КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современное состояние психодиагностики
Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики. История психодиагностики Модуль 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных задач психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологических наук. История развития психодиагностики. Истоки психодиагностики. Практика применения психологических тестов в нашей стране и за рубежом. Анализ методических и методологических причин краха психотехники и педологии в 30-х годах ХХ столетия. Опасности современного «тестового ренессанса». В учебниках по психодиагностике вы встретите два определения данного раздела психологии.Первое: Психодиагностика — это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми. Второе: Психодиагностика — это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Диагноз (по-гречески — «распознавание») как заключение о характере и существе болезни (в медицине) или особенностях работы какого-то механизма (в технике) используется во многих научных и практических сферах. В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или её отдельные характеристики. Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В дифференциальной психологии ставится задача поиска общепсихологических закономерностей индивидуально обусловленной вариативности психологических параметров. Для решения этой задачи необходимо надежное, точное выявление таких параметров, что и обеспечивается психодиагностическими процедурами. В психодиагностическом эксперименте единственной переменной является психологическая характеристика индивидуальности. Необходимо отметить следующие отличительные особенности психодиагностики: - во-первых, она аккумулирует в себе практически всё психологическое знание и в этом смысле находится в самом центре системы знаний о человеке; - во-вторых, благодаря насыщенности разнообразными психологическими знаниями, психодиагностика получает возможность наиболее непосредственного выхода в практику. Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используется во всех прикладных отраслях психологии и непосредственно на практике. Как в медицине без психодиагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно и предшествует, и сопровождает, и завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой: в педагогике, при консультировании, отборе, тренинге и т.д.; - в-третьих, психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, так как исторически её возникновение было обусловлено не потребностями психологической науки, а внешними проблемами или запросами практики. Таким образом, психодиагностика — это мост между наукой (дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий) и практикой (постановкой психологического диагноза), это современная научно-технологическая дисциплина. При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность. В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Психодиагностика как наука - это специальная область психологических знаний, включающая в себя разработку теории, принципов и инструментария оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность человека, и использование на практике психодиагностических средств. В научно-исследовательском содержании психодиагностика отвечает на такие вопросы: • какова природа психических явлений: • какова принципиальная возможность научной диагностики; • в какой мере средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным методологическим требованиям: • каковы методические требования к средствам психодиагностики; • какова процедура конструирования и проверки научности методов психодиагностики; • какова социально-экономическая эффективность использования психодиагностики; • каков общественный отклик на использование психодиагностики. Общая цель научной психодиагностики состоит в сборе и анализе информации об особенностях человеческой психики. Главными задачами научной психодиагностики являются следующие: 1) систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как научной дисциплины; 2) систематизация путей становления психологической диагностики; 3) определение предмета психологической диагностики; 4) раскрытие механизмов эволюции психодиагностических идей; 5) выявление ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса; 6) разработка моделей психодиагностического исследования с учетом индивидуальных особенностей человека и социально-психологических характеристик конкретной ситуации; 7) определение и классификация факторов, влияющих на результаты психодиагностики. Научные задачи психодиагностики направлены на углубление знаний о психике человека, исследование особенностей проявления психики в зависимости от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов. К научным задачам относятся также: • установление у человека индивидуальных особенностей диагностируемых параметров (свойств, состояний, процессов); • определение степени развития диагностируемых параметров; • определение подверженности диагностируемых параметров влиянию каких-либо факторов. • определение резервных возможностей диагностируемых параметров; • сравнение диагностируемых параметров у разных людей (например, сравнение степени развития тех или иных параметров между группами, выделенными по критериям возраста, пола, образования и т. д.); • решение научно-прикладных задач (например, исследование влияния каких-либо внешних факторов на динамику профессионально важных параметров психики).
Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя решение таких задач как: 1) определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы; 2) выявление и оценку психологических особенностей личности и группы. Психодиагностика как практика — одно из направлений практической психологии, связанное с использованием психодиагностических средств в решении вопросов личной жизни человека и жизни общества. В практическом аспекте психодиагностика решает вопросы: • профессиональной ориентации; • профессионального отбора; • консультативной практики; • трудовой и других видов экспертизы; • формирования резерва руководящего состава; • комплектования команд (бригад); • определения требований к психологу как специалисту; • установления особенностей социально-психологического климата коллектива. Практические задачи психодиагностики решаются в следующих областях жизнедеятельности человека и общества. В области психолого-коррещионной работы данные психодиагностики направлены на установление предрасположенности к неадекватному (девиантному) поведению, на определение познавательных возможностей человека и методов коррекционной работы. В области психологической консультации результаты психодиагностики принимаются во внимание при выработке рекомендаций для консультируемого лица. Рекомендации касаются выработки стратегии и психологических приемов межличностной коммуникации в сложных для человека ситуациях с учетом его личностных особенностей. В области трудовой экспертизы обеспечивается установление психологических возможностей человека в выполнении задач трудовой деятельности (мотивы, обучаемость, состояние профессионально важных психофизиологических функций и мн. др.). В области судебно-психологической экспертизы проводится установление психического состояния, личностных особенностей, мотивов правонарушения. В области повышения эффективности трудовой деятельности психодиагностика является одним из основных факторов решения вопросов: • профессионального отбора; • обеспечения безопасности труда; • стимулирования и мотивации персонала; • формирования резерва руководящего состава; • управления социально-психологическим климатом коллектива; • обеспечения надежности И работоспособности персонала; • разработки программы комплексной персонал-подготовки; • консультативного сопровождения кадрового пополнения и работников групп «риска»; • определения эффективности корпоративной политики в работе с персоналом; • кадрового аудита человеческих ресурсов организации; • разработки проектов совершенствования организации труда; • формирования инновационного климата организации. В каждом из этих видов деятельности психодиагностика становится достаточно востребованной. В области повышения эффективности спортивной деятельности психодиагностика направлена на определение психологических наличных и потенциальных возможностей спортсмена как личности. В игровых видах спорта решаются вопросы социально-психологического содержания: подбора команды, формирования лидерских позиций, неформальных групп, укрепления сплоченности и др. В области повышения эффективности учебной деятельности психодиагностика обеспечивает педагогов, родителей, наставников информацией, полезной в повышении эффективности освоения учебной программы. Обучаемым лицам психодиагностика помогает найти индивидуальный стиль повышения эффективности обучения.
Общая цель научной и практической психодиагностики заключается в постановке психологического диагноза. Психодиагностика, наряду с консультацией и коррекцией, является одной из трех специализаций практического психолога.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |