Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствия и социальные коды: учебные занятия




 

В нашем обществе люди, говоря о социальных отношениях, широко исполь­зуют такие понятия, как высоко, низко, слева, справа, близко и далеко. Воз­никает вопрос, являются ли эти понятия «действующими метафорами» (см. главу 21, «Метафоры») или «предикатами» (см. главу 6, «раппорт»), или и тем, и другим одновременно? Иными словами, является ли подобное слово­употребление только «способом говорить» или воспроизводит при этом ис­пользуемые субмодальности?

На двух учебных занятиях мы исследовали соответствия в социальных кодах: подходят ли множеству людей одни и те же кодирования посредством модальностей для одних и тех же видов социальных отношений? Проведен­ные занятия показали, что данный вопрос подлежит исследованию, хотя точ­ная методология еще не окончательно разработана. Мы выяснили, что между используемыми кодированиями посредством субмодальностей имеется боль­шое соответствие; в особенности, когда речь идет о людях, в отношении кото­рых существует определенная эмоциональная сопричастность, например, лю­бовь, ненависть, уважение или сочувствие.

В 1993 году мы провели первое учебное занятие, посвященное соответст­виям и различиям в социальных кодах. Работа проводилась с 24 слушателями курсов НЛП, которые не были знакомы с понятием «социальные коды». Всех участников группы попросили обозначить места для четырех определенных ти­пов людей, разместив их в окружающем их пространстве. Полученную картину им предложили воспроизвести с помощью специальных схем. Данная схема представляла собой изображение, центральное место в котором занимало поня­тие «я сам», а вокруг должны были располагаться участки с определенными типами людей. В данном изображении круг обозначал «горизонт». Типы людей, которые выступали за верхние пределы горизонта, должны были быть разме­щены за пределами круга, остальные внутри круга. Трое из 24 участников эксперимента, по их словам, не смогли достаточно четко отобразить желаемую картину на двухмерной плоскости; 21 участник справился с заданием.

Однако у всех возникли сложности с четким определением понятий «высоко-низко» и «близко-далеко» применительно к их изображению. Участни­кам был задан следующий вопрос: Где — слева/справа, сзади/спереди, выше/ниже, далеко/близко — вы поместили неприятных людей, приятных лю­дей, сильных людей и слабых людей? Чтобы показать эти места на схеме, им предложили использовать буквы N, A, S и Z.

Данное задание было дано устно, и у участников было достаточно време­ни для размышления. Если участники эксперимента просили нас объяснить поподробней, что, например, мы подразумеваем под словом «сильный», мы не «авали им ответа. Нам хотелось дать им возможность самим определить свое значение данных слов. Результаты эксперимента выявили следующий паттерн (схему).

И участников эксперимента поместили неприятных людей спереди, а 10 остальных участников — сзади. Неприятные люди, помещенные сзади, были размещены ниже, чем те, которые были помещены спереди. Только у 2 участ­ников из 11 располагались ниже линии горизонта Приятных людей все уча­стники эксперимента поместили спереди, при этом справа приятных людей было помещено в два раза больше, чем слева. Кроме того, приятные люди были расположены скорее ниже, чем выше. Слабых людей 19 участников из 21 поместили ниже линии горизонта. При этом 16 из этих 21 поместили сла­бых людей слева сзади (низко). В отличие от них 11 из 21 поместили силь­ных людей посередине-высоко-спереди.

В тот же самый год мы повторили данный тренинг с группой из 51 слу­шателя курсов НЛП, которые также не имели представления о данной проце­дуре и используемых понятиях. Результаты данного эксперимента практиче­ски полностью совпали с результатами первого тренировочного занятия. В связи с очевидным влиянием на результаты данного эксперимента таланта к рисованию и представления о пространстве мы ограничились следующими выводами:

Задание разместить типы людей в пространстве интуитивно легко пони­мают примерно 90% людей. Наряду с тем, что мы получили информа­цию о социальной панораме, мы получили также представление об об­щих тенденциях в пространственном кодировании социального мира.

Было доказано наличие соответствия между индивидуумами, однако были выявлены и существенные различия. Социальная панорама может быть весьма подходящей концепцией, если рассматривать ее как личную линию жизни в НЛП, то есть как единственное в своем роде воспро­изведение, свойственной каждому индивидууму. Наряду с влияниями культурного уровня, приводящими к соответствиям, существуют также прагматические влияния. Например: опасных людей мы стремимся всегда держать в поле зрения; помещать их за собой весьма рискованно. Поэтому сильных, неприятных людей мы часто встречаем несколько ближе к середине спереди. Приятных людей мы предпочитаем видеть поближе к себе, желательно, рядом с собой. Именно так мы чаще всего размещаем приятных людей. Нет никакого сомнения в том, что социальный код человека опирается на множество его часто очень неявных социальных убеждений. В конце настоящей главы мы поговорим о некоторых возможностях применения социальной панорамы.

