Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка




Карта не является территорией

Центральной идеей НЛП является следующий тезис: существует различие между самим миром и тем, как мы его ощущаем (наша модель мира). Или, как утверждает Корзыбский: «Карта не является территорией». Как мы бу­дем рассказывать в главе 2 («Толкования НЛП»), Корзыбский дал описание ряду воздействий, которым подвергается любое «событие» в нашей нервной системе. Суть этого заключается в том, что мы сами создаем не только свое представление о мире, но и сами «формируем» наш сенсорный опыт, даже если делаем это бессознательно. Биохимические и биоэлектрические реакции, происходящие в нашей нервной системе, преобразуются при помощи голов­ного мозга в сенсорные переживания. Наши органы чувств и наш ум являют­ся не пассивными получателями, а активными преобразователями информа­ции. Например, когда мы смотрим на что-нибудь, то с точки зрения невроло­гии не существует непосредственной взаимосвязи между возбудителями, попадающими на нашу радужную оболочку, и совокупностью «светящихся» нервных клеток, с помощью которых возбудители поступают в наш головной мозг. Следовательно, наше наблюдение даже на этом непосредственном сен­сорном уровне больше не является прямым отражением действительности. Затем эта биоэлектрическая совокупность подвергается еще большим измене­ниям в нашей нервной системе и нашем головном мозге. Если после этого мы пытаемся выразить наши сенсорные переживания средствами языка, происхо­дит дальнейшая обработка информации, в результате чего дистанция между нашей моделью мира и самим миром еще больше увеличивается.

Данное утверждение остается чисто теоретическим, если речь идет о ве­щах, контролируемых непосредственно органами чувств. Представим себе, что я перехожу улицу. При этом я могу осознавать, что грузовик, который дви­жется на меня, является лишь продуктом моей собственной неврологической организации, но я возвращаюсь на обочину, чтобы пропустить его. Модель Корзыбского становится более правдоподобной и полезной в том случае, ког­да речь идет о более «глубинных» убеждениях, представляющих собой обобще­ния, которые не контролируются непосредственно органами чувств. «Жизнь хороша», «Немцы — нацисты» и «Мы учимся на своих ошибках» — вот при­меры подобных глубинных убеждений.

Наши органы чувств передают нашему головному мозгу подавляющее коли­чество сенсорных переживаний. Мы формулируем их посредством языка. Мы делаем обобщения в отношении действительности, которые мы выражаем при помощи слов. Если мы однажды сделали какие-то обобщения, впоследствии они оказывают влияние на наши ожидания и через них на наше восприятие. Мы должны пропускать тот сенсорный опыт, который не соответствует нашей модели мира или преобразовывать его таким образом, чтобы он ей соответст­вовал. Так возникает взаимодействие между нашей языковой моделью мира и нашим сенсорным «восприятием» мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.