Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка цели на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым к форме целей




От проблемы к цели

Первое описание

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

 

Ниже приводится описание конкретного случая. Случай описан в телеграф­ном стиле, иными словами, из него было удалено все, что не имеет непосред­ственного отношения к процессу определения показания.

Прежде всего осуществляется проверка цели на предмет ее соответствия условиям, предъявляемым к форме целей. Затем определяется структура ны­нешнего состояния и структура желаемого состояния. После этого осуществ­ляется так называемое двенадцатикратное разделение, иными словами, приво­дится описание всевозможных предполагаемых препятствий; иными словами, выявляются возможные ответы на вопрос: «Что тебе мешает, чтобы...», или «Почему происходит так, что...». Впоследствии называются техники, которые лучше всего подходят для устранения выявленного препятствия.

Клиент описывает свою проблему: «Я страшно волнуюсь, когда должен вы­ступать перед группой людей».

HJI-программист констатирует, что это формулировка проблемы, а не цели. Следовательно, он задает вопрос:

В(опрос): «Что бы тебе хотелось ощущать вместо волнения?»

О(ответ): «Мне бы хотелось ощущать спокойствие, чтобы более ясно из­лагать свои мысли».

Теперь у клиента и НЛ-программиста есть цель. Он приступает к проверке того, отвечает ли данная цель требованиям, предъявляемым к форме целей.

Сформулирована ли цель позитивно? задает НЛ-программист себе вопрос. Бели ответ положительный, предпринимать больше ничего не нужно.

 

Является ли цель проверяемой?

Полученная информация еще не является достаточной, поэтому НЛ-программист продолжает задавать вопросы:

В: «Как ты узнаешь, что достиг поставленной цели?»

О: «Как только я начну ощущать спокойствие во время выступления пе­ред руководством».

Данная формулировка дает достаточно информации для того, чтобы можно было ее проверить, однако слово «спокойствие» нуждается в уточнении.

В: «Что именно ты подразумеваешь под словом спокойствие?

О: «Ну, просто ощущение расслабленности во всем теле».

НЛ-программист переходит к следующему требованию, предъявляемо­му к форме целей. Находится ли цель под контролем клиента? спраши­вает он себя. Да, по большому счету, это так. Ведь речь идет о личных ощущениях клиента. Напряжение и расслабление — это те ощущения, на которые человек может влиять самостоятельно.

Следующее требование, предъявляемое к форме целей. Является ли контекст, в рамках которого должна быть достигнута цель, достаточно ясным.

Нет, разумеется, нет. Что именно означает «выступление перед руково­дством»? В этой связи HJI-программист задает следующий вопрос:

В: «О какой именно ситуации идет речь? Что представляет собой выступ­ление перед руководством?»

О: «Речь прежде всего идет о самых высших уровнях нашей организации».

Однако это не проясняет ситуацию до конца, поэтому НЛ-програм ставит вопрос метамодели:

В: «Какие именно высшие уровни ты имеешь в виду?»

О: «Собрание правления и две группы управления, членом которых являюсь».

И последнее требование, предъявляемое к форме целей: Является ли цель экологически ответственной?

Этого я, собственно, никогда не знаю, если только не произведу проверку (хотя, и в этом случае никогда нельзя знать наверняка...). Поэтому НЛ-прог­раммист спрашивает:

В: «Что бы изменилось в твоей жизни, если бы ты научился спокойно вы­ступать с докладом перед этими группами?».

О: «Я бы стал чувствовать себя гораздо лучше. Я бы стал лучше справ­ляться со своими обязанностями. Я думаю, что смог бы пойти дальше».

Подобный ответ производит впечатление, однако что именно означает фраза «пойти дальше»?

В: «Что ты подразумеваешь под выражением «пойти дальше?».

О: «Я имею в виду, что мог бы быстрее продвигаться по службе».

Теперь НЛ-программист задает вопрос о возможных негативных послед­ствиях, связанных с быстрым продвижением по служебной лестнице, чтобы еще раз протестировать экологию.

В: «Что могло бы измениться в худшую сторону, если бы ты начал быстро продвигаться по службе?»

О: «Мне, разумеется, пришлось бы работать более напряженно, потому что моя ответственность постоянно бы повышалась. Когда переходишь на оп­ределенный уровень, от тебя всегда ожидают, что ты будешь работать с удво­енной энергией. Что могло бы измениться в худшую сторону? Возможно, от этого пострадает моя личная жизнь».

НЛ-программист приходит к выводу, что пока все еще нет полной ясности относительно экологичности цели:

В: «Ты мог бы видоизменить свою цель таким образом, чтобы у тебя ос­тавалось больше времени для своей семьи? Постарайся воссоздать достаточно полный образ».

О: «В этом случае мне придется провести четкие разграничения. В пятни­цу ровно в три часа я отправляюсь домой, даже если работа еще не заверше­на. Я слышу, как я говорю себе: «Наступило время для семьи». Да, я думаю, что смогу это проконтролировать».

У НЛ-программиста все еще нет полной уверенности.

В: «Представь себе, что тебе еще необходимо решить очень важные вопро­сы. Дела, которые не могут подождать. Что ты будешь делать в этом случае?».

О: «Я все равно отправлюсь домой. Потому что если я не поддерживаю хороших отношений, к примеру, со своими детьми, моя работа от этого тоже только пострадает».

Хорошо, думает НЛ-программист, никогда нельзя знать наверняка, каки­ми будут последствия изменения, но мы, по крайней мере, об этом подумали...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.