Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяин над хозяином: субъективизм социального доминирования




 

В древние времена... когда саблезубый тигр неожиданно... за кем ты побежишь? За кем последуешь, за Урагом или за Юммикитом? Ураг обладает большой силой, однако Юммикит гораздо более ловкий. Что, если сейчас все племя в пани­ке разбежится, а Ураг скроется в лесу, в то время как Юммикит побежит по равнине?

В нынешней социальной жизни мы сталкиваемся с теми же самыми дилеммами: кому ты позволишь повести себя? За кем ты последуешь? Ведь в опасные для жизни моменты мы оказываемся перед выбором: ты за или про­тив? За кого ты проголосуешь? Кто поддержит тебя на собрании, а кто не протянет тебе руку помощи?

Социальное доминирование, лидерство, власть, социальный престиж име­ют прямое отношение к познавательной функции «иерархического мышле­ния». Иерархии, которая царит в головах лидеров и тех, кто идет за ними. Следствием этого является лидерское поведение. Лидер может весьма активно способствовать тому, что его сторонник будет связывать с ним очень высокие социальные обозначения. При этом стороннику придется использовать силь­ное кодирование посредством субмодальностей, чтобы быть абсолютно уве­ренным в том, что он следует за верным лидером. Чтобы достичь этого, он должен отводить лидеру центральное место в своей социальной панораме и представлять его более высоким, более могущественным, более сильным, чем все остальные. Люди стремятся к тому, чтобы связывать с определенным со­циальным обозначением только одного лидера, что позволяет им легче делать выбор. Сложно иметь дело с двумя чемпионами мира. Или с двумя президен­тами. Если имеется два равноценных лидера, их сторонникам потребуется приложить много усилий для того, чтобы прийти к окончательному выбору. То же самое мы можем наблюдать и в спорте. Из шестнадцати конькобежцев, каждый из которых великолепен, необходимо выбрать того, кто получает наи­более доминирующее кодирование посредством субмодальностей. Разница, составляющая сотые доли секунды, мысленно переводится в метры. Ведь доля секунды не сопоставима с субмодальностями понятия «чемпион».

При этом выясняется, что понятие «лидерство» связано с контекстом; чемпион по конькобежному спорту не является автоматически премьер- министром; социальные обозначения, которые люди дают друг другу в одной ситуации, не аналогичны обозначениям, которые они дают друг другу в иной ситуации. К примеру, Юммикит является лидером в тот момент, когда в тол­пе наблюдается взрыв социального напряжения, который может быть вызван изменой или воровством. А Ураг является лидером, если возникает угроза со стороны вражеских племен или диких зверей. Поэтому... следуй за ним, если нападет саблезубый тигр! При кодировании посредством субмодальностей контекст всегда имеет большое значение. Поэтому необходимо различать, когда речь идет о спорте, когда о политике, когда об искусстве, а когда о чем-то ином.

В социопсихологическом исследовании понятия «лидерство» большое внимание уделяется факторам, позволяющим человеку стать лидером. Не­сколько меньше внимания уделяется тем факторам, которые делают человека чьим-то сторонником (Brown 1988). Несмотря на то, что некоторые люди ка­жутся «прирожденными лидерами» — люди с личностью лидера — они будут ничем, если у них не будет добровольных сторонников. Поэтому на лидерство нужно смотреть, как на некое взаимодействие, при котором иерархические отношения затрагивают как лидеров, так и их последователей. Они подразделяют друг друга и самих себя с помощью примерно одних и тех же важных социальных обозначений. А если этого не происходит, возникают конфликты: лидер и его сторонники начинают обвинять друг друга в зависимости или непослушании, отсутствии лояльности или злоупотреблении властью.

Иерархия в группе осуществляется под влиянием двух различных форм взаимодействия:

(а) взаимодействие между лидером и его сторонником;

(б) взаимодействие между сторонником и сторонником.

Можно сказать, что мета-сообщением во взаимодействии лидер-сторонник является фраза: «Я хозяин», а мета-сообщением во взаимодействии сторонник-сторонник является фраза: «Он хозяин».

Для развития демократичного лидерства преимущество должно быть от­дано взаимодействию между сторонником и сторонником. В этом случае сто­ронники примут совместное решение о том, чтобы поместить лидера на самом верху в своей иерархии.

Социальное доминирование уходит корнями в определенные генетические факторы: стадо зверей может выжить только в том случае, если у него есть опытные, сильные и умные вожаки. Как показали исследования, проведенные Юдее Бургоон, у людей физическая привлекательность оказывает еще более сильное социальное влияние, чем доминирование (Burgoon 1991). На привле­кательных людей больше смотрят и к ним больше прислушиваются. Некраси­вые лидеры значительно уступают своим красивым соперникам. С точки зре­ния биологии можно придти к выводу, что размножение более важно, чем социальный порядок в стаде.

Физическая сила также является у людей фактором лидерства. Однако рост оказывается при этом еще важней, возможно, потому, что критической субмодальностью лидерства очень часто является понятие «низкий-высокий». Разумеется, это связано с тем фактом, что мы, будучи детьми, обычно соприкасаемся с лидерством в лице значительно «более высоких» взрослых. Джон Ганн считает, что еще одним способом занять более высокое место в иерархи является агрессия. Он установил, что людям, которые прибегают к агрессии как правило, не удается добиться контроля, власти и славы другим способом Бессилие может приводить людей к весьма агрессивному поведению (Gum 1991). Если ты маленький и некрасивый, тебе лучше быть сторонником, в противном случае тебе придется бороться и воевать.

Наряду с внешним видом человека еще одним очень важным фактором лидерства является качество его центральной нервной системы. Это качество мы определяем по мыслительной, моторной и вербальной скорости (Derb en Sinclair 1990). Обладая очень быстрым мозгом и соответствующим моторным аппаратом, мы имеем возможность очень быстро одолеть своих противников. Быстрая реакция, умение быстро говорить и принимать решения дают боль­шие преимущества. Вербальные способности, тон голоса, артикуляция и вла­дение языком также имеют непосредственное отношение к лидерству. В главе 21 («Метафоры») мы будем говорить об их функции в рамках коммуникации с силой: лидеры с удовольствием прибегают к метафорам.

Наряду с тем лидерство во многом выигрывает благодаря наличию спо­собности к избирательному вниманию. Эта способность к избирательному вниманию дается всем от природы в различной степени. Тот, кто обладает этой способностью в значительной степени, может сосредотачивать все свое внимание на личных целях, не отвлекаясь при этом на то, что делают или говорят другие люди. Это и есть «сила воли»: умение придерживаться своей собственной линии.

Обладая этими природными качествами, остальные качества человек мо­жет развивать в себе самостоятельно. Моррис и Бэрри исследовали группу, состоящую из 281 студенческого лидера. Убеждения членов этой группы ока­зались менее иррациональными, чем убеждения членов контрольных групп. Идеи студенческих лидеров оказались в сильной степени нацеленными на будущее. Члены этой группы видели перспективу на будущее в среднем на 4,6 года (Morris et Barry 1992). НЛ-программисты получают подобную информа­цию в процессе терапевтической работы с линиями времени. Видение буду­щего может позволить человеку стать признанным лидером, особенно, если это видение сопровождается большим чувством реализма и... подходящей внешностью.

Исследование с точки зрения гуманистической психологии показывает, что люди, обладающие отличительной чертой, которую Авраам Маслоу назы­вает «самоактуализацией», не стремятся к руководству организациями. Возможно, мотивацией некоторых людей, стремящихся к лидерству, являются их внутренние конфликты; может быть, лидерство необходимо им для компенса­ции их чувства неполноценности, как это часто нам представляется? Но как бы то ни было, если это кому-то необходимо, значит это является частью его мыслительного «программного обеспечения» лидера. Если мы намерены смо­делировать лидерство, нам необходимо обратить свое внимание на те аспекты, которые могут быть изучены. Как это получается у маленьких, непривлека­тельных, медлительных, не обладающих большой силой воли лидеров? Обла­дают ли они видением и реализмом в достаточной мере?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.