Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование




ПРИМЕР

Начинается занятие. Участники сели в кружок, а доцент тем временем что-то рассказывает об обычных вещах. В этот момент все видят друг друга и полу­чают представление друг о друге, которое основывается на распознавании субмодальностей личных важных социальных обозначений каждого участни­ка. Согласно исследованиям Кальмы, социальное доминирование мы способ­ны заметить по взгляду человека (Kalma 1991). Подобное положение в соот­ветствии с иерархией, основанное исключительно на невербальной информации, вряд ли может быть подвержено влиянию того, что мы хотим узнать о людях или чего мы от них ожидаем. Следовательно, если в процессе пред­ставления каждый присутствующий будет о чем-то рассказывать, это в весьма незначительной степени повлияет на его местоположение на иерархической лестнице. Выводы, сделанные в процессе исследования Рихардсом и его кол­легами, подчеркивают значение невербальных выражений по отношению к социальному доминированию. Рихарде и его коллеги пришли к следующим выводам (Richards c.s. 1991):

1. Мужчины формируют различные образы доминирующих и подчин­енных женщин.

2. Эти образы большей частью основываются на невербальных сигналах.

3. Доминирующие и подчиненные женщины проявляют явные различия в поведении и внешности.

4. Мужчины склонны эксплуатировать подчиненных женщин.

Вполне вероятно, женщины также формируют различные образы мужчин типа «мачо» и подчиненных мужчин и основывают эти образы в значитель­ной степени на невербальной информации. Различия между полами в соци­альном доминировании предоставляют нам сегодня большое пространство для исследования. Именно эти различия, как правило, способствуют тому, что образ лидера мы чаще связываем с мужчиной, чем с женщиной.

Очевидно, что задолго до того, как кто-то в группе что-то сказал или с лал, его внешность уже все о нем рассказала. Влияние сигналов при этом значительно превосходит все то, что за ними следует, по крайней мере в том случае, когда речь идет о социальном доминировании.

В процессе знакомства каждый участник активизирует важные социаль­ные обозначения. На основании этих социальных обозначений каждый подразделяет всех окружающих на категории. После этого каждый получает «представление о группе». В этом представлении себе ты тоже отводишь оп­ределенное место, сравнивая себя с окружающими на основании своих важ­ных социальных обозначений: Эти более удачливые, чем я, а эти — менее. Эти немного старше меня, а эти еще совсем молодые. Ты знаешь, с кем и в какой социальной категории ты находишься. После представления и первой дискуссии образы определенных участников становятся все больше проясня­ются. Они поднимаются выше и снижаются, они приближаются или еще больше удаляются. Кто-то выделяется на общем фоне, другие сливаются и исчезают из виду в темных глубинах неосознанного кодирования посредством субмодальностей.

В дискуссиях мы выясняем, принадлежим ли мы к большинству или к меньшинству. Таким образом мы можем на все сто процентов определял» свое поведение. И пока мы убеждаем кого-то, склоняя его к своей точке зре­ния, его мельчайшие невербальные реакции оказывают влияние на наше вос­приятие того, какого мнения он придерживается. Мы можем наблюдать за его «изменением взглядов» и одновременно с этим передаем ему субмодальности своей группы. «С Янссеном все в порядке!» (Применение социальной панорамы при обучении групп; тренинги, посвящен­ные лидерству, и поведение «в группе/вне группы» подробно описаны в книге The Social Panorama: NLP and Group Processes (Derks, 1995).

 

Бэндлер называет НЛП «подходом, оставляющим за собой наследие новых навыков» («An attitude that leaves a trail of techniques behind it»), a Гриндер говорит, что НЛП является «моделированием выдающегося челове­ческого мастерства» («the modelling of human excellence»). Одним словом, НЛП — это моделирование; НЛП представляет собой ответ на вопрос: Как научить одного тому, что может другой? Большинство людей знают НЛП благодаря его многим техникам, другими словами, они знают НЛП по ре­зультатам моделирования. В настоящей главе мы поговорим о самом моде­лировании, а также о принципах и процедурах, с помощью которых создаются техники НЛП.

Если вы хотите уметь определять структуру чьего-то опыта, как вы смо­жете это использовать? Первое применение заключается в том, что вы полу­чаете возможность видеть, как кто-то «делает» проблему. Как отец А каждый день снова и снова злится на свою дочку-подростка? Или как предпринима­телю В удается обанкротиться в третий раз? Когда мы знаем, какие внутрен­ние паттерны (процессы, шаблоны) приводят к подобным результатам, мы имеем возможность что-то предпринять. Однако наряду с проблемами необ­ходимо принять во внимание и их разрешение. Как отцу X удается поддержи­вать хороший контакт со своей дочерью, несмотря на их совершенно разные взгляды? Или как предприниматель Y во времена экономического спада до­бивается процветания своего предприятия? Подобные способности мы можем «перенимать» при помощи моделирования. Переняв их однажды, мы можем их «размножать» и продавать или просто дарить людям, которые в них нуж­даются.

С помощью моделирования мы можем сделать «целесообразно возмож­ными» необычные способности человека. Слово «целесообразный», возможно, нуждается в пояснении. Целесообразность - это соотношение между затрата­ми и выгодой. Представим себе, что индийский йог говорит: «Ты можешь снизить температуру своего тела на два градуса, если в течение десяти лет ежедневно по три часа будешь размышлять о понятии «холод». Данная способность является вполне возможной, однако не целесообразной, по крайней мере, если от понижения температуры твоего тела на два градуса не зависит твоя жизнь. Обратным примером соотношения затрата-выгода, является совет помогающего в бизнесе гуру, который говорит: «Ты можешь увеличить в раза свой оборот, если один раз в неделю будешь становиться перед зеркалом и говорить себе: «Моя продукция вне конкуренции!» В данном случае затраты являются минимальными, хотя шансы на выгоду, увы... К чему стремимся, используя моделирование? Нашей задачей прежде всего является развитие техник, которые позволят достигать значительную выгоду при ограниченных затратах.

При этом мы исходим из того, что особые способности основываются на особом субъективном опыте. Тот, кто умеет что-то делать исключительно хо­рошо, имеет исключительные убеждения и особый способ думать, чувствовать и действовать. НЛП помогает учитывать эту уникальную структуру опыта и переносить ее. Хорошо, что мы, НЛ-программисты, можем спросить себя: «Чего бы мне хотелось?» или: «Что необходимо моей группе?», а потом име­ем возможность разрабатывать соответствующую технику НЛП или програм­му тренинга. Если кто-то хочет чему-то научиться, это может быть смодели­ровано. Пресуппозиция НЛП гласит: «Если это может кто-то другой, я могу этому научиться». Разумеется, когда речь идет об определенных способностях, которые могут быть смоделированы, существуют некоторые этические и нев­рологические ограничения. Способности сотен людей, которые за прошедшие годы были смоделированы в Институте Эклектической Психологии (IEP), варьируются от весьма специфических моторных навыков, как, например, «стрельба из пистолета вслепую» или «задерживание дыхания в процессе пе­ния», до таких глобальных способностей, как «умелое осуществление руково­дства» или «способность взять управление своей жизнью в свои руки». Кроме того, моделируемые способности варьируются в зависимости от своего содер­жания от типичных терапевтических, как, например, «избавление от негатив­ного внутреннего голоса» или «определение ауры», до таких чисто деловых, как «умение сосредоточиться во время переговоров» или «разработка градо­строительных проектов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.