Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние психодиагностики




Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики. История психодиагностики

Модуль 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

 

Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных задач психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологических наук.

История развития психодиагностики. Истоки психодиагностики. Практика применения психологических тестов в нашей стране и за рубежом. Анализ методических и методологических причин краха психотехники и педологии в 30-х годах ХХ столетия. Опасности современного «тестового ренессанса».

В учебниках по психодиагностике вы встретите два определения данного раздела психологии.Первое: Психодиагностика — это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми. Второе: Психодиагностика — это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Диагноз (по-гречески — «распознавание») как заключение о характере и существе болезни (в медицине) или особенностях работы какого-то механизма (в технике) используется во многих научных и практических сферах. В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или её отдельные характеристики.

Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В дифференциальной психологии ставится задача поиска общепсихологических закономерностей индивидуально обусловленной вариативности психологических параметров. Для решения этой задачи необходимо надежное, точное выявление таких параметров, что и обеспечивается психодиагностическими процедурами. В психодиагностическом эксперименте единственной переменной является психологическая характеристика индивидуальности.

Необходимо отметить следующие отличительные особенности психодиагностики:

- во-первых, она аккумулирует в себе практически всё психологическое знание и в этом смысле находится в самом центре системы знаний о человеке;

- во-вторых, благодаря насыщенности разнообразными психологическими знаниями, психодиагностика получает возможность наиболее непосредственного выхода в практику. Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используется во всех прикладных отраслях психологии и непосредственно на практике. Как в медицине без психодиагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно и предшествует, и сопровождает, и завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой: в педагогике, при консультировании, отборе, тренинге и т.д.;

- в-третьих, психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, так как исторически её возникновение было обусловлено не потребностями психологической науки, а внешними проблемами или запросами практики.

Таким образом, психодиагностика — это мост между наукой (дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий) и практикой (постановкой психологического диагноза), это современная научно-технологическая дисциплина.

При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность.

В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика.

Психодиагностика как наука - это специальная область психоло­гических знаний, включающая в себя разработку теории, принципов и ин­струментария оценки и измерения индивидуально-психологических особен­ностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность человека, и использование на практике психодиагностических средств. В научно-исследовательском содержании психодиагностика отвечает на такие вопросы:

• какова природа психических явлений:

• какова принципиальная возможность научной диагностики;

• в какой мере средства психодиагностики соответствуют принятым обще­научным методологическим требованиям:

• каковы методические требования к средствам психодиагностики;

• какова процедура конструирования и проверки научности методов пси­ходиагностики;

• какова социально-экономическая эффективность использования психо­диагностики;

• каков общественный отклик на использование психодиагностики.

Общая цель научной психодиагностики состоит в сборе и анализе ин­формации об особенностях человеческой психики.

Главными задачами научной психодиагностики являются следующие:

1) систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как научной дисциплины;

2) систематизация путей становления психологической диагностики;

3) определение предмета психологической диагностики;

4) раскрытие механизмов эволюции психодиагностических идей;

5) выявление ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса;

6) разработка моделей психодиагностического исследования с учетом инди­видуальных особенностей человека и социально-психологических харак­теристик конкретной ситуации;

7) определение и классификация факторов, влияющих на результаты психо­диагностики.

Научные задачи психодиагностики направлены на углубление знаний о психике человека, исследование особенностей проявления психики в зави­симости от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов.

К научным задачам относятся также:

• установление у человека индивидуальных особенностей диагностируемых параметров (свойств, состояний, процессов);

• определение степени развития диагностируемых параметров;

• определение подверженности диагностируемых параметров влиянию ка­ких-либо факторов.

• определение резервных возможностей диагностируемых параметров;

• сравнение диагностируемых параметров у разных людей (например, срав­нение степени развития тех или иных параметров между группами, вы­деленными по критериям возраста, пола, образования и т. д.);

• решение научно-прикладных задач (например, исследование влияния ка­ких-либо внешних факторов на динамику профессионально важных па­раметров психики).

 

Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя решение таких задач как:

1) определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;

2) выявление и оценку психологических особенностей личности и группы.

Психодиагностика как практика — одно из направлений практиче­ской психологии, связанное с использованием психодиагностических средств в решении вопросов личной жизни человека и жизни общества.

В практическом аспекте психодиагностика решает вопросы:

• профессиональной ориентации;

• профессионального отбора;

• консультативной практики;

• трудовой и других видов экспертизы;

• формирования резерва руководящего состава;

• комплектования команд (бригад);

• определения требований к психологу как специалисту;

• установления особенностей социально-психологического климата кол­лектива.

Практические задачи психодиагностики решаются в следующих обла­стях жизнедеятельности человека и общества.

В области психолого-коррещионной работы данные психодиагностики направлены на установление предрасположенности к неадекватному (деви­антному) поведению, на определение познавательных возможностей челове­ка и методов коррекционной работы.

В области психологической консультации результаты психодиагностики принимаются во внимание при выработке рекомендаций для консультируе­мого лица. Рекомендации касаются выработки стратегии и психологических приемов межличностной коммуникации в сложных для человека ситуациях с учетом его личностных особенностей.

В области трудовой экспертизы обеспечивается установление психоло­гических возможностей человека в выполнении задач трудовой деятельности (мотивы, обучаемость, состояние профессионально важных психофизиоло­гических функций и мн. др.).

В области судебно-психологической экспертизы проводится установление психического состояния, личностных особенностей, мотивов правонарушения.

В области повышения эффективности трудовой деятельности психоди­агностика является одним из основных факторов решения вопросов:

• профессионального отбора;

• обеспечения безопасности труда;

• стимулирования и мотивации персонала;

• формирования резерва руководящего состава;

• управления социально-психологическим климатом коллектива;

• обеспечения надежности И работоспособности персонала;

• разработки программы комплексной персонал-подготовки;

• консультативного сопровождения кадрового пополнения и работников групп «риска»;

• определения эффективности корпоративной политики в работе с персо­налом;

• кадрового аудита человеческих ресурсов организации;

• разработки проектов совершенствования организации труда;

• формирования инновационного климата организации.

В каждом из этих видов деятельности психодиагностика становится до­статочно востребованной.

В области повышения эффективности спортивной деятельности психо­диагностика направлена на определение психологических наличных и потенциальных возможностей спортсмена как личности. В игровых видах спорта решаются вопросы социально-психологического содержания: подбора ко­манды, формирования лидерских позиций, неформальных групп, укрепле­ния сплоченности и др.

В области повышения эффективности учебной деятельности психоди­агностика обеспечивает педагогов, родителей, наставников информацией, полезной в повышении эффективности освоения учебной программы. Обу­чаемым лицам психодиагностика помогает найти индивидуальный стиль по­вышения эффективности обучения.

 

Общая цель научной и практической психодиагностики заключается в постановке психологического диагноза.

Психодиагностика, наряду с консультацией и коррекцией, является одной из трех специализаций практического психолога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.