МЫ И ОНИ: МЕХАНИЗМЫ «В ГРУППЕ/ВНЕ ГРУППЫ»

 

Как уже говорилось в главе 18 («Классификация и иерархия»), наш процесс мышления в большей степени определяется базовыми познавательными функциями «распределение» и «подразделение в соответствии с иерархией». Аналогичное распределение по категориям и подразделение в соответствии с иерархией действует и при разделении понятий «мы» и «они»: явление, кото­рое социальные психологи называют «механизмами в группе/вне группы». Эта форма мышления присуща человеку как социальному животному. Меж­человеческая карта действительности нуждается в четком разграничении, од­нако цена этого разграничения часто оказывается слишком высокой. Психи­ческие механизмы понятия «принадлежать» к одной группе и не принадле­жать к другой группе, без сомнения, являются движущей силой многих кровопролитий и других печальных явлений. Нам, НЛ-программистам, не требуется слишком много фантазии и идеализма, чтобы задать себе вопрос: нельзя ли смоделировать способность к миролюбивому совместному существованию? Уравновешенное обращение с понятиями «они» и «мы», несомнен­но, является одним из необходимых для этого условий. Повседневное название этой способности — «деполяризация». Как же она проявляется?

Субъективная реальность поляризации сопровождается кодированиями посредством субмодальностей, в которых «другая» группа существенно отли­чается от «собственной» группы. Как красный цвет отличается от синего, а левая сторона от правой. Создается впечатление, что направление и расстоя­ние (расположение) субмодальностей при кодировании различия между «мы» и «они» часто являются критическими.

Если мы хотим узнать, какое место определенная группа людей занимает в чей-то социальной панораме, мы можем спросить об этом следующим обра­зом: «Когда ты думаешь об этой группе X, в каком месте ты ее при этом ви­дишь? В каком направлении и на каком расстоянии?» Другой возможной формулировкой является: «Когда ты думаешь об этой группе X, с какой точ­кой или каким направлением она ассоциируется у тебя, по твоим ощущениям, в наибольшей степени?».

Направление и месторасположение не ограничиваются исключительно ви­зуальной модальностью. Аудиальные аспекты тоже могут быть весьма важны: «Не слышишь ли ты какие-нибудь голоса, когда думаешь о группе X? Откуда они раздаются? Они звучат внутри тебя или доносятся снаружи?» Вопросы такого типа являются относительно новыми. Социальную панораму мы мо­жем распознать в теории социальных полей Курта Левина, а также в принци­пах социометрии и социографии (социограммы). При этом доминирующими являются визуальные субмодальности. Уильям Джеймс в своей книге Вари­анты религиозного опыта (De varianten van religieuze ervaring) еще в 1902 году упоминал «ощущения присутствия». Мы можем почувствовать кого-то рядом с собой, даже если этого человека нет рядом с нами. Следующий шаг в иссле­довании социальной панорамы затрагивает кинестетический аспект: «Где ты ощущаешь группу X?».

В том случае, если у людей, размышляющих о возможном месторасполо­жении групп, возникают проблемы, мы можем помочь им, спросив их вначале о месторасположении их ближайших родственников. Определить эти места часто бывает достаточно просто. «Мой отец стоит за мной...». Необходимо стараться избегать появления сомнений в отношении подобной информации. Когда люди слишком сильно над чем-то задумываются, иногда они не могут дать по этому поводу объективную информацию. Помочь им при этом можно следующим образом: «Делай то, что подсказывает тебе твоя интуиция» или «Представь себе, что ты это знаешь». У людей, обладающих опытом поиска личных линий жизни, как правило, не возникает трудностей с социальной панорамой, хотя последняя и является более «расплывчатой».

Приведем пример. Предприятие, на котором работает Мерел, было объе­динено с другим предприятием. Однако Мерел это ничуть не радует. Мерел, всегда говорила «они», когда речь шла о рабочих с другого предприятия, и «мы», когда речь шла о рабочих ее прежнего предприятия. Это различие меж­ду «они» и «мы» действует на Мерел очень неблагоприятно. Становится ясно что до тех пор, пока Мерел будет так «сильно» чувствовать это различие, она не сможет нормально работать вместе с «ними».

Связь в группе/вне группы у Мерел ясна. Разумеется, она видит гораздо больше различий между людьми: богатые-бедные, мужчины-женщины, и преж­де всего: люди с детьми и люди без детей. Но эти различия к данному делу не относятся, так как у «них» тоже есть маленькие дети, однако это не может по­мочь Мерел, которая проявляет большой энтузиазм в вопросе о наличии детей.

Критическими субмодальностями, посредством которых у Мерел закоди­ровано различие между «они» и «мы», являются цвет и месторасположение. «Они» синего цвета и очень далеко. Кроме того «они» часто находятся слева и имеют маленький размер: Что же будет происходить с Мерел в том случае, если она раскрасит «их» в более теплый цвет и чуть приблизит? При этом у нее появляется «непривычное ощущение». «Теперь я больше не знаю, кто та­кие «мы!» — удивленно вскрикивает она. «Как мы сможем все контролиро­вать, если они так сильно приблизились?».

Как и в случае с другими субмодальностями, экологические трудности, как правило, возникают непосредственно после изменения критических суб­модальностей. НЛ-программист спрашивает: «Как ты можешь позаботиться о том, чтобы не испытывать трудностей в связи с тем, что ты больше не знаешь, кто такие «мы»? Возможно, теперь мы это «они и мы»; Возможно такое?» И: «Какие негативные последствия могут быть связаны с тем, что вы больше не можете все контролировать?» После некоторых поисков выясняется, что, в данном случае появилось большое пространство, так границы между «они» и «мы» стали более размытыми. В плане внутренних ощущений также про­изошло много изменений. Однако еще интересней то, что явно проявилось ощущение «солидарности со всеми людьми». Теперь Мерел видит, какой не­далекой она была, и она очень рада тому, что больше такой не является.

Механизмы «в группе/вне группы» становятся причиной множества проб­лем, возникающих между людьми. Негативный образ «вне группы» вызывают и поддерживают члены своей группы: они учат «очернять» противную сторо­ну и вознаграждают друг друга за это.

Расизм представляет собой сочетание классификации и подразделения в соответствии с иерархией на основе этнической принадлежности: они другие и они хуже, мы другие и мы лучше. Чтобы быть расистом, человек должен воспринимать население страны или часть земного шара как определенную категорию. Достичь этого можно только в том случае, если использовать при формировании концепции относительно данной группы людей опущение, обобщение и искажение. Кроме того, иерархический аспект — «они хуже» - подготавливает почву для этноцентрически направленного поведения. Разделять означает создавать условия для подразделения в соответствии с иерархией.

Обращение с предрассудками и предубеждениями является следствием «кодирования посредством субмодальностей» (см. главу 15, «Субмодаль­ности»). При кодировании посредством субмодальностей речь идет о выделе­нии определенных субмодальностей с тем, чтобы получить возможность луч­ше распознать концепцию (стереотипизация, как в случае с карикатурами). Личная линия жизни является наиболее выразительным примером кодирова­ния посредством субмодальностей в рамках НЛП (см. главу 15, «Субмодаль­ности»). Таким образом люди могут отличать друг от друга прошлое, настоя­щее и будущее. Однако с кодированием мы встречаемся повсюду. Кодирова­ния посредством субмодальностей представляют собой преобразование дейст­вительности в определенных субмодальностях с целью получить возможность лучше распознавать соответствующие концепции. Расист должен уметь отли­чать аборигенов от европейцев и, вероятно, должен мысленно представлять их еще более черными, чем они есть на самом деле; Однако наряду с преобразо­ванием внешних признаков члена «вне группы» часто используются и другие способы распознавания. Возможно, в социальной панораме расиста абориген воспроизводится как нечто более расплывчатое.

НЛ-программисту, который интересуется вопросами этноцентризма, имеет смысл заняться моделированием использования предрассудков и предубежде­ний. Основным вопросом при этом является: Как человек «создает» опреде­ленное предубеждение? Социальная панорама является инструментом, с по­мощью которого может осуществляться моделирование. Еще более интерес­ным проектом моделирования, несомненно, является следующее: Существует ли такой человек, которому удалось избавиться от весьма негативного преду­беждения? Как он это сделал? И что потребовалось ему для того, чтобы изба­виться от этноцентрической точки зрения и научиться рассматривать страда­ния группы, которая вначале подвергалась дискриминации, как равноценные? Как этот человек отнесся к произошедшим при этом изменениям в своей соб­ственной социальной личности и к негативной реакции со стороны членов его прежней группы, с которыми не произошли подобные изменения? Существуют ли примеры на этот счет? Есть ли такие южно-африканцы, которым удалось отказаться от системы апартеида? Есть ли такие бывшие нацисты, которые отказались от антисемитизма? Что именно субъективно в них изменилось? Удалось ли им изменить напряжение, подозрение и неравноценность на при­нятие, доверие и равноценность?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.