерпретация результатов теста на интеллект требует знаний о природе интеллекта и соответствующих теоретических представлений. Аффективно-коммуникативный компонент психодиагностической деятельности включает грамотное взаимодействие психодиагноста с клиентом. Критерии объективности научных психодиагностических методик заложены в принципах и методах их разработки. Но там, где взаимодействуют субъекты, объективность обеспечить не просто. Объективна методика будет только в руках профессионально подготовленного исполнителя, а дилетант даже в тестах достижений может создать такую обстановку, что это будет тест на стрессоустойчивость. Кроме того, отличительной особенностью психодиагностики является высокая социальная значимость её результатов: людям небезразлично, что получилось в итоге тестирования, и как, кем это будет использоваться. Психолог, работающий в области психодиагностики должен сознавать свою ответственность за социальные последствия использования результатов тестирования, за психологическую безопасность испытуемого. Этим обусловлена необходимость соблюдения этических норм[2]в практике психодиагностики. Практический компонент деятельности психодиагноста содержит весь репертуар конкретных методик, а также - прикладные модели и технологии их применения. Универсальные методики пригодны для решения широкого круга диагностических задач в разнообразных сферах психологической практики, например, в психолого-педагогической, медико-социальной работе или в отборе персонала и комплектовании штата фирмы. Однако технология диагностики — от инструкции до алгоритма перевода в стандартные шкалы — может существенно различаться в зависимости от специфики деятельности и особенностей клиента. (Так, детская версия личностного опросника не «сработает» в обычном для взрослых бланковом или компьютерном варианте — для получения достоверной информации лучше проводить опрос в виде стандартизированного интервью). Технология применения психодиагностических методик предполагает также строгое выполнение психометрических требований[3]. Квалифицированный психолог должен уметь самостоятельно провести простейший психометрический анализ теста и пересчитать тестовые нормы, индексы надежности и валидности на своей выборке (региональной, локальной и др.). Без этой проверки никто не может гарантировать, что тест будет «работать» в данных условиях[4]. Кроме статистических норм, характеризующих в общем «среднестатистического» индивида, в современных тестах используются так называемые критериальные нормы или социокультурные нормативы, задаваемые системой требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию людей. Соответственно приоритетным становится качественный анализ результатов тестирования[5]. Выделенные компоненты деятельности психодиагноста являются звеньями единого процесса психодиагностического обследования и постановки психологического диагноза. Любой крен в сторону одного из компонентов приводит к неизбежному снижению эффективности функционирования всего аппарата психодиагностики как целого, что отражается на качестве психологического диагноза. Формализация диагностических результатов не должна вести к утрате связи с психологией, а математико-статистическими методами нельзя заменить психологическое мышление и знание психологических явлений и проблем. Великие мастера психодиагностики Л.С.Выготский и В.Н.Мясищев неоднократно отмечали, что психологический диагноз — есть результат деятельности психолога, а не инструмента психологического исследования, и в этой деятельности, как и в любой другой, успех обусловлен опытом в овладении инструментом и профессионализмом. Ответственность за результаты психодиагностики лежит на специалисте — только он может осознать границы своей компетентности, оценить характер стоящей перед ним диагностической задачи и отказаться от нее, если не подготовлен к её решению. Время дилетантизма в психодиагностике с бездумным применением пиратских копий нестандартизированных у нас тестов закончилось. Дилетанты должны уступить место профессионалам и многим методикам необходимо долго обучаться. Основная сложность психодиагностики состоит в том, что она имеет дело с внешними симптомами предмета исследования. Между диагностическими признаками (или параметрами, которые можно наблюдать и регистрировать) и диагностическими категориями (или скрытыми сущностными характеристиками, которые интересуют исследователя) нет строгих однозначных взаимосвязей. Например, при изучении индивидуальных особенностей памяти согласно теоретическим представлениям о её процессах и механизмах в качестве диагностических признаков могут быть выбраны скорость запоминания, легкость воспроизведения, длительность хранения. Однако эти же диагностические признаки могут быть не столько показателями памяти, сколько — следствием концентрации внимания при запоминании или интереса к предъявляемому материалу. Выбор диагностических методов обычно основывается на операциональном описании изучаемых признаков. Так, скорость запоминания проявляется, например, в количестве повторений, необходимых для заучивания определенного материала, и можно выбрать или сконструировать методику регистрации этого частного диагностического признака. Однако знание тем более является научным, чем глубже переход от явления к сущности. Наметим основные этапы или схему такого перехода в психодиагностике. Теоретико-методологическая основа психологической диагностики представлена в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов, таких как Б.Г.Ананьев, В. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Ф.Лазурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн, А. Анастази.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |