Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные убеждения и конкретные инструкции




БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

НЛ-программисты — не единственные, кто предлагает моделирование. Люди, которые работают в определенной сфере, будь то терапия, образование, кон­сультирование, менеджмент или что-то еще, также имеют свое представление о том, как нужно что-то делать. Они предлагают принципы, модели и техники, которые позволяют им успешно выполнять свою работу. Что HJI-программист может может к этому добавить? Почему моделирование специалистов настолько важно, если имеется достаточно специалистов, которые способны сами объяснить, как и что нужно делать? Проблема со специалистами заключается в том, что тому, кто умеет что-то очень хорошо делать, не приходится этим задумываться. Этот человек достиг уровня бессознательной компетенции. Это явление можно передать поговоркой: «Глаза боятся, а руки делают», к осознанному мышлению это не имеет никакого отношения. Именно поэтому у специалиста все получается так хорошо. Его подсознание намечает основ­ные линии, а сознание заботится о деталях. Обратной стороной этой медали бессознательной компетенции является то, что специалист не может доста­точно ясно объяснить другим людям, что именно он делает. Важнейшие мо­менты скрыты у него в подсознании, и он часто не имеет о них никакого представления. Специалист по альпинизму может беспечно рассказывать о том, что альпинизм — это «преодоление перепадов высоты», однако ему не придет в голову упомянуть тот факт, что перед каждым восхождением он все­гда мысленно прощается с жизнью. И пока опытный терапевт подробно рас­сказывает о различных нюансах в его техниках ведения беседы, он иногда за­бывает сказать о том, что он всегда сначала оценивает платежеспособность клиента.

 

 

Специалист, который стремится передать свои способности — через книги или обучение — часто дает либо слишком глобальные, либо слишком специ­фические инструкции. Например, он с жаром преподносит свое убеждение: «В терапии необходимо всецело полагаться на свою интуицию», или: «В данное время лидерство является вопросом точки зрения». Подобные «слоганы», до­полненные рассказами об их успешном применении на практике, несомненно, оказывают воодушевляющее воздействие. Читатели или участники семинаров полны энтузиазма. Они проявляют готовность уже на следующий день начать применять полученные знания на практике. Однако часто выясняется, что одного только энтузиазма и осведомленности явно не достаточно. Эти люди переняли некоторые убеждения специалиста, но они не обладают его способ­ностями. А без способностей убеждения не представляют практически ника­кой ценности.

Некоторые специалисты отказываются от глобальных лозунгов. Они ста­раются дать очень конкретные инструкции относительно того, как необходимо действовать. Например: «Всегда сначала спрашивайте у клиента, легко ли он нашел ваш офис, и предлагайте ему чашку кофе», или: «Если звонит теле­фон, всегда снимайте трубку между третьим и четвертым гудком и ждите две секунда, прежде чем начнете говорить». Преимущество подобной инструкции заключается в том, что она может быть в точности выполнена. Недостаток ее заключается в том, что общая сумма данных, которые кто-то хочет передать, включает в себя такое количество различных способов поведения и правил типа «если — то», что их одновременное исполнение представляется абсолют­но невозможным, даже если специалист может дать всем им точное определе­ние (что, как правило, тоже невозможно, так как все, что он делает лучше всего, он делает по большей части бессознательно).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